Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Покрытосеменные растения

Винокурова Владимира Анатольевна,
учитель биологии СПб ГБОУ СОШ № 547

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями строения покрытосеменных, их значением в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательная: раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие им наиболее широко распространиться на Земле; сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.
Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением растений и уровнем их организации; развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами; развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
Воспитательная: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия; продолжить формирование основ экологической культуры
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся знают:
- что цветок - орган семенного размножения покрытосеменных растений;
- что семена покрытосеменных защищены плодом;
- органы покрытосеменных растений (корень, побег, цветок, плод);
- строение и функции органов покрытосеменных растений;
- приспособительные признаки цветковых растений;
- о наличии вегетативного способа размножения;
- о значении покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
- способы защиты и охраны цветковых растений
Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации, находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различают объем и содержание понятий; анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют отношения объекта с другими объектами, существенные признаки объекта; анализируют результаты наблюдений и делают выводы.
Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, плод, однолетние, двулетние, многолетние растения, жизненные формы.
Деятельность обучающихся: работа с текстом и  иллюстрациями учебника, работа с гербарием, сотрудничество с одноклассниками при выполнении заданий урока.
Оборудование: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, модели цветков, муляжи плодов, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
 
Ход урока
I  Организационный момент. Актуализация знаний.
Учитель: читает эпиграф урока
Разнообразен и прекрасен мир растений:                                                                                                                                                                                   
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они.

(фронтально)

  • Почему голосеменные - наиболее высокоорганизованные растения по сравнению с папоротниковыми?

  • Почему эту группу растений называют голосеменными?

  • Назовите представителей голосеменных растений.

  • Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?

  • Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?

Обсуждение эпиграфа урока.

  • Как вы думаете, почему эти растения не господствуют на Земле? (ответы обучающихся).

Учитель: Трудно ответить на вопрос, для поиска точного ответа мы с вами поработаем в парах.
Задание: на магнитной доске расположены гербарии растений (хвощ, папоротник, плаун, мох, туя, ветвь сосны, ветвь ели, шиповник, лилия, василек, бархатцы) - систематизируйте предложенные растения на 3 группы.
Две группы: высшие споровые и голосеменные подписаны, а третья группа - нет.
Давайте проверим.
(фронтально)

  • Как можно назвать эту группу растений? (ответы: Цветковые или Покрытосеменные).

  • О чем говорит такое название? (ответы: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде)

  • Скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы: мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения).

  • Как можно назвать комнатные растения, представленные на столе (на столе учителя выставлены любые цветущие на момент проведения урока комнатные покрытосеменные растения)? (ответы: Цветковые или Покрытосеменные).

  • Какой орган есть у них, которого не было у других растений, ранее нами изученных? (ответы: цветок)

На этом уроке речь пойдет о Цветковых, или Покрытосеменных растениях.

II. Изучение нового материала.
Учитель: цель нашего урока познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности, с многообразием покрытосеменных растений, их ролью в природе и жизни человека
Учитель:  Обращается к классу с вопросом: Что хотели бы узнать о покрытосеменных? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать (фронтально)
Запись плана на доске: (задачи урока)

  1. Почему так названы

  2. Особенности строения

  3. Распространение

  4. Отличия от голосеменных

  5. Многообразие

  6. Роль в природе и жизни человека

  7. Преимущества покрытосеменных

Учитель: цветковые растения занимают господствующее положение – насчитывают около 250 тысяч видов! Для сравнения, с ранее изученными нами растениями, вспомним, что голосеменных насчитывают 1100 видов, мхи и папоротники – 10 тысяч видов.
Проблемный вопрос:
- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?
Учитель:
Признаки покрытосеменных растений

  • Произошли от древних голосеменных

  • Около 250 тыс. видов

  • Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

- Какую роль играют цветки для растений? (ответы: они привлекают насекомых, птиц, млекопитающих, которые их опыляют)
Задание: индивидуально или в парах (на выбор)

  1. Что такое цветок? Что формируется из цветка?

  2. Чем защищено семя?

  3. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

(Ответы: Цветок – орган семенного размножения. После цветения на месте цветка образуется плод, внутри которого находятся семена. Они не располагаются открыто, как у голосеменных, а находятся в защитной оболочке плодов. Поэтому цветковые также получили название «покрытосеменные». Самой главной особенностью цветковых является наличие цветков, плодов и семян.)
Учитель: рассказывает о жизненных формах растений.
Задание: по рядам

  1. Какие жизненные формы есть у покрытосеменных? (привести примеры)

  2. Какова область распространения покрытосеменных?

            Учитель: рассказывает о типах побегов.
(на слайде - подсолнечник, виноград, клевер, хмель – Прямостоячие
Лазающие - прикрепляются к опоре с помощью усиков (горох)
Вьющиеся - тонкие стебли, обвивающие опору (вьюнок))
Задание: индивидуально (работа с гербарием)
Схематично нарисовать цветковое растение и подписать его органы. (Выполнение в тетради)
Задание: индивидуально или в парах (на выбор) - просмотр видеофрагмента
На доске сделана предварительно запись:
Однолетнее растение –
Двулетнее растение –
Многолетнее растение -
Обучающимся необходимо посмотреть видеофрагмент и закончить определения.
(Однолетнее растение - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период
Двулетнее растение - травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев
Многолетнее растение - растение, живущее более двух лет)
Затем дается задание на работу с учебником - Рис. 81 (стр. 130) - выписать примеры растений по продолжительности жизни.
Затем работа с магнитной доской - на доске изображения растений, необходимо их расположить по продолжительности жизни.
Задание: по вариантам

  1. вариант - определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.

