Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок-исследование по физике в 10 классе

Смачивание и капиллярные явления

 Алсуфьева Наталья Львовна,
учитель физики ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга

Тип урока: конструирование новых знаний путем исследования.

Технология урока:

Цель урока: изучить важные и любопытные свойства и явления природы – явления смачивания, несмачивания, капиллярные явления.

Задачи урока:

  1. Осмысление учащимися характера взаимодействия жидкостей разного рода с твердыми телами;
  2. Совершенствование экспериментальных навыков  учащихся;
  3. Развитие навыков учащихся формулировать выводы, вытекающие из результатов проведенных экспериментов;
  4. Применение полученных предметных знаний для решения качественных и количественных задач.

Планируемые результаты достижений учащихся:

1.      Предметные:

·         Сформировать понимание причин проявления капиллярных явлений на основе межмолекулярных взаимодействий жидкости с твердым телом, а также  - на основе возникновения избыточного давления.

·         Осознавание важности капиллярных явлений для живой природы.

2.      Личностные УУД

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование устойчивых познавательных интересов.

3.      Метапредметные УУД:

Познавательные:

  • Развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
  • Развитие навыков самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД

  • Умение осознанно использовать речь в соответствии с задачей взаимодействия для выражения своих мыслей,
  • Умение планировать и регулировать как свою, так и совместную деятельность;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками;

Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • Умение определять самостоятельно и совместно с сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • Умение систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • Умение отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенныхусловий и требований;
  • Умение находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата;

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, карточки – задания на парту, оборудование к каждому заданию: стекляные пластинки, емкость с подкрашенной водой, пипетка, узкие стекляные трубки (капилляры).

Лабораторное оборудование: штатив, емкость  с подкрашенной водой,  набор материалов для измерения диаметра капилляров (тканевая ветошь, газетная полоска), линейка.

Ход урока:

Цитата урока

...жидкое состояние характеризуется сцеплением частиц, отсутствующим в газах и парах. Сцепление жидкостей выражается в капиллярных явлениях...

 Дмитрий Менделеев

...она <формула —  примечание> действительна независимо от того, какими причинами обусловлено возникновение кривизны поверхности.

                                                      Альберт Эйнштейн

 

Учитель:Мы продолжаем знакомиться со свойствами жидкости и сегодня рассмотрим «поведение» жидкостей при взаимодействии с твердыми телами.

А еще узнаем, как по-разному могут выглядеть жидкости в очень тонких трубках – капиллярах (лат. capillus – волос)

Явления смачивания и несмачивания.

Учащимся предлагается выполнить карточку-задание 1:

Выполните задание:

  • Возьмите на парте стеклянную пластинку, часть которой покрыта слоем парафина
  • С помощью пипетки поместите на каждую часть пластинки капли чистой воды
  • Пронаблюдайте за ними
  • Чем они отличаются?
  • Сделайте рисунок в тетради.

Опыт 1(Слайд 5)

Краевой угол(Слайд № 6)

Смачивание можно охарактеризовать краевым углом углом θ – углом между плоской поверхностью твердого тела и плоскостью, касательной к поверхности жидкости, проходящей через точку, лежащую на границе свободной поверхности.

Слайд № 7. Жидкость смачивает твердое   вещество, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого вещества.

В этом случае краевой угол острый.

   

Жидкость не смачивает твердое   вещество, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого вещества.

В этом случае краевой угол тупой.

      

Полное смачивание

  • При полном смачивании краевой угол   θ = 00. В этом случае жидкость растекается по всей поверхности твердого тела.
  • При полном несмачивании краевой угол θ = 1800. Капля жидкости на горизонтальной поверхности в этом случае должна иметь форму шара.

Капиллярные явления

С явлением смачивания – несмачивания, а также с поверхностным натяжением тесно связано явление капиллярности.

Учащимся предлагается выполнить карточку-задание 2:

Выполните задание:

  • Возьмите тонкую стеклянную трубку и опустите ее в сосуд с водой
  • Опишите наблюдаемое явление
  •  Сделайте рисунок в тетради.

Опыт 2 (Слайд 10)

Мениск.(Слайд 11)

Поверхность жидкости в капиллярах принимает форму, близкую к полусфере. Такую поверхность называют мениск

  • У смачивающих капилляр жидкостей мениск вогнутый и они будут в капилляре подниматься.
  • У жидкостей, не смачивающих капилляр, мениск выпуклый. Такие жидкости будут в капилляре опускаться.

Опыт 3

Опыт 4

Кроме того, высота подъема (опускания) жидкости зависит от диаметра трубки: чем тоньше капилляр, тем больше высота поднятия (опускания) жидкости.

Опыт 5

По высоте подъема смачивающей жидкости в капилляре можно определить диаметр капилляра.

Учащимся предлагается выполнить карточку-задание 3:

Выполните задание:

  • Возьмите полоски газетной бумаги и хлопчатобумажной ткани, закрепите их на штативе
  • Нанесите на полоски метки уровня погружения и опустите их в емкость с подкрашенной водой
  • Дождитесь прекращения поднятия воды в полосках, выньте их из воды
  • Измерьте линейкой высоты поднятия в них воды

Высота подъема (опускания) жидкости в капилляре.

Вдоль границы поверхностного слоя на стенки капилляра со стороны смачивающей жидкости действует сила поверхностного натяжения Fн , направленная вниз.

По III  закону Ньютона такая же по модулю сила Fв , направленная вверх, действует на жидкость со стороны стенок капилляра.

Поднятие жидкости прекращается, когда сила  Fн уравновешивается с силой тяжести, действующей на поднятый столбик жидкости.  Для случая полного смачивания ( θ = 00 ) получаем:

Выполните задание:

  •  По полученной формуле рассчитайте радиус, а затем диаметр, капилляров бумаги и хлопчатобумажной ткани.

Домашнее задание:

  • Учебник В.А. Касьянова «Физика. 10 класс», § 65
  •  Задача №2 после § 65
  • Оформить в тетради для лабораторных работ работу № 7 «Изучение капиллярных явлений», используя записи заданий, выполненных на уроке.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»