Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии»

Бактерии. Строение и особенности
жизнедеятельности бактерий

Лотонина Ирина Алексеевна,
учитель биологии ГБОУ школа № 60
Выборгского района Санкт-Петербурга
7 класс
Учебник Н.И.Сонин, В.Б. Захаров
Предмет: биология
Уровень образования: общеобразовательный
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма проведения урока: интегрированный урок с приемами системно- деятельностного подхода
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности царства Бактерии, углубить знания о типах питания организмов на примере бактерий.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: изучить особенности строения и жизнедеятельности царства Бактерии, углубить знания о типах питания организмов на примере бактерий.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Активизация учебно-познавательной мотивации  (интерес, личная значимость)
Познавательные УУД:
- структурирование знаний;
- формулирование проблемы, гипотез, темы урока.
- построение логической цепи рассуждений;
- установление причинно-следственных связей;
- поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные УУД: 
- постановка и формулирование проблемы;
- целеполагание;
- планирование путей достижения целей;
- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
- оценка -  выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы. 
 
Этапы урока Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
 
Деятельность
обучающихся
 
Формирование УУД
I. Актуализация знаний. 1) Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2)Фронтальная беседа: какие темы мы изучали на предыдущих уроках?
 
3) Давайте вспомним, какие из организмов появились первыми на Земле?
4) Что вы знаете о Бактериях?
 
 
5) Действительно, бактерии широко распространены на Земле. Давайте подумаем почему и сформулируем проблему.
(Можно использовать слова-подсказки, если учащиеся затрудняются ее сформулировать: Зачем? Почему? Как?
 
 
6) Что нам для решения этого вопроса необходимо знать?
 
7) Определите тему урока
Приветствие
 
Предполагаемые ответы: 
- происхождение жизни на Земле и систематику организмов
- бактерии
 
- микроскопические размеры
- широко распространены
-часто вызывают заболевания
 
 
 
Формулируют проблемный вопрос:
Что позволяет таким маленьким организмам как бактерии выживать и процветать с древнейших времен до наших дней?
Строение, особенности жизнедеятельности бактерий.
 
Строение и особенности жизнедеятельности бактерий.
Записывают тему в тетрадь.
Личностные:
- формирование учебно-познавательной мотивации
Регулятивные:
- постановка и формулирование проблемы;
- прогнозирование результата.
Познавательные:
- структурирование знаний;
- формулирование проблемы, гипотез, темы урока.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
 
II. Принятие учебных целей и условий их достижения Вопрос:
Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий?
 
 
 
 
 
Давайте составим план урока.
Выдвигают гипотезу:
Если знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, то можно найти методы борьбы с болезнетворными бактерии и способы их использования в хозяйстве для медицины, сельского хозяйства и т.д.
 
План составляют и записывают в тетрадь:
1. Внешнее строение бактерий.
2. Внутреннее строение бактерий.
3. Особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, размножения, способы перенесения неблагоприятных условий).
Личностные:
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивов.
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование путей достижения целей;
- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
- установление причинно-следственных связей;
- умение структурировать знания;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Физкультминутка      
III. Проверка гипотезы, работа с информацией, ее анализ, формулирование выводов. Работа в парах (группах, колонках) с инструкционной картой.
Прочитайте текст на стр.22-26
По мере получения информации заполняйте инструкционную карту.
 
Проверка самостоятельной работы:
1. Строение бактериальной клетки

 
  1. Подпишите части клетки бактерии и их роль в клетке: жгутики, нуклеоид, мембрана, клеточная стенка из муреина, рибосомы, цитоплазма, впячивания мембраны, запас питательных веществ, слизь
 
2. Проверка задания на соответствие формы бактерий. (Возможна индивидуальная проверка пар или отдельных учеников)
Установите соответствие бактерий по форме:
Форма и объединения бактерий Названия бактерий
1.Пара кокков
  •  
2.Гроздь кокков Б.Спирилла (спирохета)
3. Вытянутая, скрученная в спираль
  •  
4. Цепь кокков
  •  
5. Изогнутая, в форме запятой
  •  
6. Шарообразная бактерия
  •  
7. палочковидная
  •  
 
3. В виде чего переживают неблагоприятные условия бактерии?.....................................
Комментарии учителя о том, что не все бактерии образуют споры, только бациллы и клостридии. Зная эти особенности можно определять меры профилактики заболеваний.
 
4.Особенности процессов жизнедеятельности
(питания, типа обмена веществ – дыхания  и размножения)
. Заполните схему по особенностям жизнедеятельности
  1.  
 
