Система дистанционного образования в России.
Методические разработки дидактических материалов
(тестовые задания) по биологии для 6 класса
Учебно-методическое пособие по биологии.
Индивидуальный контроль знаний по разделу:
"Строение живых организмов"
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ №353 Санкт-Петербурга
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данного пособия – помочь учителю в проверке качества усвоения обучающимися материала по выборочным темам курса биологии: "Чем живое отличается от неживого", "Химический состав клетки", "Строение растительной и животной клеток", "Деление клетки", "Ткани растений и животных", "Органы цветковых растений", "Органы и системы органов животных", "Организм как единое целое".
Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по биологии для общеобразовательных школ (для проверки знаний обучающихся, изучающих биологию на базовом уровне). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Может быть использовано в комплекте с любыми учебниками.
Комплект дидактических материалов включает 8 проверочных работ, каждая из которых состоит из 2 вариантов, содержащих по 11 – 19 вопросов с выбором только одного правильного варианта ответа. Проверочная работа по теме "Организм как единое целое" состоит из одного варианта, включающего только 4 вопроса с выбором одного варианта ответа. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса биологии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение 15 – 20 минут.
Размышляя над тестовым заданием, обучающийся заранее знает, что из четырёх предложенных ответов правильным является только один. Эта подсказка является немаловажной в наиболее трудных случаях. В некоторых тестовых заданиях дана избыточная информация. Сделано это намеренно, для того чтобы приучить школьников самим выделять информацию, необходимую для ответа. Конечно, в этом случае понять смысл вопроса оказывается труднее. Но зато такое тестовое задание будет интересным и полезным для ученика. Ко всем тестовым заданиям даны ответы и критерии их оценивания, которые помещены в конце пособия.
Пособие адресовано учителям биологии и обучающимся 6 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету.
Использование тестовых заданий поможет учителю интеллектуально активизировать учебный процесс.
Тема 1. Чем живое отличается от неживого
Вариант I
- Живые организмы отличаются от тел неживой природы:
а) составом атомов; б) клеточным строением;
в) малым содержанием воды; г) минеральными веществами?
- Объект неживой природы:
а) гриб сыроежка; б) гусеница бабочки капустницы;
в) икра окуня; г) грозовая туча?
- Живым организмом является:
а) кристалл кварца; б) комета;
в) речной рак; г) ледяная сосулька?
- Из клеток состоит:
а) перламутр; б) цветок розы;
в) глина; г) снег?
- Обмен веществ свойствен:
а) подсолнечнику; б) изделию из дерева;
в) куску гранита; г) куску металла?
- Вещества из окружающей среды волк получает благодаря:
а) росту; б) питанию;
в) выделению; г) размножению?
- Питание свойственно:
а) только животным; б) только растениям и грибам;
в) только бактериям; г) всем живым организмам?
- Энергия освобождается при:
а) образовании белков, жиров, углеводов;
б) окислении белков, жиров, углеводов;
в) поступлении в клетки питательных веществ;
г) росте и развитии?
- Потребляет кислород и получает энергию:
а) электрическая плитка; б) лист бумаги;
в) щука; г) кусок стекла?
- Процесс удаления из организма соединений, образующихся в клетках при распаде и окислении белков, называется:
а) размножением; б) выделением;
в) питанием; г) дыханием?
- Раздражимость – это способность:
а) реагировать на внешние или внутренние воздействия-раздражители;
б) увеличивать размеры; в) получать пищу извне;
г) выживать в определённой среде обитания?
- Размножение – это:
а) способность воспринимать воздействия внешней среды;
б) воспроизведение организмами себе подобных;
в) осваивание животными организмами новых территорий?
г) увеличение размеров и массы организма?
- Общее число видов живых организмов:
а) несколько сотен; б) несколько тысяч;
в) несколько десятков тысяч; г) более миллиона?
- Организмы, создающие органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии, относят к царству:
а) бактерий; б) грибов;
в) растений; г) животных?
- Клетка бактерии:
а) имеет ядро; б) не имеет ядра;
в) содержит хлоропласты; г) не имеет цитоплазмы?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант II
- Признак (и), нехарактерный (е) для тела неживой природы:
а) способность к росту; б) развитие;
в) дыхание; г) всё вышеперечисленное?
- Объектом неживой природы является:
а) икра рыб и лягушек; б) луковица тюльпана;
в) спора гриба подберёзовика; г) ледяная сосулька?
- Живым (ой) является:
а) активно двигающаяся бактерия;
б) опавший прошлой осенью лист;
в) сушёный гриб; г) жемчужина?
- Клеточного строения не имеет:
а) ромашка лекарственная; б) обыкновенный ёж;
в) кусок малахита; г) белый гриб?
- Происходящий в живых организмах обмен веществ обеспечивает:
а) только их рост и процессы жизнедеятельности;
б) только воспроизведение себе подобных;
в) только взаимодействие с окружающей средой;
г) всё вышеперечисленное?
- Обмен веществ не происходит в:
а) цветущем растении клевера; б) летящей птице;
в) плавающей щуке; г) сушёных листьях земляники?
