Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование Автоматизированной информационной
системы «Мониторинг обученности в системе общего
образования «Знак» на уроках биологии

Клименкова Ирина Александровна
Главной задачей российского образования считается обеспечение нового качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным потребностям личности, общества и государства. Проверка знаний и умений имеет большое значение в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся. Наиболее распространенная устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. А так же тестирование.  Систематический тестовый контроль формирует мотивацию постоянно готовиться к урокам.
    В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за небольшой отрезок времени проверить усвоение значительного объема учебного материала у всех учащихся класса, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки школьников одного или нескольких классов.
   Хотя тестовый контроль имеет недостатки: высокая вероятность угадывания правильного ответа, списывание у товарища.
   Вариативность тестовых заданий способствует устранению этих недостатков.
Дифференцируемый подход к учащимся дает возможность создания разноуровневых заданий, которые позволяют, во-первых, всем ученикам выполнять тестовые задания, во-вторых, дают возможность ученикам повышать уровень знаний, в-третьих, учитель получает реальную картину знаний учащихся.
      Сегодня, для оценки знаний предлагается ГИА, ЕГЭ. Форма проведения данного контроля – тестирование. Тест- это инструмент, состоящий из выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств личности, измерение которых возможно в процессе систематического обучения ( Майоров А.Н., 2001). Информации о видах и формах тестового контроля огромное количество в литературе и интернете, мне хотелось бы поделиться наиболее интересными. Текущая проверка позволяет постоянно иметь информацию о ходе усвоения знаний учащимися и в соответствии с этим корректировать организацию учебного процесса. Наиболее актуальным на сегодняшний день является тестирование в системе АИС «Знак».    В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга с апреля 2011 года в общеобразовательных учреждениях проводится пробная процедура государственного контроля качества образования с использованием Автоматизированной информационной системы «Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак».
      Автоматизированная информационная система «Знак» является сетевой многофункциональной тестовой средой и предназначена для организации и проведения мониторинга качества предметных знаний учащихся образовательных учреждений. Эта программа позволяет подготовить материал и организовать контрольное тестирование как в  компьютерном, так и в бескомпьютерном варианте,  а также автоматизировать процессы сбора, обработки и анализа результатов тестирования. Наша школа участвовала впервые в данном тестировании в апреле 2012 года и результаты были очень низкие. Одна из причин, которая снизила результаты ответов – недостаточно уверенное пользование ПК и знание методики выполнения тестирования отдельными учащимися и конечно восьмиклассники не были готовы  к вопросам такой сложности и формулировки. Наибольшие трудности возникли при выполнении заданий части В. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. А проблема заключается в том, что у детей очень часто отсутствует мотивация к обучению и дети просто ничего не учат.  В результате анализа работ, было принято решение о создании базы тестовых заданий для 6-11 классов в системе АИС «Знак». Для создания тестов используются вопросы из сборников для подготовки к ГИА и ЕГЭ, пробные тестовые задания в рабочих тетрадях, специальные мультимедийные  разработки для создания и редактирования тестов, мультимдийное приложение к учебнику. Иногда для самопроверки или взаимопроверки на уроках использую знания учащихся по математике ( с 7 класса), а именно знание прямоугольной системы координат. Например: учащимся необходимо выполнить тест по биологии (правильно), чтобы перейти к заданию по математике.(необходимо  обвести кружочками правильные ответы).
     Ответив на все вопросы  по биологии     Особенность:  рядом с ответом (в скобках) записаны пары точек – это и есть координаты  точки (х,у);
  1. Инфузории продвигаются с помощью:
А) жгутиков;     (3; 12)
Б) ресничек;      (3; 15)
В) ложноножек.    (15; 7)
 
 у учащихся есть готовая система координат, на которой учащиеся отмечают точки из выбранных  ответов; соедините их последовательно (друг с другом)в том порядке, в каком записаны  вопросы.
   Учащиеся, выполнившые верно все задания по биологии и математике, получает в результате картинку «5». Соответственно и могут сами оценить свои знания.
Также часто на уроках использую тестовые задания на классификацию
объектов и процессов. В этих вопросах даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу.
Например:
Из перечисленных ниже признаков выберите характерные для безусловных рефлексов и условных рефлексов. Соответствующие буквы занесите в таблицу.
А. Передаются по наследству.
Б. Индивидуальны для каждой особи.
В. Врождённые.
Г. Приобретённые в течении жизни.
Д. не передаются по наследству.
Е. Характерны для всех особей вида.
Безусловные рефлексы А, В, Е
Условные рефлексы Б, Г, Д
 
