Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование педагогических приемов для активизации
познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Михайлова Елена Николаевна,
учитель биологии ГБОУ СОШ № 79
 
Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне сделать — и я научусь.
Конфуций 
Принцип активности ребёнка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. В социологическом словаре «активность» - это совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В педагогическом словаре «активность» связывается с деятельным отношением человека к миру, способностью человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
1.Принципы и методы активизации познавательной деятельности
  Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
- принцип самостоятельной активности учащихся;
- принцип осознанности познания;
- принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
Методы активизации познавательной деятельности учащихся:
  • Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
  • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.
  • Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
  • Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
  • Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
  • Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
  • Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
  • Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.
  • Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).
  • Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.
  • Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
  • Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
  • Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
  • Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
  • Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
  • Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
  • Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
  • Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.
  • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).
  • Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Лабораторные работы - это проведение учениками по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учениками каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Практическое занятие - это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и практических умений и навыков.
 
Существуют также приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:
- эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу;
 сократический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;
-исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, чтобы активизировать деятельность учащихся.
Таким образом, основными методами, способствующими развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии, являются:
- метод дискуссии;
- метод самостоятельной работы учащихся;
- метод познавательного проблемного изложения;
- эвристический или частично-поисковый метод;
- исследовательский метод обучения;
- метод проектов;
- практический метод;
- лабораторный метод;
- наглядные методы.
2.Способы активизации познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; 
- о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; 
- о человеке как биосоциальном существе; 
- о роли биологической науки в практической деятельности людей; 
- о методах познания живой природы; 
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; 
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; 
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; 
- проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты ;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; 
- культуры поведения в природе; 
- применение приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; 
- для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Изучать биологию - не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету - является главной задачей учителя.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. 
 
Рассмотрим применение приемов активизации познавательной деятельности на конкретном примере.
Для апробации приемов был выбран урок в 6 классе «Видоизмененные побеги». Курс «Биология. Растения» предполагает многочисленные практические  самостоятельные работы,  многие из которых в силу ограниченности времени на уроке, обучающиеся проводят дома самостоятельно без возможного обсуждения результатов и выводов с одноклассниками.
Использование педагогических приемов при проведении таких уроков позволит обсуждать результаты совместной работы в группах, высказывать свое мнение, коллегиально принимать решения и делать выводы; повышать коммуникативную культуру.
Организация рабочего места обучающихся (около 3 минут).
Цель: создание условий для полноценного освоения    учащимися материала урока.
Подготовка учебных столов (обеспечение дидактическими материалами, объектами исследования - клубнями картофеля и луковицами, лабораторным оборудованием – лупа, ножницы, пипетки, йод); формирование групп; создание комфортной психологической обстановки и поддержание температурного режима.
Оценка: степень использования предложенных учителем материалов и заинтересованности в работе; коммуникативные действия каждого обучающегося.
Описание объекта по плану. Знакомство с оборудованием и объектами.(10 минут).
Цель: создание условий для знакомства с видоизмененными побегами; приобретение новых знаний; наглядное подтверждение, что клубень и луковица являются видоизмененными побегами.
Учащиеся исследуют объекты (клубень, луковица) и дают описание объектов по плану (по инструктивной карточке: название, основные элементы, характеристика); графически изображают видоизмененные побеги, указывая его части.
Результат: описание видоизмененных побегов, их графическое изображение, представленное в виде плакатов на доске, выступление с комментариями.
Оценка: полнота описания и графического изображения, коммуникативная культура, приобретение умения формулировать мысль, отстаивать свое мнение.
Эксперимент (15минут).
Цель: наглядное подтверждение того, что клубень картофеля содержит крахмал.
Отработка навыков практической деятельности, закрепление теоретических знаний с помощью самостоятельной деятельности учащихся; умение работать в группах, приобретение личного опыта.
Результат: составление отчетов, установление причинно-следственных связей; объяснение  результатов эксперимента.
Оценка: степень выполнения и оформления задания, развитие познавательной деятельности, умение работать в  группе, распределять обязанности.
Графическая фиксация результатов опыта (10 минут).
Цель: интерпретация полученных знаний в графической форме, обеспечение наглядности, направленность на эмоциональное восприятие  результата работы, развитие творческих способностей, создание ситуации безусловного успеха.
Результат: фиксируют результаты опытов в виде графических изображений.
Оценка: самостоятельная работа  учащихся.
Итоги (7 минут):
В конце урока учащиеся  формулируют  выводы  соответственно        цели, и выставляют  оценки за работу на уроке:

 
Фамилия, имя Самооценка Оценка группы Оценка учителя
       
       
       
       
 
С целью выявления мнения учащихся о проведенном уроке было проведено анкетирование, в котором были высказаны положительные оценки об уроке, высоко оценены комфортность и доброжелательность, отмечен высокий уровень доступности, наглядности материала. Большинство высказали пожелания о продолжении  в будущем подобной организации уроков.
Выводы: проведение уроков биологии с использованием педагогических приемов показал эффективность их применения. По результатам проведения методического опыта можно заключить:
 -используя педагогические приемы на уроке, удалось организовать работу в группах, обучить описывать живые объекты, характеризовать их, экспериментально подтверждать теоретические знания; учащиеся  приобрели навыки  интерпретации полученных знаний,  развили навыки коммуникативной деятельности, умения вести дискуссию, делать выводы.
- приемы повысили качество и доступность усвоения учебного материала;
- учащиеся отметили  высокий уровень комфортности, доступность и интерес.
 
Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать её: определить её содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребёнка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.
 
Список литературы
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998г.
2.Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - 765 с.
3.Семечкин, Н.В. Социальная психология на рубеже веков / Н.В. Семечкин. М.: ВЛАДОС, 2002. - 157 с.
4.Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк: Тровант, 2005. - 162 с.
5.Аршанский, Е.А. Организация практических работ в гуманитарных классах / Е.А. Аршанский // Журн. биология в школе. - 2002. - №3. - С. 41-47.
6.Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. - М.: Кнорус, 2011. - 269 с.
7. Богоявленская А.Г. Активные формы и методы обучения биологии. М., 1996г.
8.Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. Под ред. Ганич Л.Ю. М., 2000г.2006.- 112с.
9. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.
10.Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. / Г.М. Муртазин. - М.: Просвещение, 1989. - 263 с.
11. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. 27 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»