- Питание организма – это процесс:
а) получения кислорода из окружающей среды;
б) выведение из пищеварительного канала непереваренных остатков пищи;
в) получения питательных веществ из окружающей среды;
г) превращения пищи в растворимые соединения, которые могут усваиваться организмом?
- Пища нужна всем живым организмам, так как она:
а) только источник энергии;
б) обеспечивает организм энергией и "строительным материалом";
в) снабжает организм только "строительным материалом";
г) регулирует процессы жизнедеятельности?
- Необходимая для жизнедеятельности организма энергия выделяется в результате:
а) роста; б) пищеварения;
в) повышения температуры окружающей среды;
г) дыхания?
- Ненужные, а часто и ядовитые вещества, накапливающиеся в результате обмена веществ, удаляются из организма с помощью органов:
а) дыхания; б) питания;
в) выделения; г) движения?
- Способность живого организма реагировать на изменения в окружающей среде – это:
а) раздражимость; б) движение;
в) рост; г) развитие?
- Процесс воспроизведения себе подобных называется:
а) ростом; б) обменом веществ;
в) развитием организма; г) размножением?
- Организмы, которые питаются органическими веществами других организмов и, как правило, активно передвигаются, относятся к царству:
а) бактерий; б) растений; в) животных; г) грибов?
- К грибам относятся:
а) дрожжи; б) возбудители туберкулёза и холеры;
в) возбудители гриппа и СПИДа;
г) хлорелла и хламидомонада?
- Основным источником кислорода на Земле являются:
а) животные; б) грибы;
в) растения; г) вирусы?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 2. Химический состав клетки
Вариант I
- Химическим элементом является:
а) водород; б) вода;
в) углекислый газ; г) жир?
- К неорганическим веществам клетки относятся:
а) нуклеиновые кислоты; б) жиры;
в) углеводы; г) соли калия?
- К минеральным веществам относятся:
а) соли натрия и кальция; б) белки и нуклеиновые кислоты;
в) жиры и белки; г) углеводы и жиры?
- К органическим веществам относится:
а) кальций; б) крахмал;
в) калий; г) вода?
- Белки входят в состав всех внутренних структур клетки. Это одна из функций белкой, называющаяся:
а) сигнальной; б) строительной;
в) сократительной; г) защитной?
- Углеводами наиболее богаты:
а) куриные яйца; б) орехи;
в) яблоки; г) семянки подсолнечника?
- Важным источником энергии для суслика является (ются):
а) хитин; б) соли кальция;
в) жир; г) нуклеиновые кислоты?
- Сладкий вкус плодов зависит от наличия в их клетках:
а) клетчатки; б) крахмала;
в) глюкозы и фруктозы; г) гликогена?
- Жиры в организме кролика не являются:
а) источником энергии; б) резервом для извлечения воды;
в) строительным материалом; г) веществом, укрепляющим кости?
- Одна из функций жиров состоит в том, что они:
а) ускоряют химические реакции;
б) являются внутренним резервом для извлечения воды;
в) участвуют в транспорте веществ;
г) хранят наследственную информацию?
- Хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству обеспечивают:
а) жиры; б) углеводы;
в) белки; г) нуклеиновые кислоты?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант II
- Химическим элементом не является:
а) глюкоза; б) азот;
в) фосфор; г) кальций?
- К неорганическим веществам относятся (ится):
а) глюкоза; б) сахароза;
в) гликоген; г) соли натрия и калия?
- К органическим веществам относится:
а) глюкоза; б) вода;
в) поваренная соль; г) углекислый газ?
- До 80% массы тела живого организма составляют (ет):
а) белки; б) жиры;
в) вода; г) углеводы?
- Антитела, нейтрализующие и обезвреживающие проникающие в организм чужеродные вещества, – это особые:
а) жиры; б) белки;
в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты?
- Крахмал, содержащийся в клубнях картофеля, относится к:
а) углеводам; б) жирам;
в) белкам; г) нуклеиновым кислотам?
- Главными источниками энергии в организме рыбы являются:
а) белки; б) жиры;
в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты?
- Жиры, как и углеводы, выполняют в организме роль:
а) источников энергии;
б) хранителей наследственной информации;
в) переносчиков кислорода; г) защитников от инфекции?
- Источником воды для животных, впадающих в спячку, служат:
а) белки; б) жиры;
в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты?
- Из перечисленных продуктов питания больше всего белков содержится в:
а) хлебе; б) сливочном масле;
в) подсолнечном масле; г) говядине?
- Хранителями наследственной информации у бактерий, грибов, животных являются:
а) белки; б) углеводы;
в) нуклеиновые кислоты; г) белки и нуклеиновые кислоты?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 3. Строение растительной и животной клеток
Вариант I
- К многоклеточным организмам относится:
а) растение ромашка лекарственная;
б) вирус, вызывающий заболевание клубней картофеля;
в) вирус гриппа; г) вирус иммунодефицита человека?
- Вирусы образованы молекулами:
а) белков и жиров; б) жиров и углеводов;
в) углеводов и нуклеиновых кислот;
г) белков и нуклеиновых кислот?
- Ядерное вещество не отграничено от цитоплазмы в:
а) бактериальной клетке; б) растительной клетке;
в) клетке гриба; г) животной клетке?
- Ядра нет в клетках:
а) подосиновика; б) тюльпана;
в) дождевого червя; г) бактерии, вызывающей чуму?
- Ядро играет важную роль в клетке, так как оно:
а) осуществляет связь между частями клетки;
б) содержит большой запас питательных веществ;
в) содержит наследственную информацию, обеспечивает сходство материнской клетки с дочерними и осуществляет связь между всеми частями клетки;
г) способствует поступлению веществ в клетку?
- Если в ядре половой клетки некоего животного 18 хромосом, то в ядрах всех остальных клеток этого животного содержится:
а) 9 хромосом; б) 18 хромосом;
в) 27 хромосом; г) 36 хромосом?
- Поступление веществ в клетку извне осуществляется через:
а) пластиды; б) ядро;
в) наружную мембрану; г) рибосомы?
- Оболочка растительной клетки располагается:
а) на внешней стороне мембраны;
б) на внешней и внутренней сторонах мембраны;
в) на внутренней стороне мембраны;
г) в цитоплазме, образуя систему трубочек?
- Сохранение размеров и формы клеток листа гвоздики обеспечивается:
а) цитоплазмой; б) хлоропластами;
в) оболочкой, состоящей из клетчатки;
г) плазматической мембраной?
- Клетки животного отделены друг от друга:
а) плазматическими мембранами;
б) оболочками, состоящими из целлюлозы;
в) хромосомами; г) лизосомами?
- Цитоплазмы нет в клетках:
а) подорожника; б) гриба лисички;
в) большого пёстрого дятла; г) вируса, вызывающего корь?
- В митохондриях:
а) происходит сборка молекул белка;
б) образуется и накапливается энергия;
в) осуществляется процесс дыхания;
г) происходит захват крупных молекул органических веществ?
- Фотосинтез происходит в:
а) цитоплазме; б) ядре;
в) хлоропластах; г) хромосомах?
- Хлоропласты есть в клетках:
а) стебля кактуса; б) клубеньковых бактерий;
в) корня рябины; г) кожи крокодила?
- Зелёную окраску имеют:
а) рибосомы; б) митохондрии;
в) лизосомы; г) хлоропласты?
- Фотосинтез, осуществляемый растениями, – это процесс:
а) образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа;
б) расходования органических веществ с освобождением энергии;
в) поглощения кислорода;
г) удаления из растения лишней воды?
- Бесцветные пластиды – лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:
а) осуществляется процесс фотосинтеза;
б) находятся пигменты красного и жёлтого цвета;
в) накапливается крахмал;
г) осуществляется синтез белка?
- Растения отличаются от животных главным образом тем, что большинство их клеток содержит:
а) цитоплазму; б) ядро;
в) клеточную мембрану; г) хлоропласты?
- Клетка животных:
а) покрыта плотной наружной оболочкой из клетчатки;
б) не имеет плотной наружной оболочки из клетчатки;
в) имеет вакуоли, наполненные клеточным соком;
г) имеет хлоропласты?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант II
- Клеточное строение не имеют:
а) бактерии; б) вирусы;
в) грибы; г) бактерии и грибы?
- Вирусы состоят из:
а) молекул; б) одной клетки без ядра;
в) множества клеток; г) одной клетки с ядром?
- Безъядерные организмы – это:
а) растения; б) грибы;
в) животные; г) бактерии и цианобактерии?
- Клеточное ядро есть у:
а) речного рака; б) бактерии, вызывающей брюшной тиф;
в) вируса гриппа; г) вируса полиомиелита?
- Хранение и передачу наследственной информации в клетке обеспечивает (ют):
а) ядро; б) пластиды;
в) вакуоли; г) аппарат Гольджи?
- Избирательное проникновение веществ в клетку обеспечивает (ют):
а) эндоплазматическая сеть; б) митохондрии;
в) комплекс Гольджи; г) плазматическая мембрана?
- Клетки растений отделены друг от друга:
а) оболочками, состоящими из целлюлозы;
б) плазматическими мембранами;
в) эндоплазматической сетью; г) аппаратом Гольджи?
- Клетки растения гвоздики сохраняют размеры и форму благодаря:
а) цитоплазме; б) ядру;
в) оболочке, состоящей из клетчатки;
г) плазматической мембране?
- Клетки животного отделены друг от друга:
а) вакуолями; б) плазматическими мембранами;
в) оболочками, состоящими из целлюлозы;
г) митохондриями?
- Цитоплазмы нет у:
а) вируса, вызывающего оспу; б) клеток листа рябины;
в) клеток печени собаки;
г) одноклеточного животного – обыкновенной амёбы?
- Функция митохондрий в клетке:
а) транспорт веществ; б) образование нуклеиновых кислот;
в) получение энергии; г) восприятие раздражений?
- Органоиды растительной клетки, в которых на свету из неорганических веществ образуются органические, – это:
а) вакуоли; б) ядро и ядрышки; в) хлоропласты; г) митохондрии?
- Хлоропласты есть в клетках:
а) корня огурца; б) кожицы зелёной сыроежки;
в) молочнокислой бактерии; г) листа винограда?
- Зелёную окраску имеют:
а) митохондрии; б) хлоропласты;
в) лизосомы; г) рибосомы?
