Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статья

Игра - средство активизации познавательного
интереса учащихся в процессе изучения биологии

Иванова Элеонора Викторовна,
учитель биологии школы №2 (открытого типа)
Санкт-Петербурга
Введение
Проблема интереса в обучении не является новой. Нередко учителя бывают встревожены скучающими лицами и безразличными взглядами учеников. Теряется познавательный интерес к предмету, вырабатывается равнодушие к учёбе, школе и образованию в будущем.
Познавательный интерес следует признать одним из наиболее значимых факторов учебного процесса, влияющим на создание благоприятной обстановки. Образование психологического комфорта на уроке может обеспечить только тот вид деятельности, который вызывает интерес учащихся. Вот здесь и выступает игра как средство активизации познавательного интереса учащихся. Именно в игре человек проявляет весь свой жизненный потенциал, выплескивает свою энергию, применяет полученные знания на практике.
Дети уделяют свое внимание к игре с ранних лет; она для них – сама жизнь во всех её проявлениях, целый мир, неизведанный и неведомый, но исключительно интересный и притягивающий.
В связи с этим, проблема актуальна, и именно она и будет являться предметом изучения при написании статьи.
Объект исследования – познавательный интерес учащихся.
Предмет исследования – игра как средство активизации познавательного интереса учащихся в процессе изучения биологии.
Цель работы: определить возможности игры в активизации познавательного интереса учащихся в процессе изучения биологии.
Задачи: провести теоретический анализ педагогической литературы, проанализировать и обобщить результаты.

 
Содержательная часть.
Одним из мощных побудителей активизации деятельности человека является интерес. Проблема интереса издавна привлекает к себе внимание психологов, педагогов, учителей-практиков и связана с великими именами Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Д. Локка, Ж.Руссо, Л.Н. Толстого и многих других.
Понятие «интерес» впервые упоминается в трудах Яна Амоса Коменского, который считал, что решение проблемы формирования и развития интереса связано с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и поддержкой родителями его авторитета в глазах своих детей.
Существует много различных формулировок определения такого широкого понятия как «интерес».
В Педагогической энциклопедии данное понятие толкуется следующим образом: «Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, …выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора…» [2, с.373].
Принимая во внимание современные ценности и требования, влияющие на развитие личности, педагогика совместно с психологией раскрывают интерес как основной фактор учебного процесса, формирующий большие возможности для обучения. Интерес помогает сформированию человека как личности, способствует развитию школьника. Так, интерес можно охарактеризовать как результат глубоких процессов, протекающих в деятельности, а также ее мотивационной сфере.
Таким образом, интерес можно охарактеризовать как мотивированное эмоционально-познавательное отношение,  обладающее способностью переходить в познавательную направленность личности. От таких непосредственно мотивированных эмоциональных переживаний, как любовь и увлеченность, интерес отличается наличием эмоционально-познавательного отношения, которую нельзя разложить на элементы интеллектуальной эмоции. Отличие интереса от чувства долга и ответственности объясняется присутствием непосредственного мотива: именно появление радости познания подтверждает  появление интереса.
Данный факт подтверждают многие педагоги и психологи, например, Л.И. Божович: «Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него жажды знаний» [1, с.12].
Важная особенность познавательного интереса также состоит в том, что в качестве его центра выступает познавательная задача, требующая не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность, а активной работы поискового или творческого характера.
В итоге, развитию познавательного интереса способствуют такие условия и факторы как: содержание учебного материала, активная поисковая и интеллектуальная деятельность детей, организация учебного процесса на начальных этапах развития учащихся, эмоциональная обстановка при обучении, идеальное сочетание методических приёмов обучения.
Несомненно, одним из главных источников возникновения и развития познавательного интереса школьников является содержание уроков. Познавательные интересы чаще всего формируются на уроках с использованием разнообразных форм и методов их проведения.
Активизация познавательной деятельности - это особая организация процесса обучения, в процессе которой формируется познавательный интерес к учебе, стимулирующий человека активно стремиться удовлетворить свою познавательную потребность. Вследствие этого, производится не только повышение результатов деятельности, но и происходит как изменение самой личности, так и ее интеллектуальный рост.
Поэтому необходимо формировать и развивать познавательный интерес к биологии у школьников. Содействовать этому может систематическое применение различных методологических приёмов по определенной теме. У учащихся урок должен вызвать положительные эмоции и интерес к изучаемому материалу и предмету в целом.
Проблема активизации познавательного интереса учащихся посредством игры актуальна, сложна и многогранна.
Анализ педагогической литературы говорит о том, что активизация познавательного интереса учащихся в процессе изучения биологии зависит от соответствующего систематического и методического применения обучающих игровых технологий ввиду того, что их применение активизирует интеллектуальную деятельность учащихся.
Повышение эффективности игры зависит от ответственного и детально продуманного подхода к отбору и подготовке игр с учетом возрастных, индивидуальных психологических особенностей поведения учащихся, что, безусловно, приводит к повышению мотивации и активизации познавательного интереса к биологии.
Использование игровых приемов и методов способствуют индивидуализации процесса обучения, благодаря чему каждому участнику дается шанс продемонстрировать свой умственный и творческий потенциал. Активизация познавательного интереса школьников к изучению биологии позволяет повысить их мотивацию, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков, а также играет важную роль в выборе будущей профессии.

Список литературы:
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И.Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1. / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 607 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»