Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Илляшик Лилия Петровна, кандидат хим. Наук,

Учитель естествознания и физики  медицинского лицея № 623

Аннотация. Представлены разработки по организации самостоятельной работы с текстом учебника    физики  для основной школы в парах сменного состава. Данный прием наряду с развитием навыков самостоятельной работы, способствует развитию коммуникативной культуры учащихся.

 

       Самостоятельная работа с информацией в настоящее время становится основной в  образовательном процессе любого уровня, поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие  навыков самостоятельной работы во время обучения в школе.  Навыки умения работать с текстом учебника  создаются в начальной школе, закрепляются в  основной и выходят на более высокий уровень у старшеклассников, когда должно быть сформировано умение получать информацию из любых источников. Для достижения этой цели педагогическая наука обладает огромным арсеналом педагогических технологий, методик и приемов (1,2).

       Физика, как наука, формирующая интеллект, в процессе развития умения самостоятельно работать с информацией занимает одно из ключевых мест. В предлагаемой работе рассматривается работа с текстом учебника в парах сменного состава, объединенных в группы. Такой вариант работы формирует не только навыки работы с текстом, умение излагать и воспринимать  изучаемый материал, но и  развивает коммуникативную культуру школьников.

          При  систематическом  использовании данного метода у детей формируется умение работать с текстом учебника, передавать усвоенную информацию другим, повышается культура общения, возникает ответственность за  успешность группы в целом. Наиболее эффективно данный прием использовать на заключительном этапе изучения темы, когда знания в той или иной степени сформированы. В данной работе рассматривается вариант групповой работы  для  изучения некоторых теоретических вопросов, который  представляет собой самостоятельную работу учащегося  над отдельной частью изучаемой темы  с  последующим изложением ее поочередно другим  членам группы и получением от них информации по оставшимся частям  темы. Это и определяет выбор материала: изучаемый раздел должен состоять из нескольких самостоятельных блоков.

             Порядок формирования групп может быть любым.  Для  каждой  группы  выдается организационная карточка, в которой записываются фамилии учащихся  под номером, который соответствует номеру рассматриваемого блока нового материала. Одновременно  каждому ученику   выдается  индивидуальная карточка, включающая  название изучаемой темы и источника информации, (учебник, дополнительная литература или информация на карточке). Все необходимые материалы должны быть предоставлены для  работы в классе.

В течение 5-10минут (продолжительность этого этапа зависит от объема изучаемого каждым участником блока;) учащиеся самостоятельно работают с литературой. Можно  составить опорный конспект, план, сделать некоторые пометки, записать параметры или определения, а можно и не делать записей – каждый работает так, как   ему удобно.

На  следующем этапе учащиеся образуют пары, и примерно  5-7минут каждый  рассказывает соседу по парте, свою часть темы  и  выслушивает материал, проработанный вторым участником пары. После этого пары перегруппировываются; и работа продолжается в том же порядке, но с другими членами группы. В  процессе работы в парах можно использовать свои записи, материал учебника  и другую информацию.  В результате каждый ученик расскажет свой блок темы три раза и выслушает другие части темы. Схема работы в парах может быть, например, такой: 1 - 2 и 3-4, потом 2 - 3 и 1 -4, затем 1 - 3 и 2 - 4.

По завершению работы в парах учащиеся получают проверочные карточки. Каждая карточка включает четыре теоретических вопроса, по одному на каждый блок. В проверочные карточки дополнительно можно включить задача у или упражнение. Следующие 10 минут идет проверочная работа, результаты которой вместе с организационными карточками сдаются учителю.Домашнее задание включает повторение рассмотренной на уроке темы.

               Подготовительный этап к проведению урока занимает у учителя достаточно много времени, необходимого для технической организации, которая   включает выбор  темы, разбивку ее на блоки, подготовку  карточек трех уровней: с вопросами, проверочные и организационные карточки. На примере темы «Испарение и конденсация в природе и технике», изучаемой в 8 классе  (3) по программе Г. Н. Степановой, показаны этапы подготовки к уроку и возможные варианты заданий и проверочных карточек.

