Системно-деятельностный подход при проектировании уроков
Давыдова Вера Афанасьевна,
учитель физики, высшая квалификационная категория,
ГБОУ школа № 558 Санкт-Петербурга
Реализация системно - деятельностного подхода при проектировании уроков
1.Краткая аннотация работы:
данная работа раскрывает принципы, приемы построения урока в рамках системно
- деятельностного подхода, формы организации деятельности учащихся.
2. Содержание
2.1. Ведение
2.2. Задачи современного образования
2.3. Принципы построения современного урока
2.4. Виды универсальных учебных действий, формируемых на уроке
2.5. Приемы и формы организации деятельности учащихся
2.6. Заключение
2.7. Технологическая карта урока астрономии
3. Список использованных источников и литературы
2.1. Ведение
В соответствии с приказом от 6 октября 2009г. №413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего общего образования» определены главные задачи современного образования: адаптация учащихся к жизни, привитие навыков самообразования, творческое использование полученных знаний. Исходя из поставленных задач, определена система требований к современному уроку, изложенная в Стандарте общего образования.
Методологической основой Стандарта является системно – деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, становление навыков самообразования, готовность к профессиональному самоопределению.
2.2. Задачи современного образования
Метод обучения, при котором учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется системно-деятельностным подходом.
Данный метод обучения обеспечивает:
- формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды, осуществляющей образовательную деятельность;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья учащихся.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- выполнение развивающей задачи образования на основе освоения универсальными учебными действиями ;
- выполнение общеобразовательной задачи через организацию образовательной деятельности в виде взаимодействия участников образовательного процесса, их сотрудничества;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
- использование образовательных технологий, способствующих повышению качества образования;
- разнообразие организационных форм учебных занятий;
- воспитание и развитие качеств личности в соответствии с требованиями современного информационного общества;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.
Системно - деятельностный подход наиболее полно описывает психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся.
2.3. Принципы построения современного урока
Реализация технологии деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов (дидактика – теория обучения, дающая научное обоснование его содержанию, методов и организационных форм):
Принцип деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Это способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – осуществление преемственности между всеми ступенями и этапами обучения.
Принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире. Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможнсть освоениея содержания образования на максимальном для него уровне и при этом обеспечить усвоение на уровне социально безