Применение технологии «педагогическая мастерская»
на примере урока по биологии для 5 класса в условиях ФГОС
Баженова Дарья Романовна
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы с целью улучшения знаний учащихся, развития их разносторонних интересов и способностей, выбора профессии, подготовки выпускников к поступлению в ВУЗы особенно актуальным является формирование у учащихся общеучебных знаний, умений, навыков.
Довольно часто учителя встречаются с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение, не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность.
В связи с тем, что у многих учащихся в силу ряда объективных причин исчезло стремление к получению образования, возросло чувство собственного достоинства и самосознания, у учителей возникает желание отойти от скучных, шаблонных приёмов преподавания, от сковывающих учебный процесс рамок, инструкций, найти новые методы обучения и воспитания, созвучные сегодняшнему дню, побуждающие учащихся к активности, зажигающие интерес к знаниям.
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.
Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.
Довольно часто учителя встречаются с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение, не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность.
В связи с тем, что у многих учащихся в силу ряда объективных причин исчезло стремление к получению образования, возросло чувство собственного достоинства и самосознания, у учителей возникает желание отойти от скучных, шаблонных приёмов преподавания, от сковывающих учебный процесс рамок, инструкций, найти новые методы обучения и воспитания, созвучные сегодняшнему дню, побуждающие учащихся к активности, зажигающие интерес к знаниям.
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.
Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.
Описание технологии «Педагогическая мастерская»
Мастерская схожа с проблемным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
Одно из замечательных качеств мастерской – то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают её участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.
Педагогическая мастерская построения знаний. Знание конструируется здесь и сейчас тем составом участников, который включён в «проживание».
Процесс проживания мастерской самоценен. Это существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, предложенной в рамках данной образовательной технологии. Пребывание «в», а не присутствие «на». Проживанию способствуют и внутренняя мотивация, и личностное целеполагание. Неосознанному включению способствует индукция. Все условия и процедурные моменты мастерской созданы для её проживания, то есть участия в ней не в роли присутствующего, а в качестве действующего и взаимодействующего человека. Проживание обеспечивает принцип бытийности педагогической мастерской, и сам по себе процесс проживания мастерской является результатом.
Основные этапы мастерской
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всѐ то, что побуждает ребѐнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всѐ то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаѐтся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы еѐ решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идѐт работа по выполнению заданий, которые даѐт учитель. Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даѐтся одно задание на весь класс, идѐт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлѐнной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Работа в технологии мастерских процесс не только увлекательный, но требующий затрат времени, сил, широкого научного кругозора, богатства педагогической и методической культуры, и, самое главное, большой заинтересованности. А это быстро понимают дети и с лихвой отдают дань учителю, радуя его знаниями и интересом к предмету.
Для реализации технологии «педагогическая мастерская» была выбрана тема «Лишайники». Это урок, на котором ребята впервые знакомятся с данными живыми объектами. Природа лишайников очень своеобразна и специфична, они являются уникальными объектами для изучения. Однако полная картина о строении, жизнедеятельности и многих процессах, протекающих у лишайников, приобретается учащимися на основании уже имеющихся знаний по строению и особенностям грибов и водорослей. Для ребят тема не будет раскрыта, они сами её определяют, выстраивая ассоциации к «кодовым словам»: «Сфинкс-Пионер». Собственно весь урок выстраивается вокруг этих понятий, постепенно раскрывая их смысл и значение.
Одно из замечательных качеств мастерской – то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают её участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.
Педагогическая мастерская построения знаний. Знание конструируется здесь и сейчас тем составом участников, который включён в «проживание».
Процесс проживания мастерской самоценен. Это существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, предложенной в рамках данной образовательной технологии. Пребывание «в», а не присутствие «на». Проживанию способствуют и внутренняя мотивация, и личностное целеполагание. Неосознанному включению способствует индукция. Все условия и процедурные моменты мастерской созданы для её проживания, то есть участия в ней не в роли присутствующего, а в качестве действующего и взаимодействующего человека. Проживание обеспечивает принцип бытийности педагогической мастерской, и сам по себе процесс проживания мастерской является результатом.
Основные этапы мастерской
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всѐ то, что побуждает ребѐнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всѐ то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаѐтся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы еѐ решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идѐт работа по выполнению заданий, которые даѐт учитель. Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даѐтся одно задание на весь класс, идѐт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлѐнной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Работа в технологии мастерских процесс не только увлекательный, но требующий затрат времени, сил, широкого научного кругозора, богатства педагогической и методической культуры, и, самое главное, большой заинтересованности. А это быстро понимают дети и с лихвой отдают дань учителю, радуя его знаниями и интересом к предмету.