        Это же задание можно выполнить и как графический диктант,  например   I вариант выбирает  утверждения для    Безусловных рефлексов, а II для   условных рефлексов. Главная особенность состоит в том, на их проведение не требуется много времени. Можно заранее приготовить ключи для его проврки.
Для отработки заданий на установление последовательности процессов и явлений в живой природе эффективней использовать мультимдийное приложение к учебнику, работая в компьютерном классе.
Для проверки знаний старшеклассников также мною зачастую используются тесты-нумераторы. На доске (или карточке) записываются признаки объекта, а слева и справа они нумеруются порядковыми цифрами. К примеру, можно использовать нумератор для проверки знаний старшеклассников о молекулах ДНК. Первому варианту предлагается пользоваться цифрами слева (1-8), которыми обозначена ДНК, а второму – выписать цифры справа (9-16), которыми обозначена РНК.
  1. Состоит из нуклеотидов: А, Т, Г, Ц 9
  2. Состоит из нуклеотидов А, У, Г, Ц 10
  3. Углевод – дезоксирибоза 11
  4. Углевод – рибоза 12
  5. Молекула – одиночная спираль 13
  6. Молекула – двойная спираль 14
  7. Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации 15
  8. Участвует в биосинтезе белка 16 

Ответ: ДНК – 1,3,6,7,8

            РНК – 10,12,13,16
Для проверки знаний и умений на уроках я использую и таблицы – как индивидуальную форму работы по карточкам. Заполнение учащимися таких таблиц позволяет проконтролировать их умения анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки. Возможно использование нескольких вариантов заданий, требующих работы с таблицами. (приложение №5)

Зачастую школьники путают сходные понятия и их отличительные особенности. Для разрешения подобных ситуаций мною применяются на уроках задания-группировки. Особенности заданий этого типа состоят в том, что в них отдельные элементы ответов группируются в блоки. Блоки обозначены буквами, а каждый элемент ответа – цифрой. Из произвольно расположенных элементов знаний ученик сам должен составить ответ на определенную тему и записать его с помощью условного кода. Начало ответа ученик берет из блока А, вторую часть – из блока Б, третью – из блока В и так далее. В каждом блоке может содержаться несколько ответов. В ответ ученик выписывает букву-код блока и рядом цифру-код элемента ответа. Такие задания применяются как для проверки знаний, так и для их закрепления у хорошо успевающих учащихся. Примеры таких заданий:

1. Составьте из частей фраз три рассказа:
А. 1. Ароморфоз – это …
2. Идиоадаптация – это…
3. Дегенерация – это…
Б. 1. Мелкие эволюционные изменения.
2. Крупные эволюционные изменения.
3. Понижение уровня организации.
В. 1. Ведет к упрощению организма.
2. Способствует лучшему приспособлению к сфере существования.
3. Ведет к общему подъему организации.
Г. 1. Связано с паразитизмом.
2. Сопровождается с переходом в новую среду обитания.
3. Обеспечивает более полное заселение освоенной среды.
Ответ: 1. Ароморфоз: А1, Б2, В3, Г2.
2. Идиоадаптация: А2, Б1, В2, Г3.
3. Дегенерация: А3, Б3, В1, Г1.
2. Составьте два рассказа: первый о световой фазе фотосинтеза, второй о темновой фазе фотосинтеза.
А. 1. Световая фаза фотосинтеза…
2. Темновая фаза фотосинтеза …
Б. 1. Происходит в темноте и на свету.
2. Происходит только на свету.
В. 1. Энергия солнечного света превращается в энергию химических связей.
2. Из углекислого газа и воды синтезируются углеводы.
Г. 1. Источник энергии – АТФ.
2. Источник энергии – свет.
Д. 1. Конечные продукты – АТФ, атомы водорода, молекулы кислорода.
2. Конечные продукты – глюкоза.
Ответ: Световая: А1, Б2, В1, Г2, Д1.
Темновая: А2, Б1, В2, Г1, Д2.
 
     Данные примеры напрвлены на отработку заданий части В.
Таким образом, используя тесты, учитель имеет возможность экономить время урока при проведении опроса, одновременно увеличивая количество опрашиваемых учеников. Кроме того, тесты дают возможность учителю осуществлять дифференцируемый подход к учащимся, и, наконец, ясно представлять реальную картину знаний учащихся.
В итоге следует заметить, что использование с 5-6 класса тестирования учащихся
поможет объективно провести аттестацию школы, которая проводится с целью
установ­ления соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся
требо­ваниям государственных образовательных программ.
Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составлен­ных тестовых заданий, например в Системе АИС «Знак»,  позволяет школам формировать
подготовленных учеников в различных областях знаний, готовых применять
накоплен­ный багаж знаний в любую минуту.
     

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»