- Органические вещества из неорганических могут образоваться в:
а) хлоропластах клеток листа фасоли;
б) ядрах клеток кожицы стебля герани;
в) митохондриях клеток корня капусты;
г) митохондриях клеток листа липы?
- Клеточный центр участвует в:
а) образовании белков; б) хранении наследственной информации;
в) образовании рибосом; г) делении клетки?
- Клетки растений отличаются от клеток животных:
а) наличием вакуолей; б) многоядерностью;
в) отсутствием жгутиков; г) наличием оболочки из целлюлозы?
- В клетке (ах) животных отсутствует (ют):
а) вакуоли с клеточным соком; б) ядро;
в) пищеварительные вакуоли; г) цитоплазма?
- Пиноцитоз – это:
а) захват плазматической мембраной пузырьков воды с питательными веществами;
б) избирательный транспорт в клетку или из клетки сахаров, аминокислот и других веществ;
в) пассивное поступление в клетку воды и некоторых минеральных веществ;
г) активный перенос в клетку жидкости с растворёнными в ней веществами с помощью специальных молекул?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 4. Деление клетки
Вариант I
- В результате митоза:
а) удваивается число хлоропластов;
б) уменьшается число хлоропластов;
в) распределяются копии хромосом по вновь образующимся клеткам;
г) уменьшается вдвое число хромосом в дочерних клетках?
- Если в митоз вступает клетка с одинарным набором хромосом, то образуются ядра с:
а) одинарным набором хромосом; б) двойным набором хромосом;
в) набором хромосом оплодотворённой клетки;
г) изменившимся набором хромосом?
- Если в результате митоза образовалось ядро с 12 хромосомами, то, значит, в исходном ядре было:
а) 6 хромосом; б) 12 хромосом;
в) 18 хромосом; г) 24 хромосомы?
- Если после митоза образовалось ядро с 12 хромосомами, то перед митозом в ядре было:
а) 6 хроматид; б) 12 хроматид;
в) 24 хроматиды; г) 48 хроматид?
- В мейоз может вступать ядро с:
а) 14 хромосомами; б) 21 хромосомой;
в) 25 хромосомами; г) 35 хромосомами?
- В мейоз может вступить ядро с:
а) 10 хроматидами; б) 20 хроматидами;
в) 30 хроматидами; г) 50 хроматидами?
- В результате мейоза образуются ядра с набором хромосом:
а) двойным; б) одинарным;
в) таким же, как после слияния половых клеток;
г) таким же, как и в материнской клетке?
- При первом делении в мейозе число хромосом:
а) уменьшается вдвое, каждая хромосома состоит из двух хроматид;
б) остаётся в двойном наборе;
в) уменьшается вдвое, каждая хромосома состоит из одной хроматиды;
г) восстанавливается до двойного набора?
- Если в результате мейоза получилось ядро с 12 хромосомами, то, значит, в исходном ядре было:
а) 6 хромосом; б) 12 хромосом;
в) 18 хромосом; г) 24 хромосомы?
- В результате мейоза получилось ядро с 12 хромосомами. В исходном ядре было:
а) 12 хроматид; б) 24 хроматиды;
в) 48 хроматид; г) 96 хроматид?
- Митоза не бывает:
а) травяной лягушки; б) картофеля; в) сосны;
г) бактерии, вызывающей болезнь брюшной тиф?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант II
- При митозе:
а) образуется 2 ядра, число хромосом уменьшается по сравнению с материнской клеткой;
б) образуется 2 ядра, число хромосом сохраняется;
в) образуется 2 ядра, число хромосом увеличивается;
г) образуется 4 ядра, число хромосом уменьшается вдвое?
- Если митоз происходит в клетке с двойным набором хромосом, то в результате образуются ядра с:
а) одинарным набором хромосом;
б) набором хромосом, как в половых клетках;
в) двойным набором хромосом;
г) набором хромосом, вдвое меньшим, чем в материнской клетке?
- Удвоение хромосом приводит к увеличению вдвое:
а) большей части хромосом в ядре;
б) числа хроматид в каждой хромосоме;
в) отдельных хромосом;
г) гомологичных хромосом?
- Если в результате митоза образовалось ядро с 10 хромосомами, то в исходном ядре было:
а) 5 хромосом; б) 10 хромосом;
в) 20 хромосом, г) 40 хромосом?
- Если после митоза образовалось ядро с 16 хромосомами, то в исходном ядре было:
а) 8 хроматид; б) 16 хроматид;
в) 32 хроматиды; г) 64 хроматиды?
- В мейоз может вступить ядро с:
а) 16 хромосомами; б) 27 хромосомами;
в) 5 хромосомами; г) 13 хромосомами?
- В мейоз может вступить ядро с:
а) с 12 хроматидами; б) 14 хроматидами;
в) 18 хроматидами; г) 30 хроматидами?
- При мейозе:
а) образуется 2 ядра, число хромосом сохраняется в сравнении с материнской клеткой;
б) образуется 4 ядра, число хромосом уменьшается вдвое;
в) образуется 4 ядра, число хромосом сохраняется;
г) образуется 2 ядра, число хромосом изменяется?
