Современный урок биологии
Теряева Валентина Николаевна
Активные методы обучения биологии.Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни.
Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности. В результате внедрения активных методов обучения в собственную практическую деятельность мною было отмечено, что все учащиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы, в частности ученики во время работы:
- внимательно слушают - думая;
- наблюдают - думая;
- читают – думая;
- выполняют практическое задание - думая.
Выбор того или иного метода на уроках биологии зависит от разных причин: например от цели занятия, опытности учеников, их знаний. К тому же названия многих активных методов весьма условны. Часто одно и то же название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
В процессе преподавания биологии часто возникают различные противоречия, такие как:
- повышение требований к преподаванию биологии и уменьшение количества учебного времени;
- либо, современные ученики чаще обращаются за информацией к компьютеру, чем получают ее из книг. Это повышает уровень их обученности, но информации огромное количество и она не всегда соответствует действительности.
Активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых.
К активным методам обучения биологии можно отнести:
- мозговой штурм;
- кубирование;
- ИКТ;
- разноуровневую дифференциацию;
- игровые технологии;
- технологии деятельностного метода обучения;
- творческие задания, такие как: исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на определенную тему и прочие;
- работа в малых группах, где группа занимается решением занимательных биологических задач;
- проблемное обучение;
- соревнования, например викторины, игра «Дальше, дальше» и другие игры;
- интерактивная лекция;
- ученик в роли учителя;
- проектный метод.
Например: «Мозговой штурм».
Суть «Мозгового штурма» состоит в том, чтобы записывать любую идею, предложить максимум идей, не обсуждать, ни в коем случае не критиковать, не думать об идеях, создавать атмосферу содействия.
Правила «Мозгового штурма» следующие:
- экспресс-разминка;
- быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим;
- непосредственно «Штурм» поставленной проблемы;
- еще раз ведущим быстро уточняется задача;
- обсуждение экспертами итогов работы групп;
- отбор и оценка наилучших идей экспертами;
- сообщение о результатах «Мозговой штурма» по очередности выполнения задания или по часовой стрелке;
- публичная защита наилучших идей.
«Кубирование» позволяет рассмотреть тему с разных сторон. Этот подход предусматривает использование кубика с написанным на каждой грани указанием направления мысли. Например, возможны такие указания на гранях:
- описать объект, явление;
- проанализировать составные части;
- сравнить с другими, аналогичными;
- установить ассоциации;
- предложить аргументы «за» и «против»;
- как использовать?
Чем хорош этот метод?
- Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
- Позволяет повысить эффективность урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
- Дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.
- Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разно уровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Преподавание в этом методе строится на основе блочно-модульного представления учебной информации Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:
- Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
- Выделить главные основополагающие идеи.
- Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...
- Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
- Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...
- Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
- Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.
- Определение места модульного урока в теме.
- Формулировка темы урока.
- Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
- Подбор необходимого фактического материала.
- Отбор методов и форм преподавания и контроля.
- Определение способов учебной деятельности учащихся.
- Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
1. Составление модуля данного урока.
2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося. Пример модульного урока приведен ниже в таблице:
Номер учебного элемента
Учебный материал с указанием задания
Рекомендации к выполнению
УЭ 0
Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны характеризовать молекулярный уровень живого как начальный; узнать что такое «биополимеры», «биомолекулы», какова их роль в живом организме; выявить какие химические элементы входят в состав клеток; изучить биологические функции воды.
Внимательно прочитать цель урока.
Перед каждым модулем нужно проводить входной контроль (УЭ – 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся
УЭ – 1
Цель: познакомиться с общей характеристикой молекулярного уровня, с понятием «биополимер», «биомолекула», их роль в живом организме. Выполнить следующие задания: Из приведенного перечня выпишите цифры, обозначающие объекты, которые относятся к: А – молекулярному, Б – клеточному, В – популяционно-видовому, Г – биоценотическому уровням организации жизни: Клевер. 2. Гемоглобин. 3. Амеба обыкновенная. 4. Заяц-беляк. 5. Витамин С. 6. Болото. 7. Нейрон. 8. Эвглена зеленая. 9. Дубрава. 10. Дождевой червь. 11. Луг. 12. Бактерия.
Прочитайте текст учебника стр.16-19. Правильный ответ 12 баллов.
Изучение нового материала (УЭ – 2)
УЭ - 2
Цель: Знакомство с углеводами. Выполните задание: В состав углеводов входят элементы: а) C, H, N, б) С, Н, О, в) Н,О, Р, в) С, N,О. Мономерами крахмала являются: А) аминокислоты, Б) дезоксирибоза, В) глюкоза, Г) фруктоза. 3. В качестве запасного вещества животные накапливают: А) крахмал, Б) гликоген, В) целлюлозу, Г) хитин. 4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит: А) крахмал, Б) гликоген, В) хитин, Г) целлюлоза. 5. Крахмал продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только: А) клеток растений, Б) клеток животных, грибов.
См. учебник стр.34-37 За каждый правильный ответ 1 балл.
После завершения работы с модулем проводится выходной контроль
УЭ - 3
Выполните тестовое задание: 1. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 грамма: А) жира, Б) глюкозы, В) белка, Г) воды. 2. Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры: А) сохраняют воду в организме, Б) выделяют воду при окислении, В) создают теплоизолируюший слой, уменьшающий испарение. 3. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды: А) хорошо растворимые в воде, Б) нерастворимые в воде.
Каждый правильный ответ 1 балл.
Итоги урока, домашние задание Домашнее задание: § 10. Максимальное количество баллов: 30
В современном мире требования к жизни возрастают, увеличивается объем информации и усложняется содержание знаний, в этих условиях очень хорошо зарекомендовал себя метод обучения «Разно уровневая дифференциация», так как позволяет полнее учитывать особенности каждого учащегося, в частности:
- учитывать познавательные интересы учащихся
- устранять перегрузку программ,
- развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей,
- создавать психологический комфорт в учебе.
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные.
В связи с этим хотелось бы сказать несколько слов о необходимых составляющих современного урока, его основных компонентах.
Итак, основными компонентами современного урока являются:
- организационный – это организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина:
- целевой – это постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;
- мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе;
- коммуникативный – это уровень общения учителя с классом;
- содержательный – это подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.;
- технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п;
- контрольно-оценочный – это использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса;
- аналитический – это подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Как же построить современный урок? Разберем поэтапно.
- Определить, какой учебный материал сообщать учащимся. Для этого необходимо учитывать особенности учащихся класса .
- Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока.
- Подготовить учебный материал и подготовиться к проведению урока.
- Продумать «изюминку» урока.
- Сгруппировать отобранный учебный материал.
- Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке.
- Подготовить оборудование для урока.
- Продумать задания на дом.
- – хорошее знание материала;
- – бодрое самочувствие;
- – продуманный план урока;
- – чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
- – правильный выбор методов обучения;
- – разнообразие методов обучения;
- – занимательность изложения;
- – ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;
- – богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
- – выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников
- – неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
- – безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
- – рыхлая композиция урока;
- – скованность движений;
- – неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
- – однообразие методов обучения;
- – бесстрастный рассказ учителя;
- – монотонность и сухость при изложении нового материала;
- – отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
- Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
- Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием.
- Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
- Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
- Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя.
- Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
- Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
- Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
- Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
- Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность