Методические разработки дидактических материалов
(тестовые задания) по биологии для 6 класса
Система дистанционного образования в России
(тестовые задания) по биологии для 6 класса
Система дистанционного образования в России
Учебно-методическое пособие по биологии.
Индивидуальный контроль знаний
по разделу "Жизнедеятельность организмов"
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ №353 Санкт-Петербурга
учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ №353 Санкт-Петербурга
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данного пособия – помочь учителю в проверке качества усвоения обучающимися материала по выборочным темам курса биологии: "Питание и пищеварение", "Дыхание", "Транспорт веществ в организме", "Выделение", "Обмен веществ и энергии", "Скелет – опора организма", "Движение", "Координация и регуляция", "Бесполое размножение".
Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по биологии для общеобразовательных школ (для проверки знаний обучающихся, изучающих биологию на базовом уровне). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Может быть использовано в комплекте с любыми учебниками.
Комплект дидактических материалов включает 9 проверочных работ, каждая из которых состоит из 2 вариантов, содержащих по 10 вопросов с выбором только одного правильного варианта ответа. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса биологии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение 10 – 12 минут.
Размышляя над тестовым заданием, обучающийся заранее знает, что из четырёх предложенных ответов правильным является только один. Эта подсказка является немаловажной в наиболее трудных случаях. В некоторых тестовых заданиях дана избыточная информация. Сделано это намеренно, для того чтобы приучить школьников самим выделять информацию, необходимую для ответа. Конечно, в этом случае понять смысл вопроса оказывается труднее. Но зато такое тестовое задание будет интересным и полезным для ученика. Ко всем тестовым заданиям даны ответы и критерий их оценивания, которые помещены в конце пособия.
Пособие адресовано учителям биологии и обучающимся 6 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету.
Использование тестовых заданий поможет учителю интеллектуально активизировать учебный процесс.
Комплект дидактических материалов включает 9 проверочных работ, каждая из которых состоит из 2 вариантов, содержащих по 10 вопросов с выбором только одного правильного варианта ответа. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса биологии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение 10 – 12 минут.
Размышляя над тестовым заданием, обучающийся заранее знает, что из четырёх предложенных ответов правильным является только один. Эта подсказка является немаловажной в наиболее трудных случаях. В некоторых тестовых заданиях дана избыточная информация. Сделано это намеренно, для того чтобы приучить школьников самим выделять информацию, необходимую для ответа. Конечно, в этом случае понять смысл вопроса оказывается труднее. Но зато такое тестовое задание будет интересным и полезным для ученика. Ко всем тестовым заданиям даны ответы и критерий их оценивания, которые помещены в конце пособия.
Пособие адресовано учителям биологии и обучающимся 6 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету.
Использование тестовых заданий поможет учителю интеллектуально активизировать учебный процесс.
-2-
Тема 1. Питание и пищеварение
Вариант I
- Минеральные вещества, получаемые в процессе почвенного питания:
б) активизируют процесс дыхания;
в) улучшают водный обмен растения;
г) повышают устойчивость растения к заболеваниям?
2. Углеводы появляются в растениях в результате:
а) воздушного питания; б) фотосинтеза;
в) минерального питания; г) переваривания пищи?
3. В отличие от животных, растения способны:
а) создавать органические вещества из неорганических;
б) использовать органические вещества в качестве топлива;
в) использовать органические вещества в качестве "строительного материала";
г) извлекать энергию из органического вещества в процессе дыхания?
4. При фотосинтезе в химическую энергию превращается:
а) атомная энергия; б) тепловая энергия;
в) световая энергия; г) кинетическая энергия?
5. Корень дуба получает энергию для жизнедеятельности:
а) непосредственно от солнечных лучей; б) из воды;
в) из минеральных солей;
г) в результате расщепления поступивших из листьев органических веществ?
6. Растительноядное животное – это:
а) рысь; б) лягушка; в) ястреб-перепелятник; г) лось?
7. Животное-трупоед – это:
а) белка; б) блоха; в) гиена; г) травяная лягушка?
8. При переваривании пищи расщепляются:
а) белки; б) глюкоза; в) соли фосфора; г) вода?
