Интерактивные технологии в образовании
Матлаева Алла Михайловна,
учитель биологии и химии ГБОУ школы № 398
Красносельского района Санкт-Петербурга
Изменения, которые происходят в современном обществе, создают предпосылки для полного обновления образовательной системы. Такая тенденция находит отображение в разработке и последующем внедрении новых технологий образования, основанных на мировом педагогическом опыте. Среди таких технологий можно назвать интерактивные технологии . Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в активный процесс получения новых знаний.
При этом использование интерактивных технологий обучения предполагает новую роль для учителя. Теперь он не транслятор знаний, а активный руководитель и участник учебного процесса. Он создаёт условия для работы учащихся и направляет их деятельность. Интерактивные технологии предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также получать удовлетворение от своей работы. Они способствуют более прочному усвоению учебного материала. Кроме того, именно интерактивные технологии позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе, формируются такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, находить компромиссы, работать в команде.
В современной научной литературе отсутствует какая-нибудь классификация интерактивных технологий обучения. Условно их можно классифицировать по формам обучения, (моделям), в которых реализуются интерактивные технологии: 1) кооперативное обучение; 2) коллективно-групповое обучение; 3) ситуативное моделирование; 4) отработка дискуссионных вопросов.
В своей практической деятельности я широко использую интерактивные технологии и их методы. Вот некоторые примеры использования данных технологий на уроках биологии. Так, я часто использую технологию коллективно-группового обучения - «Ажурная пилка». Она используется для создания на уроке ситуации, которая даст возможность ученикам работать вместе для усвоения большого объема информации за короткий промежуток времени. При работе с использованием метода "ажурная пилка" учащиеся учатся работать в разных группах, учатся взаимодействовать, вести конструктивный диалог и находить общее решение. Например, при изучении темы : « Развитие насекомых с полным и неполным превращением» (зоология 7 класс) учащиеся на уроке объединяются в группы по 5-6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Каждой группе предлагается для изучения свой блок. В качестве примера можно привести блоки отдельных групп.
1 группа. Вопрос: Используя абзац учебника (абзац 1 с. учебника) дайте определение развития с неполным превращением. Что оно означает?
2 группа. Вопрос : Используя абзац учебника (абзац 2 с. учебника)определите какие стадии проходят насекомые в развитии с неполным превращением? Кто к ним относится?
3 группа. Вопрос :Используя абзац учебника (абзац 3 с. учебника) объясните, что означает развитие с полным превращением? Чем отличаются личинки от взрослых особей? И так далее.
Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, затем обсуждает его в группе и ,таким образом, каждый становится экспертом по определенному вопросу. Далее учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты, затем возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком.
Еще одна известная интерактивная технология, которую я использую на уроках биологии для коллективного обсуждения вопроса и выработки нескольких решений, - это мозговой штурм, который стимулирует учеников проявлять внимание и творчество, дает возможность им свободно выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга. Учебный мозговой штурм вызывает обычно большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру . Обычно штурм провожу в группах численностью 7 – 9 учащихся. Для каждой группы провожу инструктаж и в каждой группе назначаю ведущего. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Данную технологию делю на три этапы : 1)первым этапом является создание банка идей, главной целью, которого является набрать как можно больше возможных решений, 2) вторым этапом является анализ идей, 3) третий этап должен быть посвящен обработке результатов. Затем группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и мне. Мозговой штурм пройдет интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Дискуссия, как интерактивный метод обучения, я применяю при изучении в 9-х классах темы «Экологические проблемы современности». Ребята делятся на команды. Например, команда «Экологи», команда «Представители пищевой промышленности», команда «Метеорологи», команда «Представители нефтяной промышленности». При обсуждении глобальных проблем человечества происходит обмен идеями в группе, предлагаются нетрадиционные пути решения многих экологических проблем, проявляется компетентность и научная корректность членов групп.
Технология «Аквариум» интересна, прежде всего, тем, что позволяет мне внедрить или отработать изучаемый материал через эмоцию, что способствует включению долгосрочной памяти учащихся. Кроме того, ребята овладевают основами ведения дискуссии, озвучивают и аргументируют собственное мнение, слышать мнение одноклассников. Примером урока «Аквариум» может быть урок обобщения и систематизации знаний по теме "Надкласс Рыбы", который провожу в форме урока-путешествия, а также уроков : «Класс Земноводные. Отряды Хвостатые, Бесхвостые и Безногие», «Охраняемые территории. Красная книга.» .
Все мы любим играть и особенно с удовольствием включаются в этот процесс дети. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. О роли игры в учебном процессе писал В.Ф. Шаталова : «Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок». Поэтому на уроках биологии я часто применяю элементы игровой технологии. Это ролевые игры, игры – упражнения, разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок о растениях и животных.
Игровое моделирование я применяю при изучении темы «Биосинтез белка». При этом использую пластмассовые аппликации на магнитной основе всех компонентов процесса биосинтеза белка : ДНК смысловой, ДНК транскрибируемой, РНК информационной, РНК транспортной, аминокислоты. Когда ребята начинают пространственно выстраивать цепи ДНК и РНК, им легче понять принцип антипараллельности и как происходит сборка белковой молекулы Следует отметить, что игры использую как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, хорошие результаты дает работа в малых группах. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёх- пяти человек. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению.
Интересной технологией интерактивного обучения является синквейн. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно -ориентированной. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Практикую составление . синквейна при проведении разных типов уроков, например, при изучении темы: «Гипотезы происхождения жизни на Земле», «Достижения мировой и отечественной селекции. Центры происхождение культурных растений», «Адаптация как результат естественного отбора».
И в заключении хочется отметить, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьника без создания условий для самостоятельного освоения, получения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя – не подавать знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений обучать себя. Кон Сотрудничество ученика и учителя предусматривает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, которая предоставляется ученику. Это приведет к личностному становлению школьника и его развитию.
Литература 1. Вислобоков Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения //Информатика и образования. -2011. - №6. – с.111-114.
2. Кашлев С.С. интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие // М.: ТетраСистемс, 2013. – с.245
3.Сборник «Мастерская учителя биологии» авт. Попова Л.А. Москва «ВАКО» 2009 год