Открытый урок в 6 классе
Половое размножение покрытосеменных растений
Маслова Наталья Николаевна
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях полового размножения покрытосеменных.
Задачи.
Образовательные: определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян; познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром; показать значения опыления в жизни растений.
Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению строения цветка, этапов полового размножения у цветковых растений.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
Ученик научится
Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление».
Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым.
Ученик получит возможность научиться
Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;
-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
Познавательные УУД
-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД
-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре
Личностные:
формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
УМК:
- Рабочая программа по биологии. 6 класс, к УМК В.В. Пасечника (М.: Дрофа) /Сост. С.Н. Шестакова. – М.: ВАКО, 2016. – 48 с. - (Рабочие программы).
- Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 207, [1]с.
- Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Пасечника В.В. «Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 78, [2]с.: ил.
- https://lecta.rosuchebnik.ru/
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Приветствует учащихся, их готовность к уроку, отмечает отсутствующих | Приветствуют учителя. |
|
Создание проблемной ситуации: − перед вами фотографии объектов живой природы. Как думаете, что здесь лишнее? Почему? (фото ежа, папоротника, ели, шиповника, пиона) Организует беседу для формулировки темы урока. - В чем отличие покрытосеменных растений от голосеменных? - На месте какого органа покрытосеменных растений образуется плод? - К какому способу размножения цветковых растений относится образование плодов с семенами? Почему этот способ называется половым? -Из темы «Половое размножение покрытосеменных растений» выведем цель урока. -Какая цель нашего урока? - Какие задачи мы себе поставим, чтобы достигнуть цели? |
Фронтальная работа. Отвечают, что еж – животное, остальные – растения. Папоротник – споровое растение, ель – голосеменное. Остаются на слайде покрытосеменные растения. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока СКРУМ-ТЕХНОЛОГИЯ Цель: Узнать об особенностях полового размножения покрытосеменных Задачи: -Вспомнить строение цветка -узнать что такое опыление - узнать, что такое оплодотворение -узнать как образуются плоды с семенами. |
|
В начале урока, оцените уровень своих знаний по данной теме по шкале самооценки. Сегодня вы работаете с маршрутными листами (Приложение 1), где нужно фиксировать ваши ответы на задания. В помощь вам предлагаются Листы-подсказки. В них вы можете найти информацию, где искать ответы на задания. Вы как всегда можете воспользоваться Парковкой для вопросов (возникающие вопросы по ходу урока ребята записывают на доске в специально отведенном месте «Парковка вопросов» Для начала давайте вспомним строение цветка. На рисунке 1 Задания №1 подпишите части цветка. Укажите, какой из них – мужской орган, а какой женский. Что является главной частью пестика, тычинки? Итак, мы вспомнили строение цветка. |
Отмечают на шкале уровень своих знаний по данной теме на начало урока. Работают в МЛ с заданием 1 «Строение цветка». Два человек работают у интерактивной доски. |
|
- Какой процесс называется опылением? Запись определения в МЛ: Опыление – процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика». (запись в МЛ) - Какие типы опыления встречаются в природе? Ответ зафиксируйте в МЛ. (задание 2Б). Нарисуйте схему опыления в каждом случае. - Как могут опыляться цветки с перекрестным опылением? Обратите внимание на структуру задания №3 (ЕГЭ) В МЛ Выполните задание 3. Определите признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветов. Проверка выполнения работы . Итак, что мы узнали? опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика. Мы узнали какие типы опыления встречаются у растений, и чем отличаются насекоопыляемые растения от ветроопыляемых. После опыления в цветке происходит оплодотворение – слияние мужских и женских половых клеток. Оплодотворение у цветковых растений носит название «Двойного оплодотворения» и было открыто С.Г. Навашиным, русским ботаником в 1898 г. Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос - почему оплодотворение у цветковых растений получило название двойного оплодотворения? Используя статью учебника «Оплодотворение у цветковых растений», а также знания, полученные в ходе просмотра видео, установите последовательность этапов оплодотворения:
Зафиксируйте свой ответ в МЛ. Переверните карточки, если вы все правильно сделали, перевернув карточки слева направо у вас получится буква. Найдите такую же букву на листе такого же цвета на моем столеми прикрепите ее к доске. Теперь к доске выйдет по 1 человеку от ряда и попробует собрать слово из данных букв (Цветок, Плод, Семя). Слова Опыление и Оплодотворение тоже крепятся на доску. Теперь сформулируйте вывод к этой части урока, используя все эти слова. Вы можете работать в парах или самостоятельно. Закончите схемы, используя текст со стр.133-134 Итак, органом семенного (полового ) размножения у покрытосеменных растений является цветок. спермий + яйцеклетка = зигота = з…………. (зародыш) спермий + центральная клетка = э…………………..(эндосперм) з…………….+ э……………….. + кожура = с….. (семя) семя + околоплодник= п…….. (плод) В чем же особенность полового размножения покрытосеменных растений? (двойное оплодотворение) Итак, мы узнали, в чем особенность полового размножения у цветковых растений, почему этот процесс называется двойным оплодотворением и что образуется на месте цветка в результате оплодотворения. |
Задание 2а. записывают в МЛ Работа в МЛ по заданию 2б Насекомыми и ветром Выполняют задание 3 в МЛ, один у интерактивной доски. ШКАЛА САМООЦЕНКИ Смотрят видео фрагмент. Выполняют задание 4, используя текст учебника «Оплодотворение у цветковых растений» (стр.131-133). Работа в парах Составляют схемы, используя текст «Образование семян и плодов». Задание 4. Один из пары выходит к доске и крепит букву. Формулируют вывод: ЗАПИСЬ В МЛ В результате опыления и оплодотворения на месте цветка образуется плод с семенами. Задание 5. Индивидуальная или парная работа. Двое у доски у интерактивной доски ШКАЛА САМООЦЕНКИ |
|
Поиграем в игру «Я знаю, что»…. | Фронтальная работа |
|
Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку используя начало фразы: - Я узнал, что… -Я обобщил свои знания по … - Мне было сложно…. - Мне понравилось…. - Сегодня на уроке мне….. Выставление отметок. |
Проводят рефлексию |
|
Проанализировав текст параграфа 24 и рис. 102 объясните, с чем связаны особенности строения оболочки пыльцевого зерна. | Записывают домашнее задание. |