Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование лингвистической компетенции
на уроках физики

Жданова мария Викторона

Слово - великое орудие жизни. В.Г. Короленко Язык-душа нации. Язык-это есть живая плоть идеи, чувства, мысли. А.Н. Толстой Формирование лингвистической компетенции на уроках физики. Автор Жданова М.В. учитель физики ГБОУ гимназии № 171 Центрального р-на Санкт-Петербурга Введение. Актуальность проблемы, цели и задачи. В наш космический век время стремительно проносится мимо. Смещаются понятия, теряются слова, исчезают языки и народы. Ритм нашей жизни сказывается на всём и всех. В школьном курсе появляется множество предметов и дисциплин, необходимых, как кажется нам, для всестороннего развития личности детей и подростков. Ведь современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться и обладает внутренней культурой. Но всё чаще мне кажется, что наши дети перестали нас слышать, потому что «можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл.» Назрела насущная необходимость на любом уроке учить ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться. Мы – учителя – предметники, причём на первый взгляд наша дисциплина весьма далека от «лиричности» словесников. Но на своих уроках мы считаем необходимым создавать условия для развития речи учащихся в процессе активной познавательной деятельности. Формирование речевой деятельности путём создания речевой ситуации на уроках физики. При преподавании курса физики основной школы следует обратить особое внимание на формирование умений работать с текстами физического содержания. Приведу лишь несколько примеров подобной работы: • Разбор определений. 1. Прочитайте определение и перескажите своими словами, о чем идет речь ( т.е. надо перевести определение с научного языка на язык учащегося и постараться не потерять при переводе его смысл). 2. Выделите ключевые слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку, аргументируйте выделение. 3. Удалите по очереди ключевые слова из определения, проследите, как будет меняться смысл определения. 4. Попытайтесь дополнить определение, проанализируйте успешность попытки. А теперь внимание! 5.Подберите синонимы к ключевым словам и составьте своё определение данного явления. При этом главным является правило: минимум слов – максимум смысла. 6. А теперь подберите антонимы к ключевым словам и составьте «обратное» определение. Проанализируйте, будет ли оно иметь физический смысл и будет ли оно справедливо. • Словообразование. 1.Образуйте прилагательные (глаголы) от физических терминов. При этом пишите их правильно! 2.Составьте предложение ( вопрос, задачу) с использованием вновь образованных слов. • Найдите соответствие (устойчивые словосочетания) между предложенными терминами. • Сравнение Сравнивать можно явления, понятия, законы, физические величины и вообще, что хотите. Особенно это важно, когда учащиеся путают между собой то, что предлагается сравнить. Возможен подбор слов, похожих друг на друга по звучанию и имеющих отношение к одному и тому же разделу физики: инерция и инертность, напряжение и напряженность и т.д. Как правило, прошу составить минитабличку «сходство и отличие» • Работа с художественными текстами. 1.Объясните смысл пословицы, поговорки, загадки с физической точки зрения. 2.Найдите в данном отрывке из художественного произведения описание определенного физического явления и объясните его. 3.Составьте задачу на основе текста 4.Вспомните стихи, песни, загадки, пословицы, легенды в которых речь идет об определенном физическом процессе или явлении. 5. Напишите юмористический рассказ, сказку, притчу. (Данное задание, как правило, даётся в качестве творческой домашней работы.) • Игровые ситуации на уроках физики. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка и к учению, и к труду. Дидактические игры на уроке и после него (внеклассная деятельность) придают изучаемому материалу эмоциональную окраску и способствуют формированию культуры общения, культуры речи, обогащают язык ребенка новыми словами и понятиями, дают возможность высказать свою точку зрения, аргументировано отстаивая ее. Примеры: 1.Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации (« Суд над физическими понятиями», «Защита темы») 2. Сюжетные игры ( «Физика за чайным столом», «Физика на рыбалке») 3. Игры с раздаточным материалом (лото, домино) • Театрализация Сценки и мини-спектакли на определенное явление или как заключительный аккорд целой темы. В мини-спектаклях используются занимательные физические опыты, поэтому помимо актёрского мастерства и сценической речи актеры должны владеть навыками эксперимента, соблюдать правила безопасности, уметь грамотно комментировать. Примеры: 1.Покажи агрегатное состояние(пантомима). 2.Сценка «Корона царя Гиерона» 3.Мини-спектакли «Королева электричества», «Рыцарский турнир», «»Город-термоград» • Подготовка сообщений: ОИФ (очень интересный факт) и «Спорим, что вы не знали…». Домашние заготовки учащихся «ОИФ» и «Спорим, что вы не знали…» по истории открытий закона или явлений, биографии ученого, о достижениях науки и тому подобное помогают учащимся проявить и раскрыть себя на уроке, научиться публичному выступлению (кратко, четко, ярко, доказательно выразить свою мысль в устной форме) Заключение. Независимо от того, какую педагогическую технологию или технологии обучения учитель предпочитает, какой предмет преподает, главной его задачей становится – дать ученику инструмент для самообразования и научить им пользоваться. Обучение учащихся способам получения знаний невозможно без развития мышления, умения планировать и алгоритмизировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач. При этом необходимым условием формирования социально активной личности являются хорошо развитые речевые умения и навыки. Ведь «язык и словесность суть не только способы, но главные способы народного просвещения.» Н.М. Карамзин Литература 1. Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г.,192с 2. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г., 160с. 3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика. 10 класс. Учебник. Дрофа, 2002 г., 416с. 4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика. 11 класс. Учебник. Дрофа, 2002 г., 416с. 5. Перышкин А.В., Физика. 7,8, 9 класс., Дрофа, 2004 г., 192с. 6. Лукашик В.И., Сборник задач по физике, М., Просвещение, 2000 г., 224с. 7. Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976г., 717с. 8. Ланина И.Я. «Игры на уроках физики»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»