Модель включения формирующего
оценивания в урок физики
Кузьмина Ирина Николаевна
1. Оценивание в процессе изучения темы.Наименование: «Сигналы рукой».
При объяснении нового материала, ученикам предлагается «подать сигнал» – поднять руку, если возникает непонимание изучаемого материала.
Этот же сигнал ученики используют на любом этапе урока при возникновении затруднений.
По итогам этого оценивания учитель может оперативно отреагировать и устранить возникшее недопонимание.
Наименование: «Работа по алгоритму», «Упрощение», «Поиск ошибки».
Эти приемы формирующего оценивания, дают возможность значительно повысить эффективность обучения решению задач и их грамотному оформлению учениками 7 класса.
На первом уроке решения задач по теме «Расчет скорости, пути и времени движения» учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм решения соответствующего типа задач, который записывается на доске (выносится на слайд) и раздается каждому ученику:
Алгоритм решения задач.
1. Внимательно прочитать задачу.
2. Определить известные данные и записать их в «Дано», провести черту снизу.
3. Определить неизвестную величину и записать ее под чертой.
4. Провести вертикальную линию и перевести необходимые единицы в СИ (система интернациональная).
5. После перевода в СИ провести вертикальную линию.
6. Записать исходную формулу и выразить из нее, если необходимо, неизвестную величину.
7. В квадратных скобках выполнить действия с наименованиями, подтвердив тем самым правильность выведенной формулы.
8. Записать решение задачи, подставляя в формулу величины из «Дано».
9. Записать ответ задачи (оценить реальность полученного ответа).
На следующем этапе учащиеся выполняют задания, работая по алгоритму.
Пункт 1 алгоритма дает возможность использовать прием «упрощение»: пересказ условия задачи своими словами. Что значительно упрощает понимание происходящих явлений (процессов) и снимает психологический барьер, существующий у многих школьников, при решении физических задач.
На следующем этапе учитель намеренно выдает (выводит на слайд) решение задачи с ошибками и предлагает найти их и исправить.
По итогам оценивания учитель анализирует степень понимания учащимися основных принципов решения задач, выявляет затруднения и объясняет учащимся причины их возникновения.
Прием «поиск ошибки» может использоваться при решении задачи на доске одним из учеников. Предварительно нужно договориться о сигнале (поднятии руки) при обнаружении ошибки в ходе решения задачи. Сигнал может подать как любой ученик класса, так и учитель. Право исправить ошибку сначала дается ученику, решающему задачу на доске, если он не справляется, тому ученику, который подал сигнал. Проверяя свою работу или работу товарища, учащийся сверяет ее с алгоритмом решения задач, принятым за эталон, что позволяет ему структурировать свои знания. На данном этапе возможность самооценки и взаимооценки способствуют осознанию детьми ответственности за результаты своего обучения, повышают мотивацию.
2. Оценивание по итогам изучения темы (подтемы)
Как правило, оценивание по итогам изученной темы (подтемы) проводится в виде разработанной учителем контрольной работы, целью которой является оценка соответствия знаний учащихся требованиям стандарта. Результаты таких контрольных работ отрицательно влияют на самооценку учеников, плохо справившихся с заданиями. Один из наиболее эффективных способов улучшения сложившейся ситуации, заключается в использовании результатов суммативных работ для анализа допущенных ошибок и последующей коррекции, как всего коллектива, так и индивидуально каждого ученика. Важно, чтоб ученики проводили самоанализ результатов текущих контрольных заданий и понимали причины допущенных ошибок (незнание материала, неумение правильно распределить свое время, непривычный формат заданий и т.д.). Наглядно, представить результаты контроля можно с помощью графиков и диаграмм EXCEL. Целью такого анализа для учителя становится определение оптимальных способов работы с учащимися для коррекции полученных результатов.
Примерам такой работы может служить представленная ниже лабораторная работа.
Тексты работ выдаются ученикам вместе с критериями оценивания по каждому из заданий. Таблицу с критериями достижения планируемых предметных результатов целесообразно выдать и обсудить на следующем уроке, на этапе анализа допущенных ошибок и проведения коррекции. В ходе такого обсуждения у обучающихся должна сложиться целостная картина достижения предметных результатов освоения курса физики в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Лабораторная работа по теме «Измерение массы тела» в 7 классе
Задание.
Выберите оборудование, необходимое для измерения массы тела. С его помощью определите массу тел №1 и №2.
В бланке ответов:
- Запишите цель работы;
- Сделайте рисунок экспериментальной установки;
- Запишите результаты измерения массы тела с указанием абсолютной погрешности.
Критерии оценивания | Баллы |
Правильно сформулирована и записана цель работы | 1 |
Правильно выбран способ измерения (прибор) |
|
Сделан рисунок установки |
|
Правильно проведены измерения и записаны результаты с указанием единиц измерения для тела№1 |
|
Правильно проведены измерения и записаны результаты с указанием единиц измерения для тела№2 |
|
Результаты измерений переведены в систему СИ для тела№1 для тела№2 |
|
Указана абсолютная погрешность измерений для тела№1 для тела№2 |
|
Суммарный балл: 9 |
Критерии оценивания достижения планируемых предметных результатов освоения курса физики в соответствии с требованиями ФГОС.
Предметный результат | Признак | Балл |
Соблюдать правила безопасности труда при работе с лабораторным оборудованием | – Провели работу без нарушений ТБ | 1 |
Проводить прямые измерения | – Измерена масса тела | 1 |
Проводить оценку погрешности измерений | – Результат измерений записан с указанием погрешности | 1 |