Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Потенциал учебного предмета «Биология»
в обучении детей с различными типами восприятия

Присухина Елена Александровна
Стили восприятия детей для здоровьесбережения. 
У каждого ребенка информация из внешнего мира поступает главным образом через три основных типа анализаторов. Зрительная информация поступает по визуальному каналу, звуковая по аудиальному, а информация от поверхности кожи – по тактильному (кинестетическому) каналу.
 В зависимости от того, как ребенок лучше усваивает информацию, у него вырабатывается определенный стиль обучения: то есть методы, приемы работы направленные на овладение знаниями, умениями и навыками.  На формирование стиля обучения влияют различные факторы окружающей среды, различные модели интеллекта, мыслительные стратегии правого и левого полушарий. Но все же основным фактором является тип восприятия.  На основе этого всех людей можно разделить по типу восприятия на три группы: визуалы, аудиалы и кинестетики.
 Ребенок-визуал лучше усваивает материал, если он читает, наблюдает, рассматривает иллюстрации и диаграммы. Если ребенок лучше усваивает материал, выслушивая и обсуждая полученную информацию значит он  -  аудиал. Если ребенку для успешного усвоения материала требуется движение или осязание (эксперименты, пробы или активный подход к решению задачи) – то ребенок обладает кинестетическим типом восприятия.
Большинство взрослых учатся,  комбинируя  эти три способа, а у детей преобладает какое-то одно чувство. Если на используемом канале ученика возникают помехи, мешающие эффективному восприятию, а ученик не знает, как с этим справиться, то у него появляются проблемы с учебой.
По мере умственного, физического и эмоционального развития детей развиваются и их стили обучения. В период с младенчества до детского сада и потом до первого класса дети склонны обучаться кинестетически или в действии – путем осязания, ощущения. В первом и втором классах развиваются зрительные способности. Зрительные навыки полностью развиваются к пятому классу. У некоторых детей зрительные навыки могут развиваться с запозданием, что может вызвать определенные трудности в процессе обучения чтению. Начиная с шестого класса, формируются навыки аудирования.
Обратимся более подробно к характеристикам стилей обучения и методам обучения детей с разными стилями обучения.
Визуалы. Для них главный канал восприятия мира – визуальный. Такие дети лучше воспринимают информацию зрительно. Именно таким ребятам лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если визуалу показать схему процесса, нарисованную в виде прямоугольников и стрелок, он сразу поймет, как этот процесс происходит. Визуалы с удовольствием рисуют в своих тетрадях, украшают их наклейками, раскрашивают написанное цветными фломастерами. Визуалы будут больше реагировать на внешний беспорядок в классе. Визуал должен увидеть зримый результат своей работы, ее наглядное воплощение.  Обращаясь к визуалу педагог говорит: «взгляни на задание», «посмотри чем мы будем заниматься», «гляди какое красивое решение». Что бы привлечь внимание визуала ему надо что-то показать. Ребенок визуал будет садиться за первые парты, что бы входить в зрительный контакт с учительницей.
Аудиалы. Это «слушатели». Для них важно воспринимать  информацию на слух. Ребенок аудиал может не смотреть на учителя во время объяснения, а только слушать ее. Зрительный контакт может отвлекать ребенка. Такое поведение вовсе не означает отсутствие внимания. Просто оно выражено иначе чем у визуалов. Для боьшинства людей человеческий голос – важнейший источник информации. Для аудиалов это не всегда так, они слышат много звуков, среди которых речь – один из немногих. Поэтому аудиалы не всегда сразу включаются на прием устных инструкций и требований.  Обращаясь к аудиалу, следует говорить: «послушай задание», «ты слышишь, что мы сейчас будем делать». Что бы привлечь внимание, надо обратиться к нему со словом, которое может привлечь его внимание. Для аудиала важны словесные оценки его действий. У аудиалов диспетчерская программа чаще всего запускается словесными командами. К сожалению, часто это внешний окрик, повышенный тон учителя или родителя. Позже дети –аудиалы начинают отдавать такие команды сами себе, проговаривая их вслух. Еще позже эти инструкции становятся внутренними.
Кинестетики. Это «деятели». Легче всего привлечь внимание ребенка-кинестетика можно  просто прикоснувшись к нему. Для получения положительных эмоций ему важно время от времени ощущать физический контакт с учителем – похлопывание по плечу, прикосновение к голове, спине. Кинестетики – это те дети, которые носятся как угорелые по коридору во время перемены. У кинестетиков очень хорошо развита мимика, они очень эмоциональны и обидчивы. Этим детям трудно долго высидеть неподвижно во время урока. Именно на них хорошо действуют физкультминутки, маленькие паузы во время урока. Поскольку кинестетик воспринимает мир чувственно, буквально кожей, для него важно потрогать неизвестный предмет, пощупать его, покрутить в руках, ощутить его фактуру, вес, форму. Такой способ познания для него наиболее органичен. Обращаясь к кинестетику и желая привлечь его внимание, лучше всего сказать: «Чувствуешь как будет здорово, когда мы…». Кинестетику лучше один раз пощупать, чем много раз увидеть или услышать.
Диспетчерская программа у таких детей проще всего запускается с помощью физического контакта – хлопка, поглаживания, прикосновения. Самостоятельно включаясь в работу, такие дети начинают качаться на стуле, вертеть в руках ручку, карандаш, другие предметы, болтать ногами.
Определить стиль обучения для ребенка значит найти ключ к его достижениям и успеху в школе. Это повышает адаптацию ученика в школе, позволяет сохранить психологическое и физическое здоровье ребенка. Когда ребенок понимает учебный материал - он успешен, повышается его самооценка. При использовании методов обучения, основанных на учете  типа восприятия ребенка, он лучше усваивает материал на уроке. Дома ребенок быстрее справляется с домашним заданием, что позволяет ему иметь больше времени для отдыха. Снимается напряжение между родителем и ребенком, которое может возникать при помощи в выполнения домашнего задания. Часто это бывает  когда родитель объясняет ребенку, а тот не понимает, родитель злиться - возникает конфликт. При учете типа восприятия и подобранных методов этот процесс становится менее болезненным для психики ребенка, повышается степень эффективности взаимоотношений родителя и ребенка и как следствие улучшается психическое здоровье ребенка. Этот метод дает надежду отстающим ученикам и помогает успевающим еще полнее раскрыть таланты.
Курс биологии дает возможность включить в работу учащихся с различными стилями обучения, развивать их способности, давать материал на доступном для них уровне. В курсе биологии много лабораторных и практических работ, которые дают возможность усваивать материал детям-кинестетикам, которых год от года становится все больше. При проведении таких работ перед учениками должна быть письменная инструкция, нужно прочитать ее вслух или попросить сделать это детей друг для друга.
Современные школьники гиперактивны, им трудно усидеть целый урок не отвлекаясь. Кинестетикам обучаться тяжелее всего. Им делается на уроке много замечаний по дисциплине.
Потенциал учебного предмета «Биология» в обучении детей с различными типами восприятия заключается в применении учителем различных видов работ:

 
  • Лабораторные работы
Суть лабораторной работы описана уже в ее названии, не зря первая строка в оформлении имеет соответствующее название «Тема». А вот цель проведения такого занятия – изучить и осознать определенные физические процессы и законы, химические реакции и закономерности. Выполнение работы и получение достоверных результатов осуществляется опытным путем в специальном помещении – лаборатории, то есть наглядно, так сказать. Глубокое понимание очень важно во время учебного процесса, иначе нельзя судить об успешно выполненной работе.
Лабораторная работа подразумевает:
1. Изучение определенного процесса на практике, используя при этом предварительно изученные методы.
2. Выбор наиболее оптимального приема выполнения замеров и исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат.
3. Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.
4. Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.
5. Грамотное оформление выводов.

 
  •  Практические  работы.
Один из видов учебной деятельности школьников, по целям и задачам аналогичнылабораторным работам. К ним относят задания,применяемые в целях формированияшкольников знаний, умений и навыков по монтажу и демонтажу механизмов, для освоения приёмов обслуживания технических устройств и т. д. Эти работы содержат предметные действия, повторяющиеся в изменённых условиях. 
 

 
  • Проведение демонстрационных опытов
Демонстрационные опыты составляют большую и очень важную часть школьного эксперимента. Они имеют специфические дидактические задачи и методику проведения, поэтому являются предметом специального рассмотрения в методике обучения. Демонстрация — это показ учителем биологических явлений и связей между ними; она предназначена для одновременного восприятия учащимися всего класса.
 
  • Наличие натуральных объектов для изучения
Натуральные объекты позволяют проводить наблюдения, эксперименты, лабораторные и практические работы. При этом работают все органы чувств. Работа с живыми объектами активизирует познавательный интерес обучающихся.
 

 
  • Возможность самонаблюдения в курсе «Биология. Человек».
В учебном процессе по анатомии, физиологии и гигиене человека используется как иллюстративное, так и исследовательское наблюдение. Важно только, чтобы учитель правильно представлял себе критерий выбора метода. Самонаблюдение это метод самопознания, при котором объектом наблюдения является состояния и действия самого наблюдающего человека.
Успех любого самонаблюдения зависит от правильности составленного задания. В задании для самонаблюдения должна быть четко сформулирована задача, определен порядок наблюдения. Каждая работа, в основе которой лежит наблюдение, заканчивается отчетным заданием, которое учащиеся представляют в письменном или устном виде.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»