Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока

Органы равновесия, обоняния, осязания, вкуса

Шадрина Елена Владимировна

Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
1) В направлении личностного развития: воспитание качеств личности, обеспечивающих культуру речи, патриотизм, социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, развитие способности к умственному эксперименту.
2) В метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер деятельности человека, развитие умений учебно-познавательной деятельности.
3) В предметном направлении: овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. Создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для деятельности в области биологии .
Задачи урока:
1) В направлении личностного развития: воспитывать у учащихся интерес к биологии и познанию. Формировать положительный мотив обучения. Способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, быть объективными в оценке деятельности как своей, так и других. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, умение ставить проблему и искать пути ее разрешения. Формировать ответственное отношение к учебному труду.
2) В метапредметном направлении: сформировать познавательные умения учащихся об органах чувств (определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для формирования схем, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические заключения).
3) В предметном направлении: продолжить конкретизацию понятия анализатор, сформировать знания о значении каждого анализатора в жизни человека. Подвести учащихся к самостоятельному изучению исследуемых органов чувств, возможности раскрывать взаимодействие анализаторов и их взаимодополняемость. Организовать поиск доказательных рассуждений установленного факта с помощью логического поиска, опираясь на опыт и знания ученика, полученные при выполнении лабораторно-практической работы. Показать учащимся практическое применение знаний.
Техническое оснащение: компьютер, дидактическое сопровождение (карточки с текстовым материалом, цветная бумага, шоколад, фольга, мандариновый сок), интерактивная доска, презентация к уроку.
План урока.
1. Мотивация к самоопределению-2 минуты
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений-5 минут
3. Постановка учебной задачи-2 минуты
4. Построение проекта выхода из затруднений-3 минуты
4.Реализация проекта-12 минут
5.Первичное закрепление. Этап проверки понимания изученного-8 минут
6.Физкультминутка для глаз-2 минуты
7.Включение в систему знаний и повторение-6 минут (в том числе самопроверка и самооценивание)
8.Подведение итогов и домашнее.задание-5 минут
 
1. Мотивация к самоопределению.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. “Хочу, потому что могу”.
Деятельность учеников: включение в деловой ритм, должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Деятельность учителя: устное сообщение. Интерес учащихся к уроку достигается сообщением о том, что учеников ожидают “сюрприз”, неожиданные задания.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. – 5 минут
Учитель: Ребята, человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы его воспринимаем то с восхищением, то с опаской. Но каким путем мы с вами получаем информацию из окружающего мира? Давайте попробуем определить вашу область знания и еще пока незнания. Учитель показывает яркую картину и включает музыку. (Предполагаемые ответы детей: 1. Видеоинформацию мы воспринимаем с помощью глаз (зрительного анализатора), аудиоинформацию-при помощи ушей (слухового анализатора)
Учитель: А с помощью каких еще органов можно познать этот мир? Учитель предлагает закрыть детям глаза и распыляет мандариновый сок под новогоднюю музыку. Затем предлагает съесть то, что завернуто в обертку (при этом не говорит, что в фольге шоколад)
Учитель: Что вы почувствовали? Почему это произошло? Какие у вас возникли ассоциации и почему? (Предполагаемые ответы: Новый год…почувствовали запах, вкус мандарина…)
3. Постановка учебной задачи. Вопрос: Почему мы не можем сейчас ответить на поставленный вопрос? Какова же тема сегодняшнего нашего урока?
Тема урока: Органы осязания, обоняния, вкуса. Учитель вешает на доску тему.
Учитель: Какая цель стоит перед нами?
Цель: - Изучить строение органов чувств осязания, обоняния, вкуса
-Рассмотреть принцип взаимодействия анализаторов.
- Определить меры по сохранению обоняния, осязания, вкуса
 Учитель: Какая цель стоит перед нами?
Задачи: -изучить теоретический материал
-провести эксперимент
Итак, наша задача в результате работы подтвердить, что мир можно познать при помощи взаимодействия всех анализаторов. Здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними.
 
