Винокурова Владимира Анатольевна,
учитель биологии СПб ГБОУ СОШ № 547
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями строения покрытосеменных, их значением в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательная: раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие им наиболее широко распространиться на Земле; сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.
Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением растений и уровнем их организации; развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами; развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
Воспитательная: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия; продолжить формирование основ экологической культуры
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся знают:
- что цветок - орган семенного размножения покрытосеменных растений;
- что семена покрытосеменных защищены плодом;
- органы покрытосеменных растений (корень, побег, цветок, плод);
- строение и функции органов покрытосеменных растений;
- приспособительные признаки цветковых растений;
- о наличии вегетативного способа размножения;
- о значении покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
- способы защиты и охраны цветковых растений
Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации, находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различают объем и содержание понятий; анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют отношения объекта с другими объектами, существенные признаки объекта; анализируют результаты наблюдений и делают выводы.
Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, плод, однолетние, двулетние, многолетние растения, жизненные формы.
Деятельность обучающихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с гербарием, сотрудничество с одноклассниками при выполнении заданий урока.
Оборудование: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, модели цветков, муляжи плодов, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока
I Организационный момент. Актуализация знаний.
Учитель: читает эпиграф урока
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они.
(фронтально)
-
Почему голосеменные - наиболее высокоорганизованные растения по сравнению с папоротниковыми?
-
Почему эту группу растений называют голосеменными?
-
Назовите представителей голосеменных растений.
-
Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?
-
Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?
Обсуждение эпиграфа урока.
-
Как вы думаете, почему эти растения не господствуют на Земле? (ответы обучающихся).
Учитель: Трудно ответить на вопрос, для поиска точного ответа мы с вами поработаем в парах.
Задание: на магнитной доске расположены гербарии растений (хвощ, папоротник, плаун, мох, туя, ветвь сосны, ветвь ели, шиповник, лилия, василек, бархатцы) - систематизируйте предложенные растения на 3 группы.
Две группы: высшие споровые и голосеменные подписаны, а третья группа - нет.
Давайте проверим.
(фронтально)
-
Как можно назвать эту группу растений? (ответы: Цветковые или Покрытосеменные).
-
О чем говорит такое название? (ответы: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде)
-
Скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы: мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения).
-
Как можно назвать комнатные растения, представленные на столе (на столе учителя выставлены любые цветущие на момент проведения урока комнатные покрытосеменные растения)? (ответы: Цветковые или Покрытосеменные).
-
Какой орган есть у них, которого не было у других растений, ранее нами изученных? (ответы: цветок)
На этом уроке речь пойдет о Цветковых, или Покрытосеменных растениях.
II. Изучение нового материала.
Учитель: цель нашего урока познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности, с многообразием покрытосеменных растений, их ролью в природе и жизни человека
Учитель: Обращается к классу с вопросом: Что хотели бы узнать о покрытосеменных? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать (фронтально)
Запись плана на доске: (задачи урока)
-
Почему так названы
-
Особенности строения
-
Распространение
-
Отличия от голосеменных
-
Многообразие
-
Роль в природе и жизни человека
-
Преимущества покрытосеменных
Учитель: цветковые растения занимают господствующее положение – насчитывают около 250 тысяч видов! Для сравнения, с ранее изученными нами растениями, вспомним, что голосеменных насчитывают 1100 видов, мхи и папоротники – 10 тысяч видов.
Проблемный вопрос:
- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?
Учитель:
Признаки покрытосеменных растений
-
Произошли от древних голосеменных
-
Около 250 тыс. видов
-
Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
- Какую роль играют цветки для растений? (ответы: они привлекают насекомых, птиц, млекопитающих, которые их опыляют)
Задание: индивидуально или в парах (на выбор)
-
Что такое цветок? Что формируется из цветка?
-
Чем защищено семя?
-
Почему цветковые растения называют покрытосеменными?
(Ответы: Цветок – орган семенного размножения. После цветения на месте цветка образуется плод, внутри которого находятся семена. Они не располагаются открыто, как у голосеменных, а находятся в защитной оболочке плодов. Поэтому цветковые также получили название «покрытосеменные». Самой главной особенностью цветковых является наличие цветков, плодов и семян.)
Учитель: рассказывает о жизненных формах растений.
Задание: по рядам
-
Какие жизненные формы есть у покрытосеменных? (привести примеры)
-
Какова область распространения покрытосеменных?
Учитель: рассказывает о типах побегов.
(на слайде - подсолнечник, виноград, клевер, хмель – Прямостоячие
Лазающие - прикрепляются к опоре с помощью усиков (горох)
Вьющиеся - тонкие стебли, обвивающие опору (вьюнок))
Задание: индивидуально (работа с гербарием)
Схематично нарисовать цветковое растение и подписать его органы. (Выполнение в тетради)
Задание: индивидуально или в парах (на выбор) - просмотр видеофрагмента
На доске сделана предварительно запись:
Однолетнее растение –
Двулетнее растение –
Многолетнее растение -
Обучающимся необходимо посмотреть видеофрагмент и закончить определения.