- В результате мейоза получилось ядро с 20 хромосомами. В исходном ядре было:
а) 10 хромосом; б) 20 хромосом;
в) 40 хромосом; г) 80 хромосом?
- Митоз, мейоз, оплодотворение происходят у:
а) бактерий; б) вирусов;
в) растений, грибов, животных; г) грибов и бактерий?
- Митоза не бывает у:
а) незабудки; б) паука крестовика;
в) возбудителя СПИДа; г) виноградной улитки?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 5. Ткани растений и животных
Вариант I
- У растений деление клеток образовательной ткани приводит к:
а) росту; б) фотосинтезу;
в) образованию органических веществ;
г) поступлению минеральных веществ?
- У растения подсолнечника есть:
а) образовательная ткань; б) мышечная ткань;
в) соединительная ткань; г) эпителиальная ткань?
- У растений кожицу листа образует ткань:
а) основная; б) образовательная;
в) покровная; г) механическая?
- У растений длинные волокна стебля, обеспечивающие опору, представлены тканью:
а) механической; б) основной;
в) образовательной; г) покровной?
- Косточка вишни состоит из:
а) соединительной ткани; б) покровной ткани;
в) основной ткани; г) механической ткани?
- Мёртвых клеток много в:
а) основной ткани; б) проводящей ткани;
в) мышечной ткани; г) образовательной ткани?
- Из основной ткани состоит:
а) древесина ели; б) цитоплазма амёбы;
в) зародыш дуба; г) мякоть сливы?
- Главная роль основной ткани листьев растений заключается в:
а) защите; б) опоре;
в) образовании органических веществ;
г) проведении веществ?
- Тканей нет у:
а) одноклеточной водоросли хламидомонады; б) тростника;
в) яблони; г) белки летяги?
- Функция эпителиальной ткани:
а) защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ, от механических повреждений;
б) обеспечивает движение тела в пространстве;
в) служит для отложения питательных веществ;
г) обеспечивает связь между органами?
- Межклеточное вещество крови:
а) хорошо развитое, плотное; б) хорошо развитое, жидкое;
в) плохо развитое, жидкое; г) плохо развито, рыхлое?
- Большую часть массы сердца составляет:
а) покровная ткань; б) мышечная ткань;
в) проводящая ткань; г) механическая ткань?
- Нервная ткань:
а) защищает от механических повреждений;
б) осуществляет регуляцию процессов жизнедеятельности;
в) накапливает питательные вещества;
г) обеспечивает передвижение веществ в организме?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант II
- У растений из образовательной ткани почти целиком состоит:
а) лист; б) корень; в) зародыш; г) стебель?
- Чаще всего митоз происходит в клетках:
а) проводящей ткани; б) нервной ткани;
в) механической ткани; г) образовательной ткани?
- Покровная ткань образована:
а) только мёртвыми клетками; б) только живыми клетками;
в) как мёртвыми, так и живыми клетками;
г) не имеет клеточного строения?
- Кожица листа гороха состоит из:
а) покровной ткани; б) механической ткани;
в) соединительной ткани; г) основной ткани?
- Механическая ткань в растении:
а) обеспечивает передвижение веществ;
б) придаёт ему прочность и упругость;
в) защищает его от повреждений;
г) обеспечивает его рост?
- Из проводящей ткани состоит:
а) древесина орешника; б) мякоть арбуза;
в) мякоть листа липы; г) косточка персика?
- Образование питательных веществ в процессе фотосинтеза происходит в:
а) соединительной ткани; б) проводящей ткани;
в) основной ткани; г) эпителиальной ткани?
- Главная функция основной ткани:
а) защита от повреждений; б) передвижение веществ;
в) обеспечение роста растения;
г) образование питательных веществ?
- У вируса гриппа:
а) есть покровная ткань; б) есть механическая ткань;
в) нет тканей; г) есть образовательная ткань?
- Одна из функций эпителиальной ткани состоит в:
а) регуляции всех процессов жизнедеятельности;
б) отложении запаса различных питательных веществ;
в) защите организма от механических повреждений;
г) передвижении веществ в организме?
- Межклеточное вещество особенно хорошо развито в:
а) эпителиальной ткани; б) нервной ткани;
в) соединительной ткани; г) мышечной ткани?
- Свойства мышечной ткани:
а) только сократимость; б) проведение возбуждения;
в) только возбудимость; г) возбудимость и сократимость?
- Свойства нервной ткани:
а) возбудимость и сократимость; б) возбудимость и проводимость;
в) только возбудимость; г) только проводимость?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 6. Органы цветковых растений
Вариант I
- Отдельным органом можно считать:
а) лепесток цветка лютика; б) корень томата;
в) хлоропласт клеток листа фасоли; г) древесину сосны?
- Растение крыжовника получает воду через:
а) корни; б) стебли; в) листья; г) цветы?
- Боковой корень отходит от:
а) стебля; б) главного корня;
в) листа; г) и от стебля, и от корня, и от листа?
- Значение корня в жизни растения:
а) образование органических веществ из неорганических;
б) обеспечение растения энергией;
в) поглощение органических веществ из почвы;
г) укрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ?
- Место запасания питательных веществ у редиса, моркови, свёклы:
а) главный корень и основание побега;
б) придаточные и боковые корни;
в) основание побега и придаточные корни;
г) главный и боковые корни?
