Использование педагогических приемов для активизации
познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Михайлова Елена Николаевна,
учитель биологии ГБОУ СОШ № 79
учитель биологии ГБОУ СОШ № 79
Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне сделать — и я научусь.
Конфуций
Принцип активности ребёнка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. В социологическом словаре «активность» - это совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В педагогическом словаре «активность» связывается с деятельным отношением человека к миру, способностью человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.Покажи мне — и я запомню.
Дай мне сделать — и я научусь.
Конфуций
1.Принципы и методы активизации познавательной деятельности
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
- принцип самостоятельной активности учащихся;
- принцип осознанности познания;
- принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
Методы активизации познавательной деятельности учащихся:
- Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
- Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.
- Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
- Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
- Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
- Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
- Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
- Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.
- Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).
- Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.
- Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
- Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
- Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
- Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
- Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
- Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
- Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
- Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.
- Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).
- Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Практическое занятие - это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и практических умений и навыков.
Существуют также приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:
- эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу;
сократический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;
-исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, чтобы активизировать деятельность учащихся.
Таким образом, основными методами, способствующими развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии, являются:
- метод дискуссии;
- метод самостоятельной работы учащихся;
- метод познавательного проблемного изложения;
- эвристический или частично-поисковый метод;
- исследовательский метод обучения;
- метод проектов;
- практический метод;
- лабораторный метод;
- наглядные методы.
2.Способы активизации познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
- о человеке как биосоциальном существе;
- о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- о методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты ;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
- культуры поведения в природе;
- применение приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
- для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Изучать биологию - не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету - является главной задачей учителя.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Рассмотрим применение приемов активизации познавательной деятельности на конкретном примере.
Для апробации приемов был выбран урок в 6 классе «Видоизмененные побеги». Курс «Биология. Растения» предполагает многочисленные практические самостоятельные работы, многие из которых в силу ограниченности времени на уроке, обучающиеся проводят дома самостоятельно без возможного обсуждения результатов и выводов с одноклассниками.
Использование педагогических приемов при проведении таких уроков позволит обсуждать результаты совместной работы в группах, высказывать свое мнение, коллегиально принимать решения и делать выводы; повышать коммуникативную культуру.
Организация рабочего места обучающихся (около 3 минут).
Цель: создание условий для полноценного освоения учащимися материала урока.
Подготовка учебных столов (обеспечение дидактическими материалами, объектами исследования - клубнями картофеля и луковицами, лабораторным оборудованием – лупа, ножницы, пипетки, йод); формирование групп; создание комфортной психологической обстановки и поддержание температурного режима.
Оценка: степень использования предложенных учителем материалов и заинтересованности в работе; коммуникативные действия каждого обучающегося.
Описание объекта по плану. Знакомство с оборудованием и объектами.(10 минут).
Цель: создание условий для знакомства с видоизмененными побегами; приобретение новых знаний; наглядное подтверждение, что клубень и луковица являются видоизмененными побегами.
Учащиеся исследуют объекты (клубень, луковица) и дают описание объектов по плану (по инструктивной карточке: название, основные элементы, характеристика); графически изображают видоизмененные побеги, указывая его части.
Результат: описание видоизмененных побегов, их графическое изображение, представленное в виде плакатов на доске, выступление с комментариями.
Оценка: полнота описания и графического изображения, коммуникативная культура, приобретение умения формулировать мысль, отстаивать свое мнение.
Эксперимент (15минут).
Цель: наглядное подтверждение того, что клубень картофеля содержит крахмал.
Отработка навыков практической деятельности, закрепление теоретических знаний с помощью самостоятельной деятельности учащихся; умение работать в группах, приобретение личного опыта.
Результат: составление отчетов, установление причинно-следственных связей; объяснение результатов эксперимента.
Оценка: степень выполнения и оформления задания, развитие познавательной деятельности, умение работать в группе, распределять обязанности.
Графическая фиксация результатов опыта (10 минут).
Цель: интерпретация полученных знаний в графической форме, обеспечение наглядности, направленность на эмоциональное восприятие результата работы, развитие творческих способностей, создание ситуации безусловного успеха.
Результат: фиксируют результаты опытов в виде графических изображений.
Оценка: самостоятельная работа учащихся.
Итоги (7 минут):
В конце урока учащиеся формулируют выводы соответственно цели, и выставляют оценки за работу на уроке:
Фамилия, имя | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя |
С целью выявления мнения учащихся о проведенном уроке было проведено анкетирование, в котором были высказаны положительные оценки об уроке, высоко оценены комфортность и доброжелательность, отмечен высокий уровень доступности, наглядности материала. Большинство высказали пожелания о продолжении в будущем подобной организации уроков.
Выводы: проведение уроков биологии с использованием педагогических приемов показал эффективность их применения. По результатам проведения методического опыта можно заключить:
-используя педагогические приемы на уроке, удалось организовать работу в группах, обучить описывать живые объекты, характеризовать их, экспериментально подтверждать теоретические знания; учащиеся приобрели навыки интерпретации полученных знаний, развили навыки коммуникативной деятельности, умения вести дискуссию, делать выводы.
- приемы повысили качество и доступность усвоения учебного материала;
- учащиеся отметили высокий уровень комфортности, доступность и интерес.
Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать её: определить её содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребёнка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.
Список литературы
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998г.
2.Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - 765 с.
3.Семечкин, Н.В. Социальная психология на рубеже веков / Н.В. Семечкин. М.: ВЛАДОС, 2002. - 157 с.
4.Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк: Тровант, 2005. - 162 с.
5.Аршанский, Е.А. Организация практических работ в гуманитарных классах / Е.А. Аршанский // Журн. биология в школе. - 2002. - №3. - С. 41-47.
6.Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. - М.: Кнорус, 2011. - 269 с.
7. Богоявленская А.Г. Активные формы и методы обучения биологии. М., 1996г.
8.Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. Под ред. Ганич Л.Ю. М., 2000г.2006.- 112с.
9. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.
10.Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. / Г.М. Муртазин. - М.: Просвещение, 1989. - 263 с.
11. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. 27 с.