9. Процесс превращения сложных органических веществ пищи в более простые называется:
а) газообменом; б) дыханием; в) питанием; г) пищеварением?
10. У обыкновенной амёбы переваривание пищи происходит в:
а) пищеварительной вакуоли; б) желудке; в) пищеварительной системе;
г) кишечной полости и пищеварительных клетках?
-3-
Вариант II
- Почвенное питание растений осуществляется с помощью:
в) сосудов; г) клеток образовательной ткани?
2. Углеводы для своих клеток растения:
а) получают из окружающей среды; б) создают в корнях?
в) создают из углекислого газа и воды с участием солнечной энергии в хлоропластах листьев;
г) образуют после переваривания пищи?
3. У растений в ходе фотосинтеза солнечная энергия:
а) выделяется целиком в виде тепла;
б) поглощается и преобразуется в химическую энергию образовавшегося органического вещества;
в) расходуется; г) излучается в пространство?
4. При фотосинтезе энергия света:
а) превращается в атомную энергию;
б) превращается в химическую энергию;
в) превращается в кинетическую энергию; г) безвозвратно исчезает?
5. Организм животного получает энергию:
а) непосредственно от солнечных лучей;
б) в результате расщепления съеденной пищи;
в) из воды; г) из воздуха?
6. К растительноядным животным относятся:
а) грифы и гиены; б) лисы и волки;
в) олени, белки, клёсты; г) ястребы, вороны?
7. Трупоедом является:
а) гриф; б) рысь; в) лось; г) корова?
8. При переваривании пищи образуется (ются):
а) белки; б) глюкоза; в) углекислый газ; г) вода?
9. Переваривание пищи у амёбы обыкновенной происходит:
а) внутри клетки; б) внутри организма, но вне клеток;
в) вне организма; г) не происходит?
10. Пищеварение происходит у:
а) берёзы; б) речного рака;
в) мха кукушкин лён; г) ромашки лекарственной?
-4-
Тема 2. Дыхание
Вариант I
- Основным источником энергии для организма служит процесс:
2. Дышат:
а) все позвоночные животные; б) вирус оспы;
в) вирус кори; г) вирус СПИДа?
3. При дыхании выделяется:
а) кислород; б) углекислый газ; в) азот; г) хлор?
4. Большинство организмов, обитающих в водной среде, дышат:
а) атмосферным углекислым газом;
б) углекислым газом, растворённым в воде;
в) кислородом, растворённым в воде; г) атмосферным кислородом?
5. Поступление углекислого газа внутрь листа обеспечивают:
а) жилки листа; б) устьица; в) чечевички;
г) прозрачные клетки кожицы листа?
6. Углекислый газ поступает в кровь окуня из:
а) жабр; б) лёгких; в) трахей; г) всех внутренних органов?
7. В организм майского жука кислород поступает через:
а) поверхность тела; б) жабры; в) лёгкие; г) трахеи?
8. К дыханию не способны:
а) нервные клетки; б) вирусы; в) клетки печени; г) клетки листа липы?
9. Рыбы, моллюски и многие водные членистоногие дышат:
а) всей поверхностью тела; б) жабрами;
в) трахеями; г) чечевичками?
10. Орган (ы) дыхания млекопитающих:
а) кожа; б) лёгкие;
в) кожа (большая часть дыхания) и лёгкие;
г) лёгкие (главный орган дыхания) и кожа?
-5-
Вариант II
- В результате дыхания клетки получают:
в) и то и другое; г) ни того ни другого?
2. Не дышит:
а) кролик; б) сосна; в) вирус; г) белый гриб?
3. При дыхании поглощается:
а) кислород; б) углекислый газ; в) азот; г) аргон?
4. Газообмен – это:
а) поступление в организм кислорода;
б) удаление из организма кислорода;
в) поступление в организм воздуха, содержащего кислород, и выделение воздуха, содержащего углекислый газ;
г) расщепление органических веществ и выделение энергии?
5. Чечевички – специальные отверстия среди клеток коры древесного растения:
а) обеспечивают обмен газами растения с окружающей средой;
б) препятствуют проникновению пыли;
в) регулируют испарение воды;
г) затрудняют проникновение возбудителей заболеваний?
