Использование возможностей тактильных
и кинестетических ощущений при обучении
физике в средней школе как способ
формирования познавательного
интереса к предмету
Сорокина Ирина Викторовна
Примеры при обучении полезнее правил
И. Ньютон
В ФГОС нового поколения сформулированы результаты изучения физики в средней школе, которые в частности должны отражать формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, понимание физических закономерностей. Основой достижения этой цели является формирование и развитие познавательного интереса.И. Ньютон
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения,
При изучении физики у многих обучающихся возникают трудности именно в понимании физической сущности понятий, явлений, процессов, законов, решении задач. Современные ИКТ не всегда способны полностью решить эту проблему. Одним из путей формирования познавательного интереса к предмету могут служить упражнения, основанные на телесных ощущениях. Еще Я.А. Коменский (1592—1670) в своей « Великой дидактике» утверждал, что : «истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависят прежде всего от показаний органов чувств.». Психические познавательные процессы начинаются с ощущения и восприятия. Ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания разнообразных свойств окружающего мира.
Психические познавательные процессы:
Ощущение
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Речь
Ощущения-психический процесс отражения отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств
Восприятие - познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их неразрывной целостности, совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств
Использование различного рода заданий и упражнений, с опорой на тактильные и кинестетические ощущения при обучении физике возможно:
1.На этапе актуализации знаний
Пример: Давайте проделаем простые эксперименты. Дохните себе на руку. Что вы ощущаете? (Ощущение тепла.)
А теперь дуньте на ладонь. Что теперь ощущаете? (Ощущение холода.)
Попытайтесь объяснить эти факты. (Ребята выдвигают гипотезы.)
2. При объяснении нового материала
Примеры: Вес тела; вес тела, движущегося с ускорением.
Понимание понятий массы и веса тела с точки зрения физики очень часто вызывают затруднения у ребят, ведь в быту мы используем эти понятия как синонимы. Для того чтобы « заякорить» физический смысл этих слов, предлагается провести небольшой тактильный эксперимент: поставить раскрытую ладонь горизонтально, затем положить на нее 2-3 учебника. В это время задаются вопросы: « Что ощущает ваша ладонь? Что на нее действует? Куда приложена сила? Куда она направлена?» и т.п. Даже самые слабые ученики вовлекаются в этот процесс и дают верные ответы. После этого предлагается быстро поднять и опустить ладонь с книгами и задать вопрос ; « А что сейчас изменилось?»
3.При решении задач
Примеры: Сила давления на горизонтальную поверхность, на наклонную плоскость
Для лучшего понимания применения закона Амонтона- Кулона, когда необходимо записать 2 закон Ньютона в проекциях на оси, предлагается положить ладонь на учебник, который расположен горизонтально, а затем поднять его на некоторый угол, не убирая руку, задать вопрос:» Что изменилось?», в ходе рассуждений обучающиеся приходят быстро к выводу, что сила нормального давления будет разной.
4. При выполнении домашних заданий
Пример: сделать из пластина модель молекулы воды( 7 класс)
5. При выполнении лабораторных работ
Пример: « Получение изображения с помощью линзы»
при ощупывании поверхности линз необходимо определить форму линзы: выпуклая или вогнутая и предположить: с помощью каких из этих линз, возможно получение на экране действительного изображения
6. Проведение физкультминуток на уроке
Подъём и опускание рук, потягивание удобно использовать при закреплении зависимостей «чем больше… тем меньше…» или «чем больше… тем больше…»
Пример, 7класс, тема « Плотность вещества»
Вопрос: «Если объём тела увеличивается…» – учащиеся вместе с учителем поднимают руки вверх, – «…то при неизменной массе тела плотность тела…» – возвращение в исходное положение и после краткой паузы для внутренней формулировки ответа все опускают руки – «…уменьшается».
Дыхательные упражнения
Пример:
при изучении давления газа на стенку сосуда: исходное положение – сидя прямо, прижав спину к спинке стула, руки на поясе.
Учитель: «Делаем медленный глубокий вдох – объём воздуха в лёгких увеличивается, делаем медленный выдох – объём воздуха в лёгких…» – пауза – «...уменьшается», – руки вниз
Проведение таких «упражнений» способствует лучшему пониманию физического материала, позволяет снять напряжение во время урока и создает положительный эмоциональный настрой для прохождения дальнейшего материала, что помогает формированию познавательного интереса к предмету.