Игра «Знакомство с биологией»
Москвина Екатерина Хамитовна,
учитель биологии ЧОУ "Школа Экспресс"
Санкт-Петербурга
учитель биологии ЧОУ "Школа Экспресс"
Санкт-Петербурга
Игра рассчитана на учащихся 5 классов.
Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает игровое поле, фишки (1 фишка на одного участника), кубик, карточки с заданиями.
Задания разделены на 7 блоков: биологические науки; методы исследования; приборы и материалы для биологических исследований; систематика живых организмов; признаки живого; среда обитания; экологические факторы.
В начале игры все участники выставляют свои фишки на игровом поле на значке «Старт». Каждый участник (по очереди) кидает кубик и делает столько шагов, сколько выпадает на кубике. Все дальнейшие действия участники игры совершают исходя из заданий и условных обозначение на игровом поле.
В ходе игры ученик научится применять уже полученные знания, развивать готовность слушать собеседника и вести диалог с одноклассниками, работать с наглядным материалом, осуществлять взаимный контроль.
Карточки к итоговой игре по теме «Введение в биологию»
Задания | Ответы |
1. Вы попали в королевство биологических наук. Перед Вами поставлена задача, изучить строение растительной клетки. В какой из четырех замков, под названием: зоология, анатомия, цитология или физиология Вы пойдете? |
Цитология |
2. Вы попали в гости к Незнайке. Ему надо собрать информацию о повадках домашнего котенка. Подскажите, какой метод исследования применить Незнайке и в чем он заключается? |
Метод наблюдения, в ходе наблюдения лишь фиксируются результаты, в сам процесс человек не вмешивается |
3. Незнайка запутался в двух словах рост и развитие. Помогите ему определить, что называется ростом, а что развитием. | Рост – это когда организм увеличивает свои размеры. Развитие – это приобретение в течение жизни новых качеств |
4. Вы попали на лесную поляну темной ночью и увидели на поляне только белые распущенные цветы. Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску? |
Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям. |
5. Перед Вами картинки с изображением организмов. Определите, к каким царствам они относятся. |
Картинки с грибами – царство Грибы. Картинки с растениями – царство Растения |
6. Объясните Незнайке, что означает метод исследования «Эксперимент» | Эксперимент – это метод, при котором наблюдение происходит в специально создаваемых и контролируемых условиях |
7. В лесу Вы встретили ежа, нападающего на обыкновенную гадюку. Вам известно, что яд обыкновенной гадюки смертелен для мелких и средних по размерам млекопитающих, а также опасен для человека. Почему же европейский еж одерживает победу в схватке со змеей? |
Покровы ежа и особенность его поведения при нападении на змею, как правило, предохраняют его от удара ядовитых зубов. Однако самое главное – организм ежа обладает пониженной чувствительностью к действию яда гадюки. |
8. Незнайка стал отгадывать биологический кроссворд. У него остался один вопрос, на который он не может ответить. Помогите ему. Как называется раздел биологии изучающий грибы? |
|
9. Вы попали в волшебную комнату под названием «Экология». Что будут изучать в этой комнате? |
|
10. Вам надо определить какое животное, из предложенных на картинках, обитает в тихих лесных речках с высокими берегами. Питается ветками ивы, осины, березы, некоторыми видами пойменных трав, строит платины из стволов деревьев. | Карточки: бобр, тюлень, морж. Ответ: бобр. |
11. Название этой науки произошло от древне-греческого слова «ботавикос» в переводе обозначающий «относящийся к растениям» и греческого слова «ботави», то есть трава, растение. Как называется этот раздел биологии и что он изучает? |
Ботаника |
12. Знайке надо было узнать, как изменялся рост и вес котенка в течение месяца. Какой биологический метод исследования должен применить Знайка? |
Метод измерения |
13. Помогите понять Незнайке, что такое обмен веществ, в чем он заключается? |
Кислород и питательные вещества поступают в организм, а ненужные вещества выводятся во внешнюю среду. |
14. Помогите Незнайке определить, о какой среде обитания идет речь: - температура окружающей среды может меняться очень быстро; газовый состав окружающей среды постоянный, изменения в газовом составе моментально сказываются на жизнедеятельности организмов. |
Наземно-воздушная среда. |
15. А для этой среды обитания характерно то, что она обладает выталкивающей силой, способна накапливать и удерживать тепло, следовательно, нет резких колебаний температуры, большое значение для жизни играет солевой состав. |
Водная среда |
16. Помогите Незнайке определить, о какой среде обитания идет речь: богата неорганическими и органическими веществами. |
|
17. Для какой среды обитания характерно значительное постоянство во всех отношениях. |
Живой организм |
18. Помогите организмам найти свою среду обитания: организмы могут парить в толще окружающей среды, вести прикрепленный образ жизни, а могут стремительно в ней передвигаться; имеют обтекаемую форму тела |
Водная среда. |
19. Для этих организмов характерны сильно развитые опорные ткани (внутренний и наружный скелет), организмы переносят резкие перепады температуры окружающей среды. Какая у них среда обитания? |
Наземно-воздушная среда. |
20. Организмы могут полностью утрачивают органы или даже системы органов. Что же у них за среда обитания? |
Живой организм |
21. Из шерсти каких животных человек изготавливает лечебную одежду? |
Шерстяные жилеты, пояса, шерстяные носки, свитера из верблюжьей и собачьей шерсти помогают при радикулите и других заболеваниях. |
22. Незнайка заблудился и попал в кабинет под названием «Генетика». Что будут изучать в этом кабинете? |
|
23. Что является источником энергии для растений? |
Солнечная энергия |
24. В чем наблюдается сходство всех живых организмов? |
Все живые организмы состоят из клеток и сходны по химическому составу |
Вопросы на пропуск хода (19, 43, 52)
19. Вы попали под сильный ливень, и Вам пришлось его переждать в пещере. |
Пропуск хода. |
43. Ваш товарищ в походе простудился и вам надо сделать вынужденную остановку. На всякий случай бабушка положила вам в дорогу баночку варенья из ягод кустарника. Это варенье применяется при повышенной температуре для снятия лихорадочного состояния. Способствует обильному потоотделению. Лист входит в состав чайных сборов. Как называется это растение? |
Пропуск хода Ответ – малина |
52. Вы оказались перед горным хребтом, который надо преодолеть. Вам необходимо продумать свой путь и поэтому Вы пропускаете ход. |
Пропуск хода |
Вопросы на ход в обратную сторону (28-24, 49-45)