Технологическая карта урока биологии в 5 классе
Мир биологии. Обобщение знаний
Морозова Марина Сергеевна
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||
Предмет - Биология | Класс - 5 | Учитель: Морозова М.С. | ||
Тема урока - Мир биологии. Обобщение знаний | ||||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека; | Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики. | Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы. | ||
Материалы и оборудование: Оценочные листы на каждую группу, биологическое лото (вопросы и ответы); на демонстрационном столе: молоко, соты, овсяные хлопья, торф, йогурт, дрожжи, чистый воздух, сыр, трутовик, лишайник |
||||
Ресурсы урока:
Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |
||||
Технологическая карта урока биологии
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1-2 мин |
Включение в деловой ритм | Подготовка класса к работе, деление на 5 групп ( вытаскивают карточки с рисунком) | Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
2 Актуализация знаний Слайд 1 5 мин |
Слайд с объектами живой природы. -Ребята, что вы видите на данном слайде? (животных, растения и т.д.) Как можно обозначить этих организмов? Сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека. -Скажите, на какие царства делят живые организмы? Посмотрите, случайно или нет, наш класс разделён на группы? (нет, по количеству царств) Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники» по этапам. Чтобы отслеживать эффективность деятельности наших групп, нужен оценочный лист, где вы будете фиксировать баллы, заработанные как всей группой, так и отдельными учениками. Кого вы предложите? -Ребята, прежде чем начнём путешествие в мир биологии, познакомимся с правилами. |
Учащиеся слушают информацию, формулируют тему урока и цель. -(живые организмы). -обобщить знания по теме: «Мир биологии» -называют царства -выбирают ответственного ученика |
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
|
3.Обощение и систематизация знаний. Слайд 3 1 станция, правила разминки 10 мин |
Выносим на доску: Правила нашего путешествия: не перебивать, не выкрикивать, уметь слушать и слышать. С каждого нарушения снимают 5 баллов с команды. Вопросы задает учитель. Ученик для ответа поднимает руку. За правильный ответ – 1 балл. 1.Какое общее название имеют науки о природе? 2.Как называется наука изучающая живую природу? 3.Какие основные методы изучения живой природы вы знаете? 4.Перечислите науки, которые входят в состав биологии? 5.Что изучает ботаника? 6.Что изучает зоология? 7. Что изучает микология? (грибы) 8. Что изучает микробиология? 9.Как называется прибор, в который можно рассмотреть микроорганизмы? 10.Назовите основные части клетки? 11.Что такое классификация организмов? 12.Что называют оплодотворением? 13.Как размножаются одноклеточные существа? 14.Какие организмы размножаются спорами? 15.Как размножаются растения? 16. Грибы, которые используют хлебопечении. Итоги подводят, выставляют баллы |
Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы. -(естественные) -(биология) -(наблюдение, опыт, измерение) -(зоология, ботаника, анатомия др.) -(растения) -(животных) -(грибы) -(микроорганизмов) -(микроскоп) -(оболочка, цитоплазма, ядро) -(распределение по группам) -(слияние половых клеток) -(делением) - (грибы, папоротники) -(семена, лист, корень, стебель) -(Дрожжи) |
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности. |
|
2 станция Слайд 5 6 мин Слайд 5 |
«Биологическое лото» На столах перед каждой группой лежит игровое поле, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные). На игровом поле расположено название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.
Группа «Бактерии» Вопросы для игрового поля.
