Нетрадиционные, нестандартные формы
контроля и оценивания обучающихся на уроках
Малышева Елена Сергеевна
На современном этапе развития образования особую актуальность приобрел вопрос контроля и оценки качества обучения. Возникла необходимость в поиске новых видов, форм, методов и средств объективной оценки динамики продвижения учащихся в образовательном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению.Задача учителя научить не только предмету, но и умению самостоятельным путем логически рассуждать, приходить к правильному ответу. Потому очень важно не сводить учет знаний учащихся к математическому воспроизведению суммы результатов по теме. Необходимо, во-первых, применять разнообразные формы опросов, во-вторых, привлекать учащихся в соавторы разнообразных форм контроля (взаимопроверка, познавательные задачи, проблематические ситуации). Привлечение учащихся к созданию текстов, схем, зачетов, задач, кроссвордов, дает возможность для проявления личных интересов.
В связи с этим целесообразно сочетать традиционные и нетрадиционные формы проверки, однако, учитывая дифференцированность времени отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.
Нетрадиционные формы проверки способствуют:
Формированию у учащихся интереса и уважения к изучаемому предмету
Воспитанию культуры общения и потребности в практическом использовании знаний и умений в различных сферах деятельности
Развитию речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитию ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся
Повышению качества контроля знаний и умений учащихся.
Урок – игра. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. В основном такие виды уроков используются в среднем звене. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях, применять полученные знания на практике. Проверка знаний на обобщающих уроках в форме игры, ненавязчива, не вызывает неприятные ощущения.
«Своя игра», ролевая игра «Суд над бактериями»
Творческие задания так же являются интересной формой контроля, позволяющей проявить творческие способности учащихся. Например, создание макета растительной клетки в 5 классе.
Некоторые темы при небольшом количестве учебных часов, требуют усвоения большого количества материала. Для решения этих задач, учащимся предлагается самостоятельная работа с различными источниками. В зависимости от поставленных целей и задач, учащимся предлагается подготовить сообщение, доклад (в старших классах) реферат. Начиная с пятого класса, я постепенно готовлю детей к такой работе, начиная с самой простой творческой формы – сообщения на 3-5 минут. При этом, материал должен быть изложен в виде рассказа, а не чтения, не допускается употребление терминологии, которая не понятна выступающему. Одно из правил: называть, поясняя, что это значит или не называть вообще. В сообщении должен просматриваться четкий план изложения, в связи с заданной темой. Информация должна быть интересной и в то же время научно-популярной. Данные уроки учат детей не боятся выступать перед аудиторией, доступно излагать информацию, при подборе материала – выбирать наиболее яркое и интересное.
Урок – конференция
Надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция - это своеобразный диалог по обмену информацией. Данные уроки способствуют расширению и углублению знаний по изученным вопросам; развитию умений работать с источниками информации; воспитанию интереса к самостоятельной работе с различными источниками информации (обычной и электронной).
Темы конференций: «Многообразие Хордовых животных» 7 класс
«Глобальные экологически проблемы и пути их решения» 10 класс
«Заболевания сердечно-сосудистой системы» 8 класс
Накопительная бальная система позволяет учащимся копить баллы за ответы, дополнения на уроке и обменивать их на оценку.
Кроссворд. Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые - на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них - 15-25.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память
Проектная деятельность. Объективную информацию об уровне знаний, умений и навыков учащихся дает использование в обучении метода проектов. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: презентация, статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Виртуальная экскурсия «Животные Ленинградской области»