  2. вариант - определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных:

голосеменные

покрытосеменные

  • Имеют корень, стебель, листья.

  • Листья - хвоя

  • Семя «лежит» открыто на чешуе шишки.

  • Не образуют цветы

  • Только древесные формы.

  • Имеют корень, стебель, листья, цветки.

  • Разная форма листьев.

  • Семена находятся в плоде.

  • Разные жизненные формькдеревья, кустарники, травы.

 

Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений:
1. Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья
2. Образуют семена.
3. Имеют большое значение в природе и жизни человека.

 


Учитель повторно задает классу проблемный вопрос:
- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?
(Ответы: они имеют различные жизненные формы - травы, кустарники, деревья; образуют цветки, плоды, которые защищают их от неблагоприятных условий; могут расти в различных условиях)
           Значение цветковых растений (фронтально)
Работа со слайдами презентации - даются изображения, обучающиеся выявляют по ним значение цветковых растений в природе и жизни человека.
Учитель обобщает, дополняет:

  • Служат пищей и образуют местообитания для животных.

  • Цветковые растения, как пшеница, рис, кукуруза - важные пищевые продукты для человека.

  • Овощные и плодово-ягодные культуры - огурцы, томаты, яблони, вишни и т.д. служат пищей для человека.

  • Лён, хлопчатник человек с давних времен использует для получения тканей.

  • Лекарственные растения – лечение, поддержание здоровья человека.

  • Красота и декоративность (цветковыми растениями человек украшает дома, сады, парки).

Учитель: В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (ответы: очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников)
Как вы убедились, цветковые растения занимают важное место в жизни человека - им посвящают музыкальные произведения (Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов»), их образ широко используется в изобразительном искусстве, им дают подробные описания в художественной литературе, посвящают стихотворения (А.С. Пушкин «Есть роза дивная: она..», Сергей Александрович Есенин «Цветы», Афанасий Афанасьевич Фет «Цветы»), а также про цветковые растения сложено множество загадок, давайте попробуем отгадать несколько из них:
“А ну-ка, отгадай”

  1. Широко распространённое лекарственное растение очень любимо народом не только за свои хорошо известные лечебные свойства - издревле на лепестках этого растения гадали, поверяя ему сердечные тайны (ромашка)

  2. Этот цветок, по преданию, появился из морской пены вместе с богиней любви Афродитой (роза)

  3. По греческим сказаниям, этот цветок является цветком бога сна (мак)

  4. Этот цветок стал эмблемой революции (гвоздика)

  5. Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше (нарцисс)

III. Закрепление.
Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:
- Давайте обобщим наши знания и назовем основные особенности цветковых растений:
Утверждения («Да-Нет»)

  1. Произошли от древних папоротников. (Нет, от голосеменных)

  2. В настоящее время насчитывают около 250 тыс. видов. (Да)

  3. Органом семенного размножения является цветок. (Да)

  4. Среди покрытосеменных нет трав. (Нет, есть)

  5. Второе название покрытосеменных - плодовые растении. (Нет, цветковые)

  6. У покрытосеменных отсутствует плод. (Нет)

  7. Опыление ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими. (Да)

  8. Морковь и сахарная свекла - двулетние растения. (Да)

  9. Тюльпан и шиповник - однолетние растения. (Нет)

  10.  Приспособлены к различным экологическим условиям. (Да)

Взаимопроверка. (За каждый верный ответ выставляется 1 балл. Отметка «5» - 9-10 баллов, отметка «4» - 7-8 баллов, отметка «3» - 5-6 баллов, отметка «2» - 0-4 баллов)
Учитель обобщает ответы обучающихся, делаются выводы.

IV. Рефлексия.
Учитель: Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока?
Оцените своё настроение и работу на уроке, нарисовав соответствующий смайлик
Закончите предложение  (обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):

  • Сегодня я узнал...

  • Было интересно...

  • Было трудно...

  • Я выполнял задания...

  • Я понял, что...

  • Теперь я могу...

  • Я почувствовал, что...

  • Я научился...

  • У меня получилось ...

  • Я смог...

  • Меня удивило...

  • Урок дал мне для жизни...

  • Мне захотелось...

          V. Домашнее задание.

  1. Учить § 23, устно ответить на вопросы § 23

  2. В рабочей тетради выполнить задание  77.

  3. По желанию: подготовить сообщение в форме реферата или презентации о редких и исчезающих цветковых растениях.

Обучающиеся записывают задания. Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Учитель: на следующем уроке мы с вами узнаем о происхождении растений и основных этапах развития растительного мира. До скорых встреч!        
 
Литература:
1.     Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник / М.:    Дрофа, 2018 г. – 141 с.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – М.: Дрофа, 2018 г. – 60 с.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – / М.: Дрофа, 2018 г. – 91 с.
4. Галушкова Н.И. Биология. 5 класс: система уроков по учебнику В.В. Пасечника / Волгоград: Учитель, 2017. – 200 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»