Пример организационной карточки:

 

Фамилия,

 

отрывка

Собственный

ответ на вопросы

Оценка 1

(за свои

 ответы)

Результат «обучения»

группы

Оценка 2 (за ответы  на вопросы

каждой части)

1

2

3

4

1

2

3

4

 

1

+

+

+

+

5

+

+

-

+

4

 

2

+

+

-

+

4

+

+

-

-

3

 

3

-

-

+

+

3

+

-

+

-

3

 

4

+

-

-

+

3

+

+

+

+

5

Оценка работы

 группы в целом

Хорошо

 

 

 

 

 

 

Карточки с индивидуальным заданием.

1.   Испарение и конденсация с поверхности (водоемов, почвы» живых организмов). Формирование тумана. Примеры из учебника и свои, Стр. 108 и 109, 1 - 3 абзацы и    рисунки.

2. Величина удельной теплоты парообразования, влияние ее на круговорот воды и температурный режим Земли.   Использование процесса конденсации в технике.   Стр. 109,4 - 6    абзацы.

3.Процесс ректификации (перегонки) Стр. 109, последний абзац, стр.110 1 -5 абзацы.

4. Испарение газов из воздуха, состав воздуха. Температуры кипения газов. Стр. 110,6-9 абзацы,   Справочник.

Карточки проверочной работы.

Вариант 1  1. Что необходимо для испарения воды со свободной поверхности?

2. Что произойдет, если удельная теплота   испарения для воды умень­шится в 10 раз?

3. Что собой представляет нефть и как ее разделить на Фракции?

4. Какие газы и  каким способом можно получить из воздуха?

Вариант 2..   1. Откуда берется тепло для испарения воды со свободной поверхности

водоемов?

2 Что способствует равномерному нагреванию атмосферы Земли?

3. Как происходит процесс испарения различных фракций нефти?

4.Какие   газы   испаряются   из   жидкого   воздуха   первыми,   их температуры кипения?

Вариант 3.   1. Почему у водной поверхности летом прохладнее? Как образуется туман?

2. Напишите, как используется процесс испарения жидкости в технике.

3. Перечислите физические основы процесса ректификации.

4. Какой из известных Вам газов испаряется быстрее других? (Данные взять из справочника)

    Вариант 4.    1. Сформулируйте механизм поддержания температуры тела у живых

организмов.

2 . Опишите принцип работы холодильника.

3. Расскажите, об использовании ректификации в металлургии?

4. Какие газы входят в состав воздуха? Назовите их температуры кипения. (Данные взять из справочника).

  Результаты проверки работ  выставляются в организационной карточке,  анализ которой позволяет судить об эффективности работы каждого ученика на уроке не только по уровню усвоения материала, но и по тому , как он сумел донести материал до других участников группы.В результате можно выставить две оценки: за собственный ответ и заответы  всей группы. Оценка собственных знаний ученика традиционна. Вторая отметка складывается из оценки ответа учеников  группы на вопрос по  каждой части и показывает, как каждый ученик сумел научить других. Такая  система оценок повышает уровень ответственности учащегося за знания других.

  Важным этапом для учителя является анализ оценочных карточек, что позволяет проверить  уровень усвоения темы,  умение детей работать с учебником и вносить в обучение  соответствующие коррективы. Эти карточки на следующем уроке с комментарием учителя выдаются  группам, чтобы ученики могли  проверить эффективность своей работы. Решение о том, какие оценки выставлять в журнал учитель  согласует с группами или решает сам. На уроках такого типа учащиеся стараются не только сами освоить материал, но и изложить свою часть так, чтобы обеспечить максимальный уровень второй оценки, что показывает возрастание уровня ответственности детей за свою работу. Изложенный прием способствует формированию у учащихся навыков работы с текстом и воспитанию коммуникативной культуры.

Список литературы.

1. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии.- М.: Народное образование, 2001. – 128с.

2. Уроки конкурсантов «Учитель года России – 2001г.» Журнал Физика в школе №  2001 с.124.

3. Степанова Г.Н. Физика 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – СПб.: ООО « СТП Школа», 2006

 

 

 

Цель: Формирование у учащихся навыков работы с текстом и воспитание коммуникативной культуры.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»