Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока

Клеточное строение листа

Попова Олеся Игоревна,
учитель биологии ГБОУ школы № 253
им. капитана 1-го ранга П.И. Державина
Приморского района Санкт-Петербурга 
Тип урока: Урок формирования новых знаний, комбинированный.
Технологии: Информационно-коммуникационные, развивающего обучения,
проектно-исследовательской деятельности.
Цели и задачи:
Цель: Сформировать представление о строении и жизнедеятельности растительной ткани на примере мякоти листа, создав условия учащимся для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебной и жизненной ситуации.
  1. Предметные: Сформировать представление о строении и жизнедеятельности растительной ткани на примере мякоти листа, понимание взаимосвязи строения и функции растительной клетки, строения клеток и тканей листа и функций, выполняемых листом, научить методам работы с микроскопом, микропрепаратами, биологическими объектами.
  2. Метапредметные: Усвоить универсальные приемы познавательной деятельности и элементарные методы научного исследования,  помочь понять значение познания для жизни человека, воспитать интерес к познанию и бережное отношение к предмету изучения
  3. Личностные: Раскрыть для ученика красоту и совершенство окружающего мира, привить любовь к природе, своему краю, научить самостоятельно анализировать информацию и давать помимо практической нравственную оценку своей познавательной деятельности и полученным результатам.
Формируемые УДД:
Предметные: учащиеся умеют различать клетки, основные элементы тканей листа, понимают взаимосвязь строения и выполняемой функции, умеют работать с микропрепаратами, микроскопом, представляют его строение, умеют приготовить микропрепарат эпидермиса листа герани.
Метапредметные: формируется умение формулировать познавательную проблему, анализировать (разделять на элементарные составляющие, подбирать материалы и методы для исследования и последовательность их применения), синтезировать полученные данные с формированием целостного представления об объекте исследования; умение рассматривать, анализировать увиденное, зарисовывать, выделяя характерные особенности объекта, анализировать текст, понимание значения познавательной деятельности для жизни человека.
Личностные: формируется понимание гармонии и совершенства окружающего мира, уважение к природе, понимание особенностей и уникальности природы родного края, формируется любовь к нему.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, комнатные растения, микроскоп, листья традесканции, наборы для приготовления микропрепаратов, готовые препараты: «Эпидермис герани», «Лист камелии», «Лист клёна», ИКТ (слайды), карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал для составления модели листорасположения, гербарии растений, инструктивная карточка (Приложение1).
Список литературы:
  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2013 г.
  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2015г.
  3. Пасечник В. В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. . — М.: Дрофа, 2015г. Электронное приложение www.drofa.ru.
  4. Рейвн П.,  Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2 т.  Т. 2.: Пер. с англ. — М.: Мир, 1990
  5. Ван Саан А. Веселые эксперименты для детей. Биология / Пер. О. Кныш. — СПб.: Питер, 2011  
Сценарий урока по биологии в 6 классе «Клеточное строение листа»
  1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы организуем из нашего класса исследовательско-конструкторскую лабораторию. У нас будет очень большая и интересная работа и поэтому будет важен каждый участник. Все ли пришли?
  1. Постановка учебной задачи, мотивация познавательной деятельности, актуализация предшествующих знаний и подготовка к усвоению нового материала.
Представьте, что вы – инженеры. Как, по-вашему, может выглядеть устройство для преобразования солнечного света в другую энергию, например электрическую? Каждая парта – группа разработчиков. Обсудите проект друг с другом и нарисуйте. Максимальное время на работу - 3 минуты. Какая группа скорее представит свой проект? Это получится у тех, кто дружно работает, умеет выслушать товарища и четко сформулировать свою идею.
Представление классу наиболее интересных проектов. Демонстрация слайда с солнечной батареей. На самом деле, самое совершенное устройство уже есть в природе. Что это? (варианты учеников). Лист растения!  Демонстрация слайда с фотографией листа крупным планом. Мы с ним уже немного знакомы.
Проверка домашнего задания:
1. задание: - ботаническое лото (определить жилкование и форму края листовой пластинки) 2 экземпляра, по одному на первые парты (сирень-осина; сирень-яблоня; сирень-клён);
2. задание: - разделить гербарии растений и  со сложными листьями и с простыми листьями, вспомнить названия растений, которым принадлежат выданные листья. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения (индивидуально три учащихся по 4 растения) (липа, ясень, клён, ландыш; шиповник, дуб, пшеница сирень; конский каштан, берёза, рябина, хоста, )
  1. Изучение нового материала.
К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый конца  IX-начала XX века писал: «Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом». Мы уже знаем внешнее строение листа. Но чтобы понять, как он творит настоящие чудеса - преобразует свет, который нельзя пощупать руками, в энергию для жизнедеятельности,  благодаря которой растения могут поднимать камни и ломать асфальт,  и  из газов воздуха (углекислого газа и паров воды) образует  вещество, которое уже можно взять рукой и попробовать на вкус (глюкозу), т.е. чтобы понять, как «работает» лист нужно узнать, как он устроен изнутри.  Понимая, как живет и работает живой организм, мы можем с ним правильно обращаться, использовать для своей жизнедеятельности и делать по такому же принципу новые устройства, которые нам необходимы. Этим занимаются ученые. Что уже известно о строении листа. Диалог с классом с наводящими вопросами и короткими информацонными вставками в соответствии с материалом учебника с использованием слайдов). Записываем тему урока в тетради для лабораторных работ.
Сегодня мы рассмотрим в микроскоп листья некоторых знакомых вам  растений, постараемся определить его составные части, подумаем, с чем связаны особенности его внутреннего строения. У Вас у каждого на парте имеются микроскоп, наборы для приготовления микропрепаратов, живые кусочки листьев традесканции, постоянные микропрепараты «Эпидермис герани», «Лист камелии», «Лист клёна», инструктивная карточка (Приложение1).
  1. Строение кожицы листа и её функции
Работа с текстом учебника. Листовая пластинка состоит из множества клеток разной величины и формы, то есть имеет клеточное строение. Лист покрыт почти одинаковыми клетками, которые плотно прилегают друг к другу. Большинство их крупные, плотно прилегают друг к другу,  прозрачные. Прозрачность позволяет солнечному свету проникать внутрь листа. Это клетки кожицы, они живые. Кожица - один из видов покровной ткани растения. Она ещё называется эпидермисом.  Ребята, какую функцию выполняют клетки кожицы? Клетки защищают лист от повреждений и высыхания.
Выполнение лабораторной работы.  Подготовим микроскоп к работе. (см. Приложение1 п. 1-4) Приготовление и изучение эпидермиса листа традесканции, герани. Рис.№1 «Устьице с окружающими его клетками кожицы»
Ребята, лист – живой, он дышит. У нас с вами есть органы дыхания – легкие. А какие устройства для газообмена есть у листа? Несколько учащихся озвучивают свои предположения.
Для этого у листа есть устьица. Устьица представляют собой группу клеток, в совокупности образующих устьичный аппарат. Вода испаряется растениями, в основном, через устьица. Испарение спасает растение от перегрева.. Среди бесцветных клеток кожицы встречаются расположенные пáрами зеленые замыкающие клетки. Если они отодвигаются друг от друга, между ними появляется щель, если приближаются (замыкаются) – щель исчезает. Замыкающие клетки отличаются от других клеток формой, наличием большого количества хлоропластов и митохондрий, имеют неравномерно утолщенные оболочки, те, что обращены друг к другу, толще остальных. Когда вода наполняет замыкающие клетки, то устьице открыто, когда воды мало в клетке – устьице закрыто. Эти клетки и щель между ними называются устьицем.
Выполнение лабораторной работы.  (см. Приложение1 п. 5-6)
Проверяем правильность выполнения рисунка, оформляем рисунок на доске, вносим обозначения.
Рис.№1 «Устьице с окружающими его клетками кожицы»
Обозначения:
1-Клетки кожицы, 2-Замыкающие клетки, 3-Устьичная щель, 4-Хлоропласт, 5Межклетник
Ученик, быстрее всех выполнивший работы, выходит к доске для нумерации.
Изучим таблицу «Число устьиц у разных растений на 1мм2 поверхности листа». Юные исследователи, проанализируйте, от чего зависит количество и расположение устьиц на верхней и нижней поверхности листьев у разных растений. Сделайте вывод и обсудите его с учащимися класса.
Работа с таблицей «Число устьиц у разных растений на 1мм2 поверхности листа» (таблица приведена в учебнике). У листьев собранных с деревьев, растущих в пригородах, где воздух относительно чистый, на единицу поверхности листа приходится в 10 раз больше устьиц, чем у листьев деревьев сильно загрязненных промышленных районов.
Какой вывод из этого можно сделать? (Чем больше загрязнён воздух, тем меньше число устьиц. Число, распределение устьиц, типы устьичных аппаратов широко варьирует у различных растений).
Таблица 1. «Число устьиц у разных растений на 1мм2 поверхности листа»

