Использование информационных технологий на уроке физики
Павлюк Алла Игоревна,
учитель физики высшей категории
ГБОУ средняя школа №507 Санкт-Петербурга
В современных условиях учитель должен применять методы подачи информации, которые отвечают требованиям времени, когда медиа–технологии развиваются с колоссальной скоростью и влияние их на человека усиливается. Особенно подвержена этому влиянию молодежь, дети.
Активное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности общества затронуло и систему образования. Существует мнение, что для того, чтобы подготовить людей к жизни в информационном обществе, процесс перехода к которому наблюдается в наши дни, нужно их обучать, используя технологии этого нового общества.
Если раньше информацию ученик добывал из учебника, справочной литературы, рассказа учителя, то теперь, практически, единственным ее источником стал интернет. В этой связи представляется невозможным заинтересовать ребенка, вовлечь его в активную учебную деятельность без применения на уроке компьютера, интерактивной доски… Поэтому в системе школьного образования назрела острая необходимость в переподготовке учителей с целью их адаптации к новым условиям работы, а так же в улучшении технической оснащенности школ.
По мнению российских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам как минимум на 30%, а объективность контроля знаний учащихся на 20-25%. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием компьютерных технологий, как правило, выше в среднем на 0.5 балла (при пятибалльной системе оценки). В таких группах гораздо выше заинтересованность учащихся, как в процессе обучения, так и в его результатах. Отметим также еще одну особенность человеческой памяти, человек запоминает : 20% того, что слышит; 30% того, что видит; 50% того, что слышит и видит; 70% того, что слышит, видит и о чем говорит; 90% того, что слышит, видит, о чем говорит и что делает.
Поэтому возникает острая необходимость предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
Уже первые уроки с использованием компьютера показали, что с их помощью можно решить ряд проблем, всегда существовавших в преподавании школьной физики. Вот некоторые из них: - многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. Это явления физики элементарных частиц, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может создать анимированные модели таких явлений.
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. В любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. Как показывает многолетний опыт работы, учащиеся средних школ, а в особенности ученики гуманитарных школ, не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь преподавателю приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер. Безусловно, компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ.
Итак, использование современных ИКТ в процессе преподавания физики позволяет:
·значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;
·увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех. процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;
·расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.
В своей работе я успешно использую интерактивную доску Smart, а также следующие ЭОР:
Физика. Мультимедийный курс. 10-11 классы, ООО «Руссобит-М»
Открытая физика. Часть 1.2 , ООО «Физикон»
Интерактивный курс «Физика, 7 – 11 классы», ООО «Физикон», 2006
Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека Физика. Основная школа 7 – 9 классы: часть Iи часть II. 3CD,
ЗАО «Просвещение-МЕДИА», ЗАО «Новый диск», 2004
Виртуальный практикум по физике. Курс «Открытая Физика 2.6» 1 часть и 2 часть. 9 – 11 классы. 2CD-ROM, ООО «Физикон», 2006
Использование MicrosoftOfficeв школе. Учебно-методическое пособие для учителей, MicorosoftOffice2000
Библиотека наглядных пособий. Издание 2-е переработанное и дополненное,
1С: школа
Итак, именно применение современных медиа технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно ориентированного обучения, проблемы дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающегося.
Список литературы
1. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация
учебно-воспитательного и методического процессов в школе
«Учитель»,- Волгоград, 2009г.
2. Современные педагогические технологии как средство повышения
эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.