6. Кислород к разным частям тела кота доставляет (ют):
а) трахеи; б) лёгкие; в) кровь; г) всё выше перечисленное?
7. Из крови щуки углекислый газ удаляется в основном через:
а) почки; б) жабры; в) лёгкие; г) трахеи?
8. Дышит (ат):
а) клетки организма собаки; б) вирус оспы;
в) возбудитель гриппа; г) молекула белка?
9. Только лёгочное дыхание у:
а) травяной лягушки; б) гребенчатого тритона;
в) прыткой ящерицы; г) обыкновенного окуня?
10. Растения дышат:
а) только ночью, так как днём идёт процесс фотосинтеза;
б) днём одновременно с процессом фотосинтеза;
в) постоянно и днём, и ночью;
г) только тогда, когда нужна энергия?
-6-
Тема 3. Транспорт веществ в организме
Вариант I
- Передвижение веществ в растении обеспечивает:
в) проводящая ткань; г) фотосинтезирующая ткань?
2. У позвоночных животных перенос веществ в организме осуществляется с помощью:
а) дыхательной системы; б) кровеносной системы;
в) выделительной системы; г) пищеварительной системы?
3. Кровеносная система появляется у:
а) плоских червей; б) круглых червей;
в) кольчатых червей; г) моллюсков?
4. Органы системы кровообращения кошки:
а) только сердце; б) сердце и кровеносные сосуды;
в) только кровеносные сосуды; г) сердце и лёгкие?
5. Кровь движется от сердца по:
а) венам; б) капиллярам; в) артериям; г) капиллярам и венам?
6. Кровь переносит:
а) только кислород; б) только питательные вещества;
в) только углекислый газ;
г) углекислый газ, кислород, питательные вещества и вредные продукты распада?
7. Удаление углекислого газа из крови у птиц и млекопитающих происходит в:
а) капиллярах мозга; б) артериях;
в) венах; г) капиллярах лёгких?
8. Через сердце орла протекает:
а) только артериальная кровь; б) только венозная кровь;
в) и артериальная, и венозная кровь;
г) днём артериальная, а ночью венозная кровь?
9. Вода в растении перемещается из:
а) корня в стебель; б) цветков в стебли;
в) листьев в стебли; г) стеблей в корни?
10. Вода удаляется из растения через:
а) древесину; б) ситовидные трубки; в) устьица; г) пробку?
-7-
Вариант II
- В ситовидных трубках луба происходит:
б) запасание органических веществ;
в) передвижение органических веществ из листьев в другие части растения;
г) передвижение воды и минеральных веществ от корней к листьям?
2. Кислород транспортируют:
а) только белые кровяные клетки; б) красные и белые кровяные клетки;
в) только красные кровяные клетки; г) плазма крови?
3. К системе органов кровообращения не относятся:
а) сердце и сосуды; б) вены и артерии;
в) лёгкие и трахеи; г) капилляры?
4. Обмен веществ между кровью и тканями происходит в:
а) артериях; б) венах; в) капиллярах;
г) артериях, венах, капиллярах?
5. Кровь не разносит по организму:
а) хлорофилл; б) кислород; в) эритроциты; г) питательные вещества?
6. Из мышц в почки кровь несёт:
а) углекислый газ; б) непереваренную пищу;
в) выводимые из организма вещества; г) кислород?
7. В организме человека кислород выводится из крови только в:
а) капиллярах лёгких; б) артериях;
в) венах; г) капиллярах мозга?
8. Замкнутая кровеносная система у:
а) дождевого червя; б) комнатной мухи;
в) обыкновенного прудовика; г) лесного рыжего муравья?
9. Вода в дубе перемещается из:
а) почвы в корень; б) стебля в корень;
в) листьев в корень; г) листьев в стебель?
10. Вода в стебле подорожника передвигается по:
а) проводящей ткани; б) покровной ткани;
в) основной ткани; г) образовательной ткани?
-8-
Тема 4. Выделение
Вариант I
- Жидкие отходы из организма дождевого червя удаляются через:
в) выделительные канальцы; г) всё вышеперечисленное?