 
 
Растения
Число устьиц на 1мм2  
Место произрастания
На верхней поверхности На нижней поверхности
Кувшинка 625 3 Водоём
Дуб
Клён
0
0
438
550
Влажный лес
Яблоня 0 246 Умеренно влажный лес
Очиток 21 14 Сухие песчаные места
Пшеница 47 32 Недостаточно влажное поле
                                                                                                                                                                                          
Учитель: - Заметили закономерность? Делаем выводы:
  1. Количество и расположение устьиц на верхней и нижней поверхности листьев связано с условиями, в которых произрастают растения.
  2. У плавающих растений водоемов устьица расположены на верхней поверхности листовой пластинки, а у большинства наземных растений  - на нижней.
  3. Чем в более влажных условиях произрастает растение, тем больше устьиц в кожице, чем в более сухих места – тем меньше устьиц.
4. Устьица растений засушливых мест располагаются как на верхней, так и на нижней поверхности листа, чтобы поглощать влагу из воздуха.                                                                                                  
                                                                                                                                                                                          
IV. Физкультминутка.  Чтобы понять другого, нужно попробовать побыть на его месте. Попробуем выполнить работу основных тканей растения: механической (иллюстрация опорной функции: встать, развести руки), проводящей – упражнение «Волна», покровной ткани (широко развести руки и плотно себя обхватить). Клетки покровной ткани крупные, прозрачные, плотно прилегают друг к другу – образовать руками круг над головой и сомкнуть с руками соседа.
Смоделировать работу устьиц (на свету устьица открыты, ночью закрываются)   вдвоем (встать, шаг друг к другу, шаг друг от друга по команде «день-ночь), то же ладошками (сложить-развести), теперь одной ладонью (согнуть-разогнуть пальцы, каждая ладонь по очереди), теперь только пальцами (сводить и разводить пальцы сначала все вместе, потом по очереди).
                                                                                                                                                                                          
Изучение нового материала (продолжение)
  1. Строение мякоти листа.
- Как вы полагаете, что находится под кожицей листа? (Под кожицей листа находится мякоть листа. Она образована клетками основной, или фотосинтезирующей ткани. Найдите клетки мякоти на рисунке (слайде)).
- В чем отличия увиденных клеток основной ткани. (Работа с иллюстрацией учебника).
       -В чем особенность их строения? (Содержат много хлоропластов, форма столбика. Это столбчатая ткань).
        - Какова функция столбчатой ткани? (Фотосинтез)
Под столбчатой тканью находятся клетки губчатой ткани. Они неправильной формы, неплотно прилегают друг к другу, содержат мало хлоропластов.
- Что находится между клетками? (Межклетники, заполненные воздухом).
Продолжаем работу с микроскопом. (см. Приложение1 п. 6-8)
 Изучение микропрепарата листа камелии. Продолжение выполнения лабораторной работы в тетрадях для лабораторных работ.
Рис.№2 Внутреннее строение листа
Оформление учеником таблицы на доске
Разновидности Форма клеток Расположение клеток Количество хлоропластов
Столбчатая ткань удлинённая плотно много
Губчатая ткань округлая или неправильная неплотно мало
 