Группа «Грибы» Вопросы для игрового поля. 1. Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами на ней. 2.Как называется особое вещество, которое входит в клетки гриба и состав клеток наружного скелете насекомых? 3. Скопление тонких нитей тела гриба? 4. Какие грибы используют для приготовления некоторых сортов сыра и лекарств? 5.Плесневый гриб, имеющий спорангии в форме кисточек. 6.Как называется гриб-паразит, обитающий на стволах деревьев. Группа «Растения» 1.Голосеменное растение (Ц) 2.Как называется зелёный пигмент растений, который способен образовывать на свету органические вещества из неорганических? 3.Низшие растения? (В) 4. Самые распространённые растения на Земле ?(Е) 5.У каких растений впервые появилось семя? 6.Орган растения, где происходит фотосинтез Группа «Животные» 1.Как называется тип животных, которые выкармливают детенышей молоком?. 2.Домашнее животное. 3.К какому классу относятся воробей, дятел, страус? 4.Одноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела. 5. К какому классу относятся жаба ,лягушка, тритон? 6.Каких животных больше всего на Земле? Группа «Лишайники»
|
Учащиеся активно, самостоятельно работают в соответствии со своими обязанностями. В ходе деятельности развивают мыслительные процессы. Ответы на лепестках. Спириллы (М). Дизентерия (З). Ангина (К).Ядро (Р). Колонии (О). Жгутик (Б) Кокки (И) Кодовое слово – МИКРОБ. Ответы на лепестках. Мухомор (Д). Хитин (Ж). Гифы (Ж). Плесневые(Р). Пеницилл(И). Трутовик (О) Мукор ( У) Кодовое слово – ДРОЖЖИ. Ответы на лепестках. Ель (Ц), Хлорофилл (В), водоросли (Е), цветковые (Т), Голосеменные (О), лист (К). Корень(Р) Кодовое слово - ЦВЕТОК Ответы на лепестках. Млекопитающие (Х), лошадь (И), Птицы (Щ), амеба(Н), Земноводные(И), насекомые (К)Медведь(Я) Кодовое слово «Хищник» Лихенология(С) Листоватые (И) Органические вещества(м) Ягель(Б) Кислоты(И) Чистый (О) Загрязненный(К) Медленно(З) Кодовое слово «Симбиоз» |
Познавательные: умение структурировать знания; извлечение необходимой информации из ответа учащихся; анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: самоопределение. |
|
3 станция Слайд 6 6 мин |
Игра «Выбери меня» Перед вами – чудо-стол. На нем предметы, продукты организмов. Один участник группы отбирает на столе всё, что связано с представителями царства которое он представляет, а затем должен объяснить свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм. За правильно выполненное задание – 2 балла. Бактерии 1.Йогурт. 2. сыр -объясни свой выбор, и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм. Грибы 1.дрожжи 2. Гриб трутовик. объясни свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм. Растения
Животные
Учитель дополняет ответы учащихся. Итоги подводят консультанты |
Учащиеся от каждой группы выбирают на столе всё, что связано с представителями этой группы, а затем объясняют свой выбор и поясняют, какое значение для человека имеет этот организм. -(Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану.) -(Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, который поднимает тесто.) -(Приносит вред лесному хозяйству, разрушая древесину.) -( Используют в пищу, корм для домашних животных, дает кислород) -( Питательный пищевой продукт, который использует человек) -(мясо и перевозка груза) -(перенос пыльцы) |
Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество при выборе правильного ответа; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|
4 станция 5 мин |
«Физкультминутка» На экране появляются картинки. Если узнаете царство, к которому относится ваша группа, поднимаем руки вверх. |
- узнают живые организмы, выполняют движения | Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество при выборе правильного ответа; |
|
Станция исследовательская 5 мин |
Группа «Растения» Расположи в правильном порядке происхождение растений на планете. Объясни изменения каждой группы. Группа «Грибы» Расположи в правильном порядке стадии деления клетки, объясните происходящие события Группа «Животные» Составьте схему строения клетки Группа «Бактерии» Подпиши части микроскопа Группа «Лишайники» Составьте диаграмму «Пищевая ценность продукта», сделайте вывод. |
- выполняют задание и объясняют свой выбор |
Контроль и оценка результатов деятельности - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
|
Рефлексия Слайд 14 2 мин |
Организует рефлексию деятельности Каждый ученик закрашивает кружок на дереве Зелёный лист- « Все понял» Синий- « Понял, но не все» Красный-« Не понял» |
Приобретают навык рефлексии результатов деятельности | На доске ствол дерева. умение структурировать знания; -оценка процесса и результатов деятельности. - умение выражать свои мысли. -оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
|
Домашнее задание Слайд 15 2 мин |
Всем: ТЗ составить кроссворд. По желанию: 1. Создайте модель – аппликацию «Биологические науки» |
Записывают домашнее задание в дневник. |