Использование мультимедийных технологий
на уроках биологии при обучении учащихся с ОВЗ
Седакова Марина Валентиновна
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) различных нозологических групп изучают биологию также как и учащиеся общеобразовательных школ. Из-за особенностей учащихся с ОВЗ, таких как нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА); ограниченность определенных движений; затруднения в освоении двигательных умений, в том числе письма; нарушение графо-моторных навыков; задержка психического развития – необходимо использование различных методик и особых технологий обучения. Также без внимания нельзя оставлять и тот факт, что большое количество учащихся с ОВЗ довольно часто пропускают занятия в связи с операциями и процессом реабилитации.
Современный мир нельзя представить без мультимедийных технологий, компьютеров и гаджетов. Учащиеся с ОВЗ более чем учащиеся общеобразовательных школ пользуются различными техническими средствами, интерактивными технологиями. Данную тенденцию можно использовать на очных и дистанционных уроках биологии.
Анализ собственной практики проведения уроков биологии в 5-12 классах, позволяет сделать вывод о том, что особенно эффективными при обучении учащихся с ОВЗ из них являются:
1.Использование интерактивных презентаций, содержащих большое количество наглядного материала, гиперссылок и т.д.
2.Использование онлайн платформы GOOGLE (различные сервисы).
3.Применение QR-кодов
4.Применение интерактивного дистанционного обучения «ПЕЛИКАН»
Остановимся более подробно на каждой из предложенных выше технологий.
Проведение уроков биологии с использованием презентаций проходят очень интересно. Одним из главных принципов обучения учащихся с ОВЗ является принцип наглядности. Благодаря интерактивным презентациям данный принцип соблюдается в большей мере, нежели при проведении уроков, не сопровождающихся презентациями. Интерактивные презентации могут включать в себя: фотографии; изображения в формате GIF, которые иллюстрируют различные процессы; схемы; таблицы; видео- и аудио фрагменты. Фотографии, GIF-изображения, видео- и аудиофайлы часто используются в презентациях, созданных для 5-9 классов при изучении таких разделов как «Введение в биологию», «Растения», «Животные», «Человек». Эти разделы требуют наибольшего количества наглядных материалов. Схемы и таблицы чаще всего используются в разделе «Общая биология», так как он посвящен изучению законов и закономерностей на разных уровнях организации живой материи. Для демонстрации презентаций и работы с ними используются интерактивные доски разных фирм.
Очень интересны сервисы, созданные компанией GOOGLE. На уроках были использованы: GOOGLE DRIVE, GOOGLE CLASSROOM, GOOGLE FORMS. Сервис GOOGLE DRIVE чаще всего используется учащимися и учителем для хранения и передачи учебных материалов. В данном облачном хранилище возможно хранение файлов различных типов. Учащиеся могут получить доступ к файлам по ссылке. Тем самым учащиеся способны просматривать материалы вне школы, повторяя и обобщая материал. GOOGLE FORMS и GOOGLE CLASSROOM удобны для дистанционного обучения учащихся с ОВЗ. Плюсы работы учителя и учащихся в GOOGLE FORMS: объективная оценка знаний учащихся за счет автоматического подсчета баллов; обеспечение удаленного доступа учащихся к письменным работам, результатам работ. Очень зарекомендовал себя при дистанционном обучении сервис GOOGLE CLASSROOM. На данном сервисе можно создавать курсы для каждого класса или отдельного учащегося, размещать тесты, наглядные материалы. Использование данных сервисов способствует развитию навыков работы со средствами ИКТ у детей различных нозологических групп. Чаще всего данная технология используется с 7 по 12 классы.
Применение QR-кодов позволяет учащимся получать доступ к различным файлам и сервисам с помощью различных современных гаджетов. Данную технологию можно использовать на очных и дистанционных уроках. Особенно интересна работа с этой технологией при изучении тем, сопровождающихся применением онлайн игр и викторин, например, созданных на платформе learning.apps. QR- коды могут быть использованы в любом классе.
Особого внимания требует система интерактивного дистанционного обучения «ПЕЛИКАН». Для реализации данной технологии требуется установка специальных технических средств и программного обеспечения в кабинет биологии. Система «ПЕЛИКАН» позволяет учащимся, длительно находящимся на реабилитации (более месяца), присутствовать на уроках в формате онлайн. Учащийся становится непосредственным участником образовательного процесса-работает на уроках также как и учащиеся, находящиеся на уроке: участвует в беседе, делает записи в тетради или гаджете, пишет работы. Данная система способствует формированию умения пользоваться технологией дистанционного присутствия на уроке и онлайн работы с классом.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что современные технологии обучения, различные платформы, сервисы и системы способствуют получению знаний детям с ОВЗ и в классе, и в формате онлайн.