(Однолетнее растение - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период
Двулетнее растение - травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев
Многолетнее растение - растение, живущее более двух лет)
Затем дается задание на работу с учебником - Рис. 81 (стр. 130) - выписать примеры растений по продолжительности жизни.
Затем работа с магнитной доской - на доске изображения растений, необходимо их расположить по продолжительности жизни.
Задание: по вариантам
-
вариант - определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
-
вариант - определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных:
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений: |
Учитель повторно задает классу проблемный вопрос:
- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?
(Ответы: они имеют различные жизненные формы - травы, кустарники, деревья; образуют цветки, плоды, которые защищают их от неблагоприятных условий; могут расти в различных условиях)
Значение цветковых растений (фронтально)
Работа со слайдами презентации - даются изображения, обучающиеся выявляют по ним значение цветковых растений в природе и жизни человека.
Учитель обобщает, дополняет:
-
Служат пищей и образуют местообитания для животных.
-
Цветковые растения, как пшеница, рис, кукуруза - важные пищевые продукты для человека.
-
Овощные и плодово-ягодные культуры - огурцы, томаты, яблони, вишни и т.д. служат пищей для человека.
-
Лён, хлопчатник человек с давних времен использует для получения тканей.
-
Лекарственные растения – лечение, поддержание здоровья человека.
-
Красота и декоративность (цветковыми растениями человек украшает дома, сады, парки).
Учитель: В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (ответы: очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников)
Как вы убедились, цветковые растения занимают важное место в жизни человека - им посвящают музыкальные произведения (Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов»), их образ широко используется в изобразительном искусстве, им дают подробные описания в художественной литературе, посвящают стихотворения (А.С. Пушкин «Есть роза дивная: она..», Сергей Александрович Есенин «Цветы», Афанасий Афанасьевич Фет «Цветы»), а также про цветковые растения сложено множество загадок, давайте попробуем отгадать несколько из них:
“А ну-ка, отгадай”
-
Широко распространённое лекарственное растение очень любимо народом не только за свои хорошо известные лечебные свойства - издревле на лепестках этого растения гадали, поверяя ему сердечные тайны (ромашка)
-
Этот цветок, по преданию, появился из морской пены вместе с богиней любви Афродитой (роза)
-
По греческим сказаниям, этот цветок является цветком бога сна (мак)
-
Этот цветок стал эмблемой революции (гвоздика)
-
Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше (нарцисс)
III. Закрепление.
Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:
- Давайте обобщим наши знания и назовем основные особенности цветковых растений:
Утверждения («Да-Нет»)
-
Произошли от древних папоротников. (Нет, от голосеменных)
-
В настоящее время насчитывают около 250 тыс. видов. (Да)
-
Органом семенного размножения является цветок. (Да)
-
Среди покрытосеменных нет трав. (Нет, есть)
-
Второе название покрытосеменных - плодовые растении. (Нет, цветковые)
-
У покрытосеменных отсутствует плод. (Нет)
-
Опыление ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими. (Да)
-
Морковь и сахарная свекла - двулетние растения. (Да)
-
Тюльпан и шиповник - однолетние растения. (Нет)
-
Приспособлены к различным экологическим условиям. (Да)
Взаимопроверка. (За каждый верный ответ выставляется 1 балл. Отметка «5» - 9-10 баллов, отметка «4» - 7-8 баллов, отметка «3» - 5-6 баллов, отметка «2» - 0-4 баллов)
Учитель обобщает ответы обучающихся, делаются выводы.
IV. Рефлексия.
Учитель: Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока?
Оцените своё настроение и работу на уроке, нарисовав соответствующий смайлик
Закончите предложение (обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):
-
Сегодня я узнал...
-
Было интересно...
-
Было трудно...
-
Я выполнял задания...
-
Я понял, что...
-
Теперь я могу...
-
Я почувствовал, что...
-
Я научился...
-
У меня получилось ...
-
Я смог...
-
Меня удивило...
-
Урок дал мне для жизни...
-
Мне захотелось...
V. Домашнее задание.
-
Учить § 23, устно ответить на вопросы § 23
-
В рабочей тетради выполнить задание 77.
-
По желанию: подготовить сообщение в форме реферата или презентации о редких и исчезающих цветковых растениях.
Обучающиеся записывают задания. Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Учитель: на следующем уроке мы с вами узнаем о происхождении растений и основных этапах развития растительного мира. До скорых встреч!
Литература:
1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2018 г. – 141 с.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – М.: Дрофа, 2018 г. – 60 с.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – / М.: Дрофа, 2018 г. – 91 с.
4. Галушкова Н.И. Биология. 5 класс: система уроков по учебнику В.В. Пасечника / Волгоград: Учитель, 2017. – 200 с.