Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование информационных технологий на уроке физики

Павлюк Алла Игоревна,
учитель физики высшей категории
ГБОУ средняя школа №507 Санкт-Петербурга

  В современных условиях  учитель  должен  применять методы подачи информации, которые отвечают требованиям времени, когда   медиа–технологии развиваются с колоссальной скоростью и влияние их на человека усиливается.  Особенно подвержена  этому влиянию  молодежь, дети. 

  Активное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности общества затронуло и систему образования. Существует мнение, что для того, чтобы подготовить людей к жизни в информационном обществе, процесс перехода к которому наблюдается в наши дни, нужно их обучать, используя технологии этого нового общества.

Если раньше информацию ученик добывал из учебника, справочной литературы, рассказа учителя, то теперь, практически, единственным  ее источником стал интернет.  В этой связи представляется невозможным заинтересовать ребенка, вовлечь его в активную учебную деятельность без  применения на уроке компьютера, интерактивной доски… Поэтому  в  системе школьного образования  назрела острая необходимость в переподготовке учителей с целью их адаптации к новым условиям работы, а так же в улучшении  технической оснащенности школ. 

    По мнению российских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам как минимум на 30%, а объективность контроля знаний учащихся на 20-25%. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием компьютерных технологий, как правило, выше в среднем на 0.5 балла (при пятибалльной системе оценки).  В   таких группах гораздо выше заинтересованность учащихся, как в процессе обучения, так и в его результатах. Отметим также еще одну особенность человеческой памяти, человек запоминает :  20% того, что слышит;  30% того, что видит;  50% того, что слышит и видит;  70% того, что слышит, видит и о чем говорит; 90% того, что слышит, видит, о чем говорит и что делает.

Поэтому возникает острая необходимость предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической). 

Уже первые уроки с использованием компьютера показали, что с их помощью можно решить ряд проблем, всегда существовавших в преподавании школьной физики. Вот  некоторые из них: - многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы.  Это явления физики элементарных частиц, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может  создать анимированные модели  таких явлений.  

Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы.  На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др.  В любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. Как показывает многолетний опыт работы, учащиеся средних школ, а в особенности ученики гуманитарных школ, не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь преподавателю приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер. Безусловно, компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ.

 Итак, использование современных  ИКТ в процессе преподавания физики позволяет:

·значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;

 ·увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех. процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;

·расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.

В своей работе я успешно использую   интерактивную доску Smart, а также следующие ЭОР:

Физика. Мультимедийный курс. 10-11 классы, ООО  «Руссобит-М»

Открытая физика. Часть 1.2 , ООО  «Физикон»

Интерактивный курс «Физика, 7 – 11 классы», ООО «Физикон», 2006

Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека  Физика. Основная школа 7 – 9 классы: часть Iи часть II.  3CD,

ЗАО «Просвещение-МЕДИА», ЗАО «Новый диск», 2004

Виртуальный практикум по физике. Курс «Открытая Физика 2.6» 1 часть и 2 часть. 9 – 11 классы.  2CD-ROM, ООО «Физикон», 2006

Использование MicrosoftOfficeв школе. Учебно-методическое пособие для учителей, MicorosoftOffice2000

Библиотека наглядных пособий. Издание 2-е переработанное и дополненное,

1С: школа

 

 

   Итак, именно применение современных медиа технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно ориентированного обучения, проблемы дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающегося.

 

Список литературы

1.     И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация

  учебно-воспитательного и методического процессов в школе

 «Учитель»,- Волгоград, 2009г.

2.     Современные педагогические технологии как средство повышения

эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»