- Одна из функций стебля:
а) поглощение органических веществ;
б) поглощение неорганических веществ; в) поглощение воды;
г) передвижение питательных веществ?
- Листья прикрепляются к стеблю при помощи:
а) черешка; б) почек; в) стебля; г) усиков?
- Сложные листья у:
а) крапивы; б) сирени; в) тополя; г) рябины?
- Происходит процесс дыхания, но не происходит фотосинтез в клетках:
а) побега ползучего лютика; б) листа кувшинки;
в) стебля тростника; г) корня моркови?
- Из почки может развиваться:
а) цветоносный побег; б) пестик;
в) корень; г) лепесток?
- Пыльца образуется в:
а) чашечке; б) венчике; в) тычинках; г) пестике?
- Мы едим корень у:
а) гороха; б) яблони; в) свёклы; г) лука?
- При испарении вода из листа уходит:
а) по древесине; б) по лубу;
в) по основной ткани; г) через устьица?
- Клетки внутреннего слоя коры – луба – образуются в результате деления клеток:
а) корневого чехлика; б) древесины;
в) основной ткани; г) камбия?
- У растений сердцевина стебля и мякоть листа представлены:
а) основной тканью; б) механической тканью;
в) покровной тканью; г) образовательной тканью?
- Корневой волосок образован:
а) несколькими клетками; б) одной клеткой;
в) выростом клетки; г) бывает по-разному?
- В одном цветке двудомного растения нельзя одновременно найти:
а) завязи, лепестков и тычинок;
б) чашелистиков, лепестков и тычинок;
в) лепестков и чашелистиков;
г) пестика, семязачатков и чашелистиков?
- Двудомное растение – это:
а) берёза; б) сосна; в) дуб; г) тополь?
- Плод образуется из:
а) семязачатка; б) завязи; в) цветка; г) побега?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант II
- Отдельным органом можно считать:
а) побег одуванчика; б) митохондрию корня моркови;
в) клетки основной ткани картофеля;
г) жгучий волосок крапивы?
- Минеральные соли берёза получает из:
а) воздуха; б) почвы; в) дождевой воды; г) водяного пара?
- К растениям, у которых стержневая корневая система, относятся:
а) рис и фасоль; б) подсолнечник и одуванчик;
в) пшеница и овёс; г) лук и морковь?
- У георгина питательные вещества откладываются в:
а) главном корне; б) боковых корнях;
в) придаточных корнях; г) основании побега?
- Придаточный корень, в отличие от бокового:
а) всегда длиннее; б) более интенсивно всасывает воду;
в) не имеет корневых волосков; г) отходит от стебля?
- Стебель не является:
а) опорой для растения;
б) связующим звеном между различными частями растения?
в) местом запасания питательных веществ;
г) органом полового размножения?
- Сидячие листья у:
а) берёзы и шиповника; б) пиона и пшеницы;
в) кукурузы и фиалки; г) овса и кукурузы?
- Сложные листья у:
а) ландыша; б) орешника; в) земляники; г) берёзы?
- Происходит процесс дыхания, но не происходит фотосинтез в клетках:
а) побега клевера; б) листа яблони;
в) стебля томата; г) камбия берёзы?
- Из почки может развиваться:
а) лист; б) побег; в) тычинка; г) пестик?
- В цветках различных растений имеется:
а) один пестик; б) два пестика;
в) много пестиков; г) бывает по-разному?
- Цветку гвоздики красную окраску придаёт (ют):
а) чашечка; б) венчик; в) тычинки; г) пестик?
- Мы едим плод у:
а) свёклы; б) картошки; в) лука; г) кабачка?
- Из корня в стебель вода уходит по:
а) лубу; б) древесине; в) корневым волоскам; г) камбию?
- Луб – внутренний слой коры – имеется:
а) только в корнях; б) только в стебле;
в) только в листьях; г) и в корнях, и в стеблях?
- У растений клетки зоны деления корня и камбий состоят из ткани:
а) основной; б) образовательной;
в) проводящей; г) механической?
- У растений корневой чехлик и пробка стебля, выполняя защитную функцию, образованы:
а) древесиной; б) лубом;
в) покровной тканью; г) образовательной тканью?
- В одном цветке однодомного растения можно встретить одновременно:
а) пестики, лепестки и тычинки;
б) тычинки, семязачатки и чашелистики;
в) чашелистики, семязачатки и завязи;
г) завязи, пестики и тычинки?
- К однодомным растениям не относится:
а) лещина; б) ива; в) кукуруза; г) ель?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 7. Органы и системы органов животных
Вариант I
- Значительная часть питательных веществ, образующихся в процессе пищеварения, обычно:
а) растворима в воде и не может усваиваться организмом;
б) нерастворима в воде и не может усваиваться организмом;
в) растворима в воде и может усваиваться организмом;
г) нерастворима в воде и может усваиваться организмом?
- В состав пищеварительной системы позвоночного животного входят (ит):
а) семенники; б) лёгкие; в) сердце; г) глотка?
- В пищеварительную систему позвоночного животного не входит:
а) подкожный жир; б) ротовая полость;
в) двенадцатипёрстная кишка; г) толстая кишка?
- В органы опорно-двигательной системы собаки питательные вещества поступают из:
а) пищеварительной системы; б) крови;
в) выделительной системы; г) эндокринной системы?
- Органы дыхательной системы щуки представлены:
а) жабрами; б) трахеями; в) лёгкими; г) сердцем?
- У рыбы кровеносная система состоит:
а) из трёхкамерного сердца; б) из двухкамерного сердца и сосудов;
в) только из сосудов; г) из лёгких?
- С помощью кровеносной системы в организме животного осуществляется перенос:
а) кислорода; б) веществ, которые нужно удалить из организма;
в) питательных веществ; г) всего вышеперечисленного?
- Кровеносная система не:
а) переносит питательные вещества и газы; б) переносит гормоны;
в) защищает от инфекций; г) передаёт нервные импульсы?
- В состав опорно-двигательной системы птицы входит (ят):
а) печень; б) почки; в) желудок; г) мышцы, двигающие крылья?
- Гормоны поступают из:
а) эндокринной системы в дыхательную;
б) пищеварительной системы в дыхательную;
в) эндокринной системы в кровь;
г) дыхательной системы в пищеварительную?
- У позвоночных животных работой различных органов управляет (ют):
а) нервная и эндокринная системы; б) только нервная система;
в) пищеварительная система; г) выделительная система?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант II
- Питательные вещества (белки, жиры, углеводы) в организме животного используются:
а) для защиты от инфекций;
б) для передачи наследственных признаков;
в) для ускорения химических реакций;
г) в качестве "строительного материала" и источника энергии?
- К органам пищеварительной системы ежа относится (ятся):
а) трахеи; б) желудок; в) почки; г) иглы?
- Орган пищеварительной системы, в котором происходит интенсивное всасывание питательных веществ:
а) ротовая полость; б) толстая кишка;
в) желудок; г) тонкий кишечник?
- В организме животного питательные вещества поступают из пищеварительной системы в:
а) кровеносную; б) дыхательную;
в) выделительную; г) опорно-двигательную?
- Органы дыхания амёбы обыкновенной:
а) жабры; б) лёгкие; в) трахеи; г) у амёбы нет органов дыхания?
- У ящерицы кислород поступает из:
а) лёгких в кровь; б) крови в лёгкие;
в) лёгких в кишечник; г) лёгких сразу в мозг?
- Органами дыхательной системы бурого медведя является (ются):
а) лёгкие; б) жабры; в) сердце; г) сосуды?
- С помощью кровеносной системы в организме животного не осуществляется перенос:
а) веществ, которые нужно удалить из организма; б) кислорода;
в) непереваренных остатков пищи; г) гормонов?
- В состав выделительной системы утки кряквы входит (ят):
а) трахеи; б) жабры; в) почки; г) головной мозг?
- Основную часть мозга позвоночного животного составляет:
а) мышечная ткань; б) нервная ткань;
в) соединительная ткань; г) покровная ткань?
- Нервная система позвоночных животных образована:
а) головным и спинным мозгом;
б) нервными клетками, разбросанными по всему телу;
в) нервными узлами, образованными скоплениями нервных клеток;
г) головным и спинным мозгом и многочисленными нервами?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 8. Организм как единое целое
- Насекомое медведка, повреждая корни растения, приносит вред:
а) только корням этого растения;
б) корням и связанному с ними стеблю;
в) стеблю и расположенным на нём листьям;
г) всему растению?
- Связи между процессами жизнедеятельности в организме свидетельствуют о его:
а) клеточном строении; б) целостности;
в) связи с окружающей средой; г) родстве с другими организмами?
- Целостность строения организма обеспечивает:
а) сложное строение; б) взаимосвязь тканей и органов;
в) взаимосвязь организма и окружающей среды;
г) способность к дыханию?
- Все ткани и органы в организме связаны между собой. Это свидетельство того, что организм:
а) тесно связан с окружающей средой;
б) представляет собой единое целое;
в) состоит из клеток;
г) состоит из тканей и органов?
ОТВЕТЫ
Тема 1. Чем живое отличается от неживого
Номер вопроса |
Вариант I |
Вариант II |
1 |
б |
г |
2 |
г |
г |
3 |
в |
а |
4 |
б |
в |
5 |
а |
г |
6 |
б |
г |
7 |
г |
в |
8 |
б |
б |
9 |
в |
г |
10 |
б |
в |
11 |
а |
а |
12 |
б |
г |
13 |
г |
в |
14 |
в |
а |
15 |
б |
в |
Критерий оценивания:
"5" – 13 – 15 правильных ответов;
"4" – 11 – 12 правильных ответов;
"3" – 7 – 10 правильных ответов;
"2" – 6 и меньше правильных ответов.
Тема 2. Химический состав клетки
Номер вопроса |
Вариант I |
Вариант II |
1 |
а |
а |
2 |
г |
г |
3 |
а |
а |
4 |
б |
в |
5 |
б |
б |
6 |
в |
а |
7 |
в |
в |
8 |
в |
а |
9 |
г |
б |
10 |
б |
г |
11 |
г |
в |
Критерий оценивания:
"5" – 10 – 11 правильных ответов;
"4" – 8 – 9 правильных ответов;
"3" – 5 – 7 правильных ответов;
"2" – 4 и меньше правильных ответов.
Тема 3. Строение растительной и животной клеток
Номер вопроса |
Вариант I |
Вариант II |
1 |
а |
б |
2 |
г |
а |
3 |
а |
г |
4 |
г |
а |
5 |
в |
а |
6 |
г |
г |
7 |
в |
а |
8 |
а |
в |
9 |
в |
б |
10 |
а |
а |
11 |
г |
в |
12 |
б |
в |
13 |
в |
г |
14 |
а |
б |
15 |
г |
а |
16 |
а |
г |
17 |
в |
г |
18 |
г |
а |
19 |
б |
а |
Критерий оценивания:
"5" – 17 – 19 правильных ответов;
"4" – 14 – 16 правильных ответов;
"3" – 9 – 13 правильных ответов;
"2" – 8 и меньше правильных ответов.
Тема 4. Деление клетки
Номер вопроса |
Вариант I |
Вариант II |
1 |
в |
б |
2 |
а |
в |
3 |
б |
б |
4 |
в |
б |
5 |
а |
в |
6 |
б |
а |
7 |
б |
а |
8 |
а |
б |
9 |
г |
в |
10 |
в |
в |
11 |
г |
в |
Критерий оценивания:
"5" – 10 – 11 правильных ответов;
"4" – 8 – 9 правильных ответов;
"3" – 5 – 7 правильных ответов;
"2" – 4 и меньше правильных ответов.
Тема 5. Ткани растений и животных
Номер вопроса |
Вариант I |
Вариант II |
1 |
а |
в |
2 |
а |
г |
3 |
в |
в |
4 |
а |
а |
5 |
г |
б |
6 |
б |
а |
7 |
г |
в |
8 |
в |
г |
9 |
а |
в |
10 |
а |
в |
11 |
б |
в |
12 |
б |
г |
13 |
б |
б |
Критерий оценивания:
"5" – 12 – 13 правильных ответов;
"4" – 10 – 11 правильных ответов;
"3" – 6 – 9 правильных ответов;
"2" – 5 и меньше правильных ответов.
Тема 6. Органы цветковых растений
Номер вопроса |
Вариант I |
Вариант II |
1 |
б |
а |
2 |
а |
б |
3 |
б |
б |
4 |
г |
в |
5 |
а |
г |
6 |
г |
г |
7 |
а |
г |
8 |
г |
в |
9 |
г |
г |
10 |
а |
б |
11 |
в |
г |
12 |
в |
б |
13 |
г |
г |
14 |
г |
б |
15 |
а |
г |
16 |
в |
б |
17 |
а |
в |
18 |
г |
в |
19 |
б |
б |
Критерий оценивания:
"5" – 17 – 19 правильных ответов;
"4" – 14 – 16 правильных ответов;
"3" – 9 – 13 правильных ответов;
"2" – 8 и меньше правильных ответов.
Тема 7. Органы и системы органов животных
Номер вопроса |
Вариант I |
Вариант II |
1 |
в |
г |
2 |
г |
б |
3 |
а |
г |
4 |
б |
а |
5 |
а |
г |
6 |
б |
а |
7 |
г |
а |
8 |
г |
в |
9 |
г |
в |
10 |
в |
б |
11 |
а |
г |
Критерий оценивания:
"5" – 10 – 11 правильных ответов;
"4" – 8 – 9 правильных ответов;
"3" – 5 – 7 правильных ответов;
"2" – 4 и меньше правильных ответов.
Тема 8. Организм как единое целое
1 – г; 2 – б; 3 – б; 4 – б.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Багоцкий С.В., Рубачёва Л.И., Шурхал Л.И. Тестовые задания к учебнику Н.И. Сонина Биология: Живой организм: 6 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 192 с.
- Воронина Г.А. Тесты по биологии: 6 класс к учебнику Н.И. Сонина, В.И. Сониной Биология: Живой организм. – М.: Экзамен, 2015. – 134 с. (Серия "Учебно-методический комплект").
- Кирилленкова В.Н., Сонин Н.И. Дидактические карточки-задания к учебнику Н.И. Сонина Биология: Живой организм: 6 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 86 с.
- Лернер Г.И. Биология: тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2015. – 176 с.
- Сухова Т.С. Тесты по биологии: 5 – 11 классы. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание. – М.: Дрофа, 2014. – 80 с.
- Шалапёнок Е.С. Тестовые задания по биологии. – 10-е издание. – М.: Айрисс-пресс, 2013. – 352 с. – (Домашний репетитор).
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………………... 1
Тема 1. Чем живое отличается от неживого ……………………………………. 3
Тема 2. Химический состав клетки ……………………………………………… 6
Тема 3. Строение растительной и животной клеток …………………………… 8
Тема 4. Деление клетки ……………….....……………………………………... 13
Тема 5. Ткани растений и животных ……………………………………..……. 15
Тема 6. Органы цветковых растений …………………………………………. 18
Тема 7. Органы и системы органов животных ……………………..……….…. 21
Тема 8. Организм как единое целое …………………………………….……… 24
Ответы ……………………………………………………………..……………… 25
Список используемой литературы ………………………………………………. 32