Современный мир нельзя представить без мультимедийных технологий, компьютеров и гаджетов. Учащиеся с ОВЗ более чем учащиеся общеобразовательных школ пользуются различными техническими средствами, интерактивными технологиями. Данную тенденцию можно использовать на очных и дистанционных уроках биологии.
Анализ собственной практики проведения уроков биологии в 5-12 классах, позволяет сделать вывод о том, что особенно эффективными при обучении учащихся с ОВЗ из них являются:
1.Использование интерактивных презентаций, содержащих большое количество наглядного материала, гиперссылок и т.д.
2.Использование онлайн платформы GOOGLE (различные сервисы).
3.Применение QR-кодов
4.Применение интерактивного дистанционного обучения «ПЕЛИКАН»
Остановимся более подробно на каждой из предложенных выше технологий.
Проведение уроков биологии с использованием презентаций проходят очень интересно. Одним из главных принципов обучения учащихся с ОВЗ является принцип наглядности. Благодаря интерактивным презентациям данный принцип соблюдается в большей мере, нежели при проведении уроков, не сопровождающихся презентациями. Интерактивные презентации могут включать в себя: фотографии; изображения в формате GIF, которые иллюстрируют различные процессы; схемы; таблицы; видео- и аудио фрагменты. Фотографии, GIF-изображения, видео- и аудиофайлы часто используются в презентациях, созданных для 5-9 классов при изучении таких разделов как «Введение в биологию», «Растения», «Животные», «Человек». Эти разделы требуют наибольшего количества наглядных материалов. Схемы и таблицы чаще всего используются в разделе «Общая биология», так как он посвящен изучению законов и закономерностей на разных уровнях организации живой материи. Для демонстрации презентаций и работы с ними используются интерактивные доски разных фирм.
Очень интересны сервисы, созданные компанией GOOGLE. На уроках были использованы: GOOGLE DRIVE, GOOGLE CLASSROOM, GOOGLE FORMS. Сервис GOOGLE DRIVE чаще всего используется учащимися и учителем для хранения и передачи учебных материалов. В данном облачном хранилище возможно хранение файлов различных типов. Учащиеся могут получить доступ к файлам по ссылке. Тем самым учащиеся способны просматривать материалы вне школы, повторяя и обобщая материал. GOOGLE FORMS и GOOGLE CLASSROOM удобны для дистанционного обучения учащихся с ОВЗ. Плюсы работы учителя и учащихся в GOOGLE FORMS: объективная оценка знаний учащихся за счет автоматического подсчета баллов; обеспечение удаленного доступа учащихся к письменным работам, результатам работ. Очень зарекомендовал себя при дистанционном обучении сервис GOOGLE CLASSROOM. На данном сервисе можно создавать курсы для каждого класса или отдельного учащегося, размещать тесты, наглядные материалы. Использование данных сервисов способствует развитию навыков работы со средствами ИКТ у детей различных нозологических групп. Чаще всего данная технология используется с 7 по 12 классы.
Применение QR-кодов позволяет учащимся получать доступ к различным файлам и сервисам с помощью различных современных гаджетов. Данную технологию можно использовать на очных и дистанционных уроках. Особенно интересна работа с этой технологией при изучении тем, сопровождающихся применением онлайн игр и викторин, например, созданных на платформе learning.apps. QR- коды могут быть использованы в любом классе.
Особого внимания требует система интерактивного дистанционного обучения «ПЕЛИКАН». Для реализации данной технологии требуется установка специальных технических средств и программного обеспечения в кабинет биологии. Система «ПЕЛИКАН» позволяет учащимся, длительно находящимся на реабилитации (более месяца), присутствовать на уроках в формате онлайн. Учащийся становится непосредственным участником образовательного процесса-работает на уроках также как и учащиеся, находящиеся на уроке: участвует в беседе, делает записи в тетради или гаджете, пишет работы. Данная система способствует формированию умения пользоваться технологией дистанционного присутствия на уроке и онлайн работы с классом.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что современные технологии обучения, различные платформы, сервисы и системы способствуют получению знаний детям с ОВЗ и в классе, и в формате онлайн.