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Цель: Повышение мотивации обучения, постановка проблемной жизненной ситуации, приобретение первичного опыта моделирования  информации.
Замысел урока в том, что на материале самостоятельной поисковой деятельности учащихся выдвигается проблема, поэтому для постановки проблемы
Вопрос для постановки проблемы: Сегодня один из уроков по теме «Анализаторы». Как вы думаете, на какие вопросы вы должны знать ответ, изучая данную тему?
Задаем вопросы
- Из каких звеньев состоит анализатор?
-Что из себя представляет каждое звено? Рассказать на примере зрительного и слухового анализатора.
-Почему человек, чувствуя запах ванили, представляет вкус и вид булочки?  
 Вопросы: Возникли затруднения? Какие? Предполагаемые ответы: Не можем сказать как работают другие анализаторы.
5. Реализация проекта. Самостоятельная работа.
Цель: изучение строения органа чувств, строение его анализатора, включение его в систему знаний ученика. Применение знаний для составления лэпбука.
Ребята, вы разделились на четыре группы не случайно. Каждой группе предстоит познакомиться с предложенными органами чувств. Ваша задача – Через выполнение заданий в карточках изучить строение и функции изучаемых органов чувств, с большим вниманием заполнить схемы, а может и таблицу, уметь находить и подписывать части строения изучаемых органов чувств, определить меры защиты и профилактики органов чувств, гигиенические требования.
Весь изученный материал вам необходимо собрать в красочный и информативный лэпбук и затем представить его всему коллективу.
6. Первичное закрепление. Этап проверки понимания изученного.
Учитель: Что же вы выяснили в ходе эксперимента, проделанной работы? Вам необходимо представить свой результат. Провести самопроверку по эталону на слайде.
7. Физкультминутка Физпауза для глаз
8. Включение в систему знаний и повторение.
Вопросы учителя:
 Далее ученикам предлагаются задачи на применение знаний, работа фронтальная.
1.Людям каких профессий требуются здоровые органы чувств?
2.А если с каким-либо анализатором произошла проблема, как будут работать все остальные анализаторы? (Если все анализаторы работают на 100 %, то человек воспринимает информацию адекватно и вовремя. Но если анализаторы повреждены, то у человека возникают проблемы. И все анализаторы идут на помощь, т.е. для них характерна взаимодополняемость. Например, глухие люди лучше видят, у людей, лишеннызхзрения и слуха, осязание-основной источник информации. При потере зрения слепоглухонемые по запаху определяют даже название газет, могут «слушать» музыку всей поверхностью тела, улавливая вибрацию. Но даже, не смотря на это мы должны с особым вниманием относиться к поддержанию своих органов чувств в здоровом состоянии. И с большим вниманием относиться к профилактическим мероприятиям, направленным на сохранение анализаторов в порядке.
9.Работа индивидуальная с последующей проверкой по эталону.
 Ребята, для подведения итога вам необходимо поработать с утверждениями и рядом с верными поставить знак «+» и если неверно, то знак «_» Затем провести самопроверку и самооценку.
1.Вестибулярный аппарат- это орган равновесия.
2.Тепло воспринимается болевыми рецепторами
3.Кончик языка отвечает за ощущение сладкого вкуса
4.Орган обоняния расположен в нижней раковине носовой полости
 5.Орган обоняния обеспечивает восприятие вкуса
 6.Орган равновесия находится во внутреннем ухе
 7.Орган равновесия состоит из двух полукружных каналов и двух мешочков
 8.Без мышечного чувства человек может выполнить координированное движение
  9.Вкусовые рецепторы могут воспринимать вкус только растворенных в воде веществ.
  10.Корень языка отвечает за ощущение кислого вкуса.
 
Самопроверка.
 
10.Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценивание. Рефлексия.
Какие цели стояли сегодня перед нами? Мы достигли их?
Что нового узнали на уроке?
Какие методы использовали для достижения целей?
Предлагаю закончить фразу и оценить себя: 1. Сегодня я узнал(а)…
2.Меня удивило…
3.Мне захотелось…
4.Моя отметка за урок…
Домашнее задание:
  1. Параграф
  2. Объяснить значение крылатых выражений: повесить нос, задрать нос, совать нос не в свое дело; развесить уши; проглотить язык, язык хорошо подвешен; толстокожий человек). И имеют ли они отношение к биологии?
И в заключении предлагаю оценить свою эмоциональную деятельность, используя разноцветные листья(зеленые-все понял, желтые-остались вопросы, красные-ничего не понял), оформить древо знания, стоящее в каждой группе.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»