2. Выделительная система насекомых – это:
а) почки и мочевой пузырь; б) сократительные вакуоли;
в) мальпигиевы сосуды – пучок тонких трубочек, расположенных в полости тела;
г) нефридии – трубочки, открывающиеся реснитчатыми воронками в полость тела и попарно располагающиеся в каждом членике?
3. Найдите неверное утверждение:
а) листопад способствует уменьшению испарения воды растениями осенью и зимой;
б) листопад способствует удалению из организма растений ненужных и вредных веществ;
в) листопад предотвращает поломку ветвей под тяжестью снега;
г) листопад обеспечивает защиту растений от холода?
4. С помощью почек у позвоночных животных:
а) происходит удаление из организма углекислого газа;
б) происходит удаление из организма ненужных веществ, содержащих азот;
в) осуществляется регуляция деятельности организма;
г) удаляются непереваренные остатки пищи?
5. В мочевом пузыре волка накапливается:
а) первичная моча; б) вторичная моча; в) третичная моча;
г) и первичная, и вторичная моча?
6. Осенью лист клёна краснеет, потому что:
а) хлорофилл разрушается и красящие вещества красного цвета становятся заметными;
б) хлорофилл превращается в вещества красного цвета;
в) образуются вещества красного цвета, на фоне которых хлорофилл не виден; г) по всем трём выше перечисленным причинам?
7. К системе органов выделения не относится (ятся):
а) прямая кишка; б) почки; в) мочевой пузырь; г) мочеточники?
-9-
8. Специальной выделительной системы не имеют:а) позвоночные животные и растения; б) все растения и грибы;
в) все животные и грибы; г) только цветковые растения?
9. Ненужные для организма растения вещества накапливаются в:
а) особых клетках – "почках накопления";
б) мёртвых тканях – пробке и древесине;
в) образовательной ткани; г) основной ткани?
10. "Водяные устьица" расположены обычно на поверхности:
а) корней; б) стеблей; в) листьев; г) плодов?
Вариант II
- Из организма обыкновенной амёбы жидкие отходы и избыток воды удаляются с помощью:
в) выделительных канальцев; г) всего вышеперечисленного?
2. Орган (ы) выделения большинства рыб:
а) две почки, мочеточники, мочевой пузырь; б) одна почка;
в) мальпигиевы сосуды; г) пара зелёных желёз?
3. Выделительные канальцы – нефридии – дождевого червя открыты:
а) только наружу;
б) одной стороной в полость тела, а другой – наружу;
в) одной стороной в кровь, а другой – наружу;
г) одной стороной в полость тела, а другой – в кишечник?
4. Орган (ы), в котором (ых) происходит фильтрация веществ, приносимых кровью, и образование мочи – это:
а) лёгкие; б) прямая кишка; в) почки; г) печень?
5. Из мочеточников моча поступает:
а) наружу; б) в почки; в) в мочевой пузырь; г) в кишечник?
-10-
6. У бурого медведя из крови в первичную мочу уходят:
а) отходы, содержащие азот; б) гемоглобин;
в) непереваренные остатки пищи; г) хлорофилл?
7. Больше всего содержащих азот отходов жизнедеятельности растений содержится в:
а) камбии; б) пробке; в) корневых волосках; г) семенах?
8. Выделительные трубочки насекомого:
а) открыты только наружу;
б) одной стороной открыты в полость тела, а другой – наружу;
в) одним концом расположены в полости тела, а другим открываются в кишечник;
г) одной стороной открыты в кишечник, а другой – наружу?
9. Конечные продукты обмена веществ из организма хомячка удаляются с помощью:
а) только потовых желёз; б) только прямой кишки;
в) только мочевого пузыря и прямой кишки;
г) лёгких, почек, потовых желёз?
10. Из организма собаки выводится:
а) первичная моча; б) вторичная моча; в) третичная моча;
г) и первичная, и вторичная моча?
-11-
Тема 5. Обмен веществ и энергии
Вариант I
- Комплекс процессов в организме: питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование, выделение продуктов жизнедеятельности – это:
в) обмен веществ и превращение энергии;
г) регуляция деятельности органов? <