Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дорохова Людмила Ивановна
Учитель ГБОУ Лицей №40 Санкт-Петербурга

Цель: продолжить знакомство учащихся с  многообразием представителей типа Членистоногие.
Задачи: расширить знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения паукообразных в связи с наземным образом жизни, познакомить уч-ся с многообразием представителей класса; продолжить работу по формированию умений объяснять особенности организации паукообразных; приводить примеры их распространенности и характеризовать их роль в биоценозах; продолжить формирование умений мыслительной деятельности, работу по созданию условий для развития познавательного интереса учащихся.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, коллекция паукообразных, влажный препарат скорпиона, фотографии, рисунки- таблицы с изображением  паукообразных, рисунки, фотографии,  таблицы  с изображением представителей типа Членистоногие, схема строение паука-крестовика, компьютер, мультимедийная  установка.
Тип Урока: исследовательский.

                                       Ход Урока.
I.Проверка выполнения домашнего задания.
Урок начинается с повторения материала об особенностях строения и многообразии представителей класса Ракообразные. Учащиеся выполняют следующее задание: выписать  цифры, под которыми обозначены признаки, характеризующие особенности ракообразных:
1.   Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
2.   Тело животных состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
3.   Брюшко членистое.
4.   Животные имеют четыре пары ног.
5.   Брюшко нечленистое.
6.   На голове есть усики.
7.   Усиков нет.
8.   Усиков 2 пары -  длинные и короткие.
9.   Животные имеют простые глаза или их совсем нет.
10. У большинства животных по 2 сложных фасеточных  глаза.
11. Органы дыхания – жабры.
12. Органы дыхания – трахеи и легкие.
13. Кровеносная система замкнутая.
14. Кровеносная система незамкнутая.
15. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
16. У животных есть мускулистый «сосательный» желудок.
17. Органы выделения –мальпигиевы  сосуды.
18. Раздельнополые животные.
19. Гермафродиты.
20. Среда обитания – вода.
Отдельные учащиеся  выполняют другое задание: выбрать из предложенных рисунков, фотографий, коллекций представителей класса Ракообразные и перечислить  признаки, на основе которых вы сделали свой выбор ( работа  в  тетради ).

II.Актуализация знаний уч-ся, формулирование темы урока, постановка его познавательной задачи.
Учитель знакомит учащихся с легендой, согласно которой в далекие времена в Лидии жила Арахна, которая славилась на весь белый свет своим искусством ткачества - умением плести узоры, равных которым не видел никто. Загордилась этим Арахна и бросила вызов Афине Палладе, заявив во всеуслышанье, что её ковры и ткани – лучшие из лучших и никто не сравнится с ней в  мастерстве. Арахна действительно соткала ткань невиданной красы, но могущественная богиня, рассердившись за дерзость, с которой девушка вступила в спор с богами, прокляла мастерицу, превратив её в паучиху, удел которой – сидеть  в темном уголке и весь век плести паутину. От имени Арахны и произошло латинское название пауков, которых называют арахнидами. Наука, изучающая пауков, получила название арахнология.

III.Изучение нового материала.
1.Общая характеристика класса Паукообразные.  Особенности  внешнего  строения  паукообразных.
Учитель дает общую характеристику класса, отмечая многочисленность его представителей. Он предлагает учащимся вспомнить места, где встречаются паукообразные, и какие среды обитания они освоили. Учитель раздает учащимся коллекционные материалы и влажные препараты паукообразных и ставит перед ними задачу – выяснить, какими общими признаками внешнего строения обладают эти представители.
В ходе поиска ответа на данный вопрос учитель на доске, а учащиеся  в      тетради составляют общую характеристику внешнего строения     представителей класса Паукообразные:
1.    Отстутсвие  усиков.
2.    Отсутсвие сложных глаз.
3.На головогруди имеются шесть пар конечностей: две передние пары выполняют роль захвата и измельчения пищи, четыре остальные участвуют в передвижении.
4.На голове располагаются ротовые органы – видоизмененные членистые конечности.
5.Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и получила название хелицеры.
6.Вторая пара конечностей помещается позади рта и получила название педипальпы.
 7.Тело состоит из  головогруди и брюшка  или   слитное.
Потом  учитель просит учащихся назвать особенности внешнего строения паукообразных, которые позволяют отнести данный класс к типу Членистоногие; перечислить отличия внешнего строения паукообразных от ракообразных, высказать свои предположения относительно причин таких отличий.
2.Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности паукообразных.
Обзор внутреннего строения паукообразных строится в виде поисковой беседы с опорой на знания учащихся о паукообразных, которое они приобрели из личного жизненного опыта. Учитель формулирует вопросы, обсуждение которых позволяет выяснить особенности строения  пищеварительной, дыхательной систем паукообразных:
·        Чем питаются пауки?
·        Как называется такой способ питания?
·        В какое время пауки чаще всего выходят на охоту?
·        С помощью чего они ловят свою добычу?
·        Где чаще всего пауки строят свои паутины?
·        Из чего плетутся они?
·        Как происходят пищеварение  у паукообразных?
·        Как называется такой тип питания?
·        Чем дышат пауки?
·        Чем представлены их  органы дыхания?
Ответы учащихся  на вопросы учитель иллюстрирует демонстрацией соответствующих  фрагментов на экране с помощью компьютера и мультимедийной техники, раскрывающих особенности внутренней организации пауков.
IV.Осмысление и первичное закрепление знаний.
С целью закрепления полученных знаний уч-ся предлагается выполнить задание по выбору правильных утверждений из предложенных:
1.     Пауки дышат кислородом, растворенным в воде.
2.     Ловчие сети пауки плетут ногочелюстями.
3.     Паутина служит паукам средством охоты, защиты, передвижения и охраны потомства.
4.     Все пауки дышат атмосферным воздухом.
5.     Переваривание пищи происходит в сосательном желудочке паука.
В ходе выполнения этого задания учащиеся  могут пользоваться  учебником (с.152 – 153 ).
V.Домашнее задание.
Изучить статью учебника «Класс Паукообразные» (до пункта «Многообразие паукообразных» с. 153 – 154), ответить на вопросы в конце статьи на с.157.
Опережающее задание для отдельных уч-ся:
1.     Подготовить сообщения об отдельных представителях класса Паукообразные.
2.     Сделать презентации о представителях класса Паукообразные.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»