  1. Строение проводящих пучков в листе.
Ребята, давайте обратимся к иллюстрации учебника, затем к тексту (Слайд).
- Что ещё есть в листе? (Дать провести пальцами по листьям комнатных растений). Правильно. Это проводящие пучки листа, - жилки.
-К  какому виду ткани относятся жилки? (Проводящей).
-Какую функцию выполняют проводящие пучки листа?
(Обеспечивают передвижение воды и растворенных в ней минеральных веществ).
            -Из чего состоят жилки? (Используя текст учебника, самостоятельно найдите ответ. Прочитайте. Один ученик читает вслух. Жилки состоят из сосудов, ситовидных трубок и волокон).
Продолжаем работу с микроскопом (см. Приложение1 п. 9-11)
  1. Закрепление пройденного материала. Практическая часть
Давайте проверим, совпадут ли данные литературы с нашим опытом (лабораторная работа). По результатам исследования нужно составить научный отчет. Зарисуйте, то, что вы увидели, выделяя характерные детали, постарайтесь найти детали, которые еще не назывались. Покажите друг другу рисунки, проанализируйте и скажите, что, по вашему мнению, хорошо, а что можно улучшить. Работа в группах по 4 человека (2 соседних парты). Сделать это нужно так, чтобы не обидеть коллег и не отбить у них охоту к сотрудничеству.
  1. Заключительный этап и рефлексия
По результатам исследования нужно сделать научный доклад (по одному представителю от 3-4 групп). Мы организуем научную конференцию, а учитель будет ее ведущим (обобщение материала, обсуждение применения полученных знаний в своей жизни (например в уходе за комнатными растениями), оценка деятельности учеников.
Листья растений не только удивительно устроены и творят настоящие чудеса, но и замечательно красивы! (Демонстрация музыкального слайд-шоу «Листья», раскрывающего красоту природы на примере природы родного края).
Задание: О чем идет речь? (слайд)
1.Устьичная щель,  замыкающая клетка,  хлоропласт, транспирация (устьице)
2. Столбчатая ткань, межклетник, фотосинтез, губчатая ткань (мякоть листа)
3. Передвижение веществ, проводящий пучок, прочность (жилка)
Оценки за урок
 
VII. Домашнее задание. §7 пересказ, работая с учебником, заполнить таблицу.
Элементы проводящей ткани Особенности строения её клеток Выполняемая функция
Сосуды    
Ситовидные трубки    
Волокна    
Уважаемые учащиеся, всем большое спасибо за урок!
Приложение 1
Лабораторная работа
Тема: «Клеточное строение листа».
Цель работы: изучить особенности внутреннего строения листа.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Эпидермис листа герани», «Лист камелии», «Лист клёна»,  листья традесканции, наборы для приготовления микропрепаратов.
Ход работы:
  1. Настройте микроскоп, установите малое увеличение 8×10=80раз
  2. Возьмите кусочек листа традесканции, надломите его и осторожно при помощи препаровальной иглы снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы без мякоти. Поместите его внутренней стороной на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите в микроскопе.
  3. Зарисуйте строение клеток кожицы листа. Сделайте обозначения в тетради для лабораторных работ. Сравните рисунки.
  4. Рассмотрите микропрепарат «Лист герани». Найдите бесцветные клетки покровной ткани (эпидермиса), рассмотрите их. Опишите, какую форму они имеют? Каково их строение? Какую роль они играют в жизни листа? Сравните эпидермис листа герани с эпидермисом листа традесканции.
  5. Найдите устьица. Зарисуйте форму замыкающих клеток. Отметьте, чем отличаются замыкающие клетки от клеток покровной ткани. Найдите между замыкающими клетками устьичную щель.
  6. Зарисуйте  несколько клеток  покровной ткани листа герани, устьице. Сделайте обозначения к рисунку.
  7. Установите микропрепарат «Лист камелии», «Лист клёна».
  8. Рассмотрите клетки мякоти листа на микропрепаратах «Лист камелии», «Лист клёна».  Какую форму они имеют? Как расположены?  Какую функцию выполняют клетки столбчатой и губчатой ткани? Сравните препараты между собой.
  9. Найдите на микропрепарате межклетники. Каково их значение?
  10. Найдите проводящие пучки листа. Исследуйте их. Какими клетками они образованы? Какие функции выполняют? Зарисуйте поперечный срез листа и сделайте все необходимые обозначения.
  11.  Сделайте вывод о значении кожицы листа, основной ткани листа, проводящих пучках.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»