 
                   Особенности жизнедеятельности бактерий
 

Способы питания
  1.  
  2.  
  3.  
 
 
5. Вспомните, выдвинутую в начале гипотезу, нашла ли она подтверждение?
Если знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, то можно найти методы борьбы с болезнетворными бактерии и способы их использования в хозяйстве для медицины, сельского хозяйства
 
 
 
 
 
6. Нашли ли мы ответ на наш вопрос: « Что позволяет таким маленьким организмам как бактерии выживать и процветать с древнейших времен до наших дней?»
 
Работают в парах (группах, колонками) и заполняют инструкционные карты. (см. приложение)
 
 
 
 
 
Называют соответствующие частям клетки обозначения и озвучивают значения органоидов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
 
 
 
 
 
 
 
Некоторые бактерии образуют споры, в которых бактерии пережидают неблагоприятные условия, иногда долгие годы.
 
 
 
 
 
Способы питания: авто- и гетеротрофы
Дыхание: аэробы и анаэробы
Размножение очень быстро прямым делением
 
 
Да, зная особенности жизнедеятельности и строения бактерий можно прогнозировать и предсказывать их распространение и контролировать размножение и влияние бактерий на человека.
 
Да, бактерии приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях, выживают в условиях экстремальных, очень быстро размножаются, поэтому дожили до наших дней и процветают в современных условиях.
Личностные:
- действие смыслообразования.
Регулятивные:
- планирование путей достижения целей;
- умение самостоятельно контролировать свое время;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- установление причинно-следственных связей;
- умение структурировать знания;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
IV. Закрепление.
Итоговый самоконтроль и самооценка
Давайте ответим на вопросы теста. (возможно выполнение заданий индивидуально, выборочно)
Ответьте на вопросы теста:
  1. Какая из перечисленных особенностей клеток относительно остальных живых организмов характерна для бактерий?
 а) Возникли значительно позже других живых организмов
 б) наиболее крупные клетки
 в)  клетки  бактерий лишены ядра
 г) более мелкие клетки, чем у животных и растений
2. Какие живые организмы могут быть использованы в пищу бактериями?
а) грибы                              в) животные
б) все живые организмы       г) растения
3. Какая структура бактериальной клетки позволяет ей прикрепляться к поверхности разных субстратов?
а) ворсинки    в) выросты мембран
б) рибосомы    г) жгутики
4. Как называется спиральная форма тела бактерий?
 а) спирохета   б) кокк      в) палочка     г) вибрион
5. Как называется шаровидная форма тела бактерий?
а)спирохета     б) вибрион     в) палочка     г) кокк
 
 
Рефлексия:
- Что нового вы узнали на уроке?
-Что вас удивило в особенностях жизни бактерий?
- Что было сложным для вас?
Выставление оценок:
Критерии:
- активность работы в паре (группе)
- правильность выполнения заданий
- полнота ответа и построение причинно-следственных связей
- если задания выполнялись индивидуально, то за выполненные задания.
Домашнее задание:
1. стр.22-26 учебника
2. Подготовить доклад (презентацию, составить кластер, интеллект-карту) на тему «Значение бактерий в жизни человека»
 
 
 
1- в
 
 
 
2-б
 
 
3-а
 
 
 
4-а
 
5-г
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Запись домашнего задания
Личностные:
- понимание личной значимости.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения результата с эталоном;
- оценка -  выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.
Познавательные:
- структурирование знаний;
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
 
  
Инструкционная карта. 
  1.       Подпишите части клетки бактерии и их роль в клетке: жгутики, нуклеоид, мембрана, клеточная стенка из муреина, рибосомы, цитоплазма, впячивания мембраны, запас питательных веществ, слизь
  2. Установите соответствие бактерий по форме:
 
Форма и объединения бактерий Названия бактерий
1.Пара кокков
  •  
2.Гроздь кокков Б.Спирилла (спирохета)
3. Вытянутая, скрученная в спираль
  •  
4. Цепь кокков
  •  
5. Изогнутая, в форме запятой
  •  
6. Шарообразная бактерия
  •  
7. палочковидная
  •  
 
Ответы занесите в таблицу:
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
             
 
 III.      В виде чего переживают неблагоприятные условия бактерии?..................................... 
  1. . Заполните схему по особенностям жизнедеятельности бактерии.  
Особенности жизнедеятельности бактерий 
Способы питанияРазмножение
  1.  
  2.  
  3.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»