Для реализации технологии «педагогическая мастерская» была выбрана тема «Лишайники». Это урок, на котором ребята впервые знакомятся с данными живыми объектами. Природа лишайников очень своеобразна и специфична, они являются уникальными объектами для изучения. Однако полная картина о строении, жизнедеятельности и многих процессах, протекающих у лишайников, приобретается учащимися на основании уже имеющихся знаний по строению и особенностям грибов и водорослей. Для ребят тема не будет раскрыта, они сами её определяют, выстраивая ассоциации к «кодовым словам»: «Сфинкс-Пионер». Собственно весь урок выстраивается вокруг этих понятий, постепенно раскрывая их смысл и значение.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя – мастера | Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС) | Деятельность учащихся |
Индуктор | Учитель приветствует детей и у дверей просит выстроиться их в алфавитном порядке и выдаёт каждому бумажку с кодовым словом. Учитель предлагает образовать группы по словам в карточках. Учитель просит детей назвать признаки, по которым дети объединились в группы и выписывает названия признаков на доске вокруг словосочетания «Сфинкс-Пионер». |
Ученик научиться: - устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; -вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей . Коммуникативные УУД |
Активно слушают. Строятся в определенном порядке, заходят в кабинет. Дети активно пытаются найти взаимосвязь между словами друг у друга, анализируют, сопоставляют и образуют группы. |
Афиширо вание |
Учитель выдаёт листы формата А4 и просит повернуть лист поперёк и в середине листа написать словосочетание «Сфинкс-Пионер» - Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? - Ребятам трудно дать ответ. |
Ученик научится: -работать в материальной информационной среде в соответствии с содержанием предмета; Познавательные УУД |
Учащиеся делятся с классом своими мыслями. |
Самоконст рукция |
Учитель выдаёт текстовые задания с пропусками каждой группе. Ребята по цепочке вставляют своё слово, написанное на карточке в текст в нужном месте, далее передают не совещаясь. |
Ученик научится: - овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Познавательные УУД |
Дети читают текст, анализируют и вписывают слова в текст. |
Социоконст рукция |
Далее учитель берёт карточки и проверяет вместе с ребятами, обсуждают совместно правильность выполненного задания. Выделенные цветным слова учитель выписывает на доску рядом с понятием «Сфинкс-Пионер» |
Ученик научится: - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Коммуникативные УУД |
Работа класса, обсуждение проблемы. Ребята должны выяснить правильность определений. |
Афиширо вание |
Учитель предлагает высказать группам свои точки зрения о чём идёт речь и что скрывается под словом «Сфинкс». Ребята пишут карандашом вокруг слова свои предположения |
Ученик научится: - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; Познавательные УУД |
Дети высказывают свои мнения. |
Работа с рабочими листами | - Мы пришли к общему мнению, что под словосочетанием «Сфинкс-Пионер» скрывается живой объект, обладающий свойствами характерными и для водоросли, и для гриба, однако у него есть особенные черты. Учитель выдает схему-рисунок, поясняет: Ребята, здесь представлен схематичный рисунок строения нашего объекта. Попробуйте самостоятельно определить название структур на схеме и раскрасьте данный объект. |
Ученик научится: -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение; Регулятивные УУД |
Учащиеся подписывают части объекта на схеме, раскрашивают у себя на рисунках. |
Афиши-рование | - Теперь вы свои работы можете вывесить на доске. | Рисунки со схемами вывешиваются на доску, сравниваются. | |
Разрыв | - Посмотрите рисунки ваших товарищей, их записи. У всех ли одинаковые мнения? Учитель обобщает рисунки. |
Ученик научится: -уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; Личностные УУД |
Ребята выделяют сходства и различия. Делают вывод, что не все думают одинаково. |
Самокор рекция |
- Чтобы убедиться в правильности своей работы, откройте учебник (стр. 105, «Лишайники», В.В.Пасечника) прочитайте название рисунка и подписи на нём. Определите, из каких частей состоит лишайник. Возьмите свои рисунки и доработайте их. | Ученик научится: -адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце, так и по ходу его реализации; Регулятивные УУД |
Дети дорабатывают рисунки, находят свои ошибки и корректируют их. |
Коррекция знаний |
Учитель предлагает ребятам обобщить результаты рисунка и слов, выписанных на доске. Корректирует ответы, дополняет по мере надобности. Ребята выписывают понятия рядом со словосочетанием «Сфинкс-Пионер» в своих листах и приклеивают свой рисунок с подписями. |
Ученик научится: -делать умозаключения и выводы на основе аргументации Познавательные УУД -понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Коммуникативные УУД. |
Дети работают в парах. Рассматривают рисунки учебника и формируют схемы. Рассматривая схемы и рисунки ребята сопоставляют, находят общие закономерности. |
Разрыв | Учитель продолжает: Так какой объект скрывается под словом «Сфинкс»? Ответы ребят. Теперь ребята догадываются, что «Сфинкс» -это лишайник. Сфинксы в древнегреческой мифологии – мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла Как и в сфинксе, в лишайнике объединены два организма: водоросль и гриб Водоросль и гриб существуют вместе, находятся в симбиозе, то есть не могут существовать друг без друга |
Ученик научится: -работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов Личностная деятельность |
Ребята слушают учителя, высказывают свои предположения. |
Самокор рекция |
- В начале урока вы дали названия- синонимы этому определению. Посмотрите, насколько близки вы были к истине | Ученик научится: -самостоятельно оценивать правильность своего мнения и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Регулятивные УУД |
Просматривают предложенную информацию. |
Работа с рабочими листами | - Лишайники разнообразны и делятся на группы в зависимости от внешнего облика слоевища: Посмотрите на доску. Здесь представлены немые схемы. Вам необходимо заполнить данные схемы. Используйте в работе рисунки и текст учебника. ![]() |
Ученик научится: -Осуществлять поиск информации посредством учебника. |
Анализируют текст учебника, выписывают названия групп лишайников, вклеивают рисунки. |
Коррекция знаний. Работа с дополни тельным материа-лом. | А теперь посмотрите на экран: Ребята, где обитают лишайники, попробуйте определить (Демонстрация слайдов с изображением)? Ответьте на вопросы. Почему на доске написано «Пионер», каким образом мы можем связать это с лишайниками? Для нормальной жизнедеятельности лишайникам нужны свет и влага, которую они впитывают всем телом, получая её во время дождей, либо поглощая из воздуха. Единственное условие, к которому лишайники очень чувствительны,- это загрязнение воздуха. |
Ученик научится: - работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов Личностная деятельность - делать умозаключения и выводы на основе аргументации Познавательные УУД |
Класс делает вывод, что условия произрастания лишайников весьма разнообразны, они неприхотливы. |
Рекон-струкция | - Теперь мы с вами знаем такие живые растительные объекты как лишайники и можем давать им характеристику. - Чтобы закрепить полученные знания вам нужно по инструктивной карточке выполнить проверочную работу. |
Ученик научится: - овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Познавательные УУД |
Ребята выполняют проверочную работу. |
Самокоррекция | - Сделайте вывод по результатам своей работы. | Ученик научится: -самостоятельно оценивать свою деятельность Личностные УУД |
Ребята проверяют свои ответы |
Итоги урока | - Предлагаю озвучить схемы, которые получились. Совместно просматриваем итоговую схему (у всех она отражает общие принципы, но отличается в деталях, оформлении). Вопросы: 1.Где растут лишайники? 2.Что представляет собой организм лишайника? 3.Как питаются лишайники? 4.Почему лишайники называют пионерами формирования растительного покрова? |
Ученик научится: - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Коммуникативные УУД |
Ребята отвечают на вопросы. Подводятся итоги урока. |
Домашнее задание |
|
||
Рефлексия | Рефлексия. Вдоль двери висят три рисунка, она были закрыты, учитель открывает их перед объяснением. На рисунке 1 изображена мясорубка. На рисунке 2 – чемодан. Рисунок 3 – мусорное ведро. Если знания, полученные на уроке вам были полезны, но для их осмысления потребуется время – прикрепляем стикер под рисунком «мясорубка». Полученные на этом уроке знания мне пригодятся, я возьму их с собой – чемодан. Урок был неинтересен, мне не пригодятся эти знания – мусорное ведро. |
Ученик научится: -формирование адекватной позитивной самооценки и Я –концепции Личностные УУД |
Учащиеся прикрепляют стикеры к картинке соответствующей их позиции. |
Напутствие учителя – мастера: Как слова наполнить светом, Вкусом, запахом и цветом? Как теплом наполнить души, Научить друг друга слушать, Понимать, жалеть, прощать? Где слова такие взять? – У костра над смолкшей речкой, В первых лужах у крылечка, На лесных путях-дорожках И в березовых сережках... (Людмила Согоян) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебно-воспитательные задачи конкретной мастерской качественно и эффективно можно решить, только пользуясь совокупностью различных материальных и педагогических средств, так как каждое из них обладает своими недостатками и достоинствами, поэтому дидактические недостатки одних компенсируются достоинствами других. Совершенствование форм проведения мастерской невозможно без разумного использования учебного оборудования. Применение их в значительной степени экономит время на уроке, повышает интерес учащихся к предмету, способствует активизации их творческой мысли. Изготовление различной наглядности и дидактического материала требует много временных и материальных затрат, но это даёт хороший конечный результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Степанова Г.В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчество. СПб, 2000.
- Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика. СПб, ТВПинк, 1995.
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: 2012. - 144 с.
- Энциклопедия для детей. Биология. М, Атланта,1993.
- Д. И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. М, Просвещение, 1985 г
- http://lesmatveev.narod.ru/tokareva/poliakova/petog_master.pdf
- http://festival.1september.ru/articles/511914/