Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Открытый урок в 6 классе

Половое размножение покрытосеменных растений

Маслова Наталья Николаевна
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях полового размножения покрытосеменных.
Задачи.
Образовательные: определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян; познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром; показать значения опыления в жизни растений.
Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению строения цветка, этапов полового размножения у цветковых растений.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
Ученик научится
Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление».
Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым.
Ученик получит возможность научиться
Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян.
 
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;
-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
Познавательные УУД
-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД
-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре
Личностные:
формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
УМК:
  1. Рабочая программа по биологии. 6 класс, к УМК В.В. Пасечника (М.: Дрофа) /Сост. С.Н. Шестакова. – М.: ВАКО, 2016. – 48 с. - (Рабочие программы).
  2. Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 207, [1]с.
  3. Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Пасечника В.В. «Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 78, [2]с.: ил.
  4. https://lecta.rosuchebnik.ru/
 
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Организационный момент
Приветствует учащихся, их готовность к уроку, отмечает отсутствующих Приветствуют учителя.
  1. Формулирование темы урока и целеполагание
Создание проблемной ситуации:
− перед вами фотографии объектов живой природы. Как думаете, что здесь лишнее? Почему? (фото ежа, папоротника, ели, шиповника, пиона)
 
 
Организует беседу для формулировки темы урока.
- В чем отличие покрытосеменных растений от голосеменных?
- На месте какого органа покрытосеменных растений образуется плод?
- К какому способу размножения цветковых растений относится образование плодов с семенами? Почему этот способ называется половым?
-Из темы «Половое размножение покрытосеменных растений» выведем цель урока.
-Какая цель нашего урока?
- Какие задачи мы себе поставим, чтобы достигнуть цели?
Фронтальная работа. Отвечают, что еж – животное, остальные – растения. Папоротник – споровое растение, ель – голосеменное. Остаются на слайде покрытосеменные растения.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СКРУМ-ТЕХНОЛОГИЯ
Цель: Узнать об особенностях полового размножения покрытосеменных
Задачи: -Вспомнить строение цветка
-узнать что такое опыление
 ­- узнать, что такое оплодотворение
-узнать как образуются плоды с семенами.
  1. Актуализация знаний
 В начале урока, оцените уровень своих знаний по данной теме по шкале самооценки.
Сегодня вы работаете с маршрутными листами (Приложение 1), где нужно фиксировать ваши ответы на задания. В помощь вам предлагаются Листы-подсказки. В них вы можете найти информацию, где искать ответы на задания. Вы как всегда можете воспользоваться Парковкой для вопросов (возникающие вопросы по ходу урока ребята записывают на доске в специально отведенном месте «Парковка вопросов»
Для начала давайте вспомним строение цветка. На рисунке 1 Задания №1 подпишите части цветка. Укажите, какой из них – мужской орган, а какой женский. Что является главной частью пестика, тычинки?
Итак, мы вспомнили строение цветка.
Отмечают на шкале уровень своих знаний по данной теме на начало урока.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работают в МЛ с заданием 1 «Строение цветка». Два человек работают у интерактивной доски.
  1. Открытие нового знания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- Какой процесс называется опылением?
Запись определения в МЛ: Опыление – процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика». (запись в МЛ)
- Какие типы опыления встречаются в природе? Ответ зафиксируйте в МЛ. (задание 2Б). Нарисуйте схему опыления в каждом случае.
- Как могут опыляться цветки с перекрестным опылением?
Обратите внимание на структуру задания №3 (ЕГЭ)
В МЛ Выполните задание 3. Определите признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветов. Проверка выполнения работы .
Итак, что мы узнали? опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика. Мы узнали какие типы опыления встречаются у растений, и чем отличаются насекоопыляемые растения от ветроопыляемых.
После опыления в цветке происходит оплодотворение – слияние мужских и женских половых клеток.
Оплодотворение у цветковых растений носит название «Двойного оплодотворения» и было открыто С.Г. Навашиным, русским ботаником в 1898 г. Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос - почему оплодотворение у цветковых растений получило название двойного оплодотворения?
Используя статью учебника «Оплодотворение у цветковых растений», а также знания, полученные в ходе просмотра видео, установите последовательность этапов оплодотворения:
  1. Прорастание пыльцевой трубки между клетками рыльца
  2. Проникновение пыльцевой трубки в полость завязи
  3. Попадание пыльцы на рыльце пестика
  4. Слияние спермиев с яйцеклеткой и центральной клеткой
  5. Образование спермиев в пыльцевой трубке.
Ответ: 31524
 
Зафиксируйте свой ответ в МЛ.
Переверните карточки, если вы все правильно сделали, перевернув карточки слева направо у вас получится буква. Найдите такую же букву на листе такого же цвета на моем столеми прикрепите ее к доске.
Теперь к доске выйдет по 1 человеку от ряда и попробует собрать слово из данных букв (Цветок, Плод, Семя). Слова Опыление и Оплодотворение тоже крепятся на доску.
 
Теперь сформулируйте вывод к этой части урока, используя все эти слова. Вы можете работать в парах или самостоятельно.
 
 
Закончите схемы, используя текст со стр.133-134
Итак, органом семенного (полового ) размножения у покрытосеменных растений является цветок.
спермий + яйцеклетка = зигота = з…………. (зародыш)
спермий + центральная клетка = э…………………..(эндосперм)
з…………….+ э……………….. + кожура = с…..    (семя)
семя + околоплодник= п……..  (плод)
В чем же особенность полового размножения покрытосеменных растений? (двойное оплодотворение)
 
Итак, мы узнали, в чем особенность полового размножения у цветковых растений, почему этот процесс называется двойным оплодотворением и что образуется на месте цветка в результате оплодотворения.
Задание 2а. записывают в МЛ
Работа в МЛ по заданию 2б
 
 
Насекомыми и ветром
 
 
 
 
 
Выполняют задание 3 в МЛ, один у интерактивной доски.
 
ШКАЛА САМООЦЕНКИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Смотрят видео фрагмент.
Выполняют задание 4, используя текст учебника «Оплодотворение у цветковых растений» (стр.131-133).
 
Работа в парах
Составляют схемы, используя текст «Образование семян и плодов». Задание 4.
 
 
 
 
Один из пары выходит к доске и крепит букву.
 
 
Формулируют вывод:
 ЗАПИСЬ В МЛ
 В результате опыления и оплодотворения на месте цветка образуется плод с семенами.
 
 
 
 
Задание 5.
Индивидуальная или парная работа.
Двое у доски у интерактивной доски
 
 
 
 
ШКАЛА САМООЦЕНКИ
  1. Первичное закрепление нового материала
Поиграем в игру «Я знаю, что»…. Фронтальная работа
  1. Рефлексия и выставление отметок
Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку используя начало фразы:
- Я узнал, что…
-Я обобщил свои знания по …
- Мне было сложно….
- Мне понравилось….
- Сегодня на уроке мне…..
Выставление отметок.
Проводят рефлексию
  1. Домашнее задание
Проанализировав текст параграфа 24 и рис. 102 объясните, с чем связаны особенности строения оболочки пыльцевого зерна. Записывают домашнее задание.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»