Урок-исследование по физике в 10 классе
Смачивание и капиллярные явления
Алсуфьева Наталья Львовна,
учитель физики ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Тип урока: конструирование новых знаний путем исследования.
Технология урока:
Цель урока: изучить важные и любопытные свойства и явления природы – явления смачивания, несмачивания, капиллярные явления.
Задачи урока:
- Осмысление учащимися характера взаимодействия жидкостей разного рода с твердыми телами;
- Совершенствование экспериментальных навыков учащихся;
- Развитие навыков учащихся формулировать выводы, вытекающие из результатов проведенных экспериментов;
- Применение полученных предметных знаний для решения качественных и количественных задач.
Планируемые результаты достижений учащихся:
1. Предметные:
· Сформировать понимание причин проявления капиллярных явлений на основе межмолекулярных взаимодействий жидкости с твердым телом, а также - на основе возникновения избыточного давления.
· Осознавание важности капиллярных явлений для живой природы.
2. Личностные УУД
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование устойчивых познавательных интересов.
3. Метапредметные УУД:
Познавательные:
- Развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
- Развитие навыков самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные УУД
- Умение осознанно использовать речь в соответствии с задачей взаимодействия для выражения своих мыслей,
- Умение планировать и регулировать как свою, так и совместную деятельность;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками;
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- Умение определять самостоятельно и совместно с сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- Умение систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- Умение отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенныхусловий и требований;
- Умение находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата;
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, карточки – задания на парту, оборудование к каждому заданию: стекляные пластинки, емкость с подкрашенной водой, пипетка, узкие стекляные трубки (капилляры).
Лабораторное оборудование: штатив, емкость с подкрашенной водой, набор материалов для измерения диаметра капилляров (тканевая ветошь, газетная полоска), линейка.
Ход урока:
Цитата урока
...жидкое состояние характеризуется сцеплением частиц, отсутствующим в газах и парах. Сцепление жидкостей выражается в капиллярных явлениях...
Дмитрий Менделеев
...она <формула — примечание> действительна независимо от того, какими причинами обусловлено возникновение кривизны поверхности.
Альберт Эйнштейн
Учитель:Мы продолжаем знакомиться со свойствами жидкости и сегодня рассмотрим «поведение» жидкостей при взаимодействии с твердыми телами.
А еще узнаем, как по-разному могут выглядеть жидкости в очень тонких трубках – капиллярах (лат. capillus – волос)
Явления смачивания и несмачивания.
Учащимся предлагается выполнить карточку-задание 1:
Выполните задание:
- Возьмите на парте стеклянную пластинку, часть которой покрыта слоем парафина
- С помощью пипетки поместите на каждую часть пластинки капли чистой воды
- Пронаблюдайте за ними
- Чем они отличаются?
- Сделайте рисунок в тетради.
Опыт 1(Слайд 5)
Краевой угол(Слайд № 6)
Смачивание можно охарактеризовать краевым углом углом θ – углом между плоской поверхностью твердого тела и плоскостью, касательной к поверхности жидкости, проходящей через точку, лежащую на границе свободной поверхности.
Слайд № 7. Жидкость смачивает твердое вещество, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого вещества.
В этом случае краевой угол острый.
Жидкость не смачивает твердое вещество, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого вещества.
В этом случае краевой угол тупой.
Полное смачивание
- При полном смачивании краевой угол θ = 00. В этом случае жидкость растекается по всей поверхности твердого тела.
- При полном несмачивании краевой угол θ = 1800. Капля жидкости на горизонтальной поверхности в этом случае должна иметь форму шара.
Капиллярные явления
С явлением смачивания – несмачивания, а также с поверхностным натяжением тесно связано явление капиллярности.
Учащимся предлагается выполнить карточку-задание 2:
Выполните задание:
- Возьмите тонкую стеклянную трубку и опустите ее в сосуд с водой
- Опишите наблюдаемое явление
- Сделайте рисунок в тетради.
Опыт 2 (Слайд 10)
Мениск.(Слайд 11)
Поверхность жидкости в капиллярах принимает форму, близкую к полусфере. Такую поверхность называют мениск
- У смачивающих капилляр жидкостей мениск вогнутый и они будут в капилляре подниматься.
- У жидкостей, не смачивающих капилляр, мениск выпуклый. Такие жидкости будут в капилляре опускаться.
Опыт 3
Опыт 4
Кроме того, высота подъема (опускания) жидкости зависит от диаметра трубки: чем тоньше капилляр, тем больше высота поднятия (опускания) жидкости.
Опыт 5
По высоте подъема смачивающей жидкости в капилляре можно определить диаметр капилляра.
Учащимся предлагается выполнить карточку-задание 3:
Выполните задание:
- Возьмите полоски газетной бумаги и хлопчатобумажной ткани, закрепите их на штативе
- Нанесите на полоски метки уровня погружения и опустите их в емкость с подкрашенной водой
- Дождитесь прекращения поднятия воды в полосках, выньте их из воды
- Измерьте линейкой высоты поднятия в них воды
Высота подъема (опускания) жидкости в капилляре.
Вдоль границы поверхностного слоя на стенки капилляра со стороны смачивающей жидкости действует сила поверхностного натяжения Fн , направленная вниз.
По III закону Ньютона такая же по модулю сила Fв , направленная вверх, действует на жидкость со стороны стенок капилляра.
Поднятие жидкости прекращается, когда сила Fн уравновешивается с силой тяжести, действующей на поднятый столбик жидкости. Для случая полного смачивания ( θ = 00 ) получаем:
Выполните задание:
- По полученной формуле рассчитайте радиус, а затем диаметр, капилляров бумаги и хлопчатобумажной ткани.
Домашнее задание:
- Учебник В.А. Касьянова «Физика. 10 класс», § 65
- Задача №2 после § 65
- Оформить в тетради для лабораторных работ работу № 7 «Изучение капиллярных явлений», используя записи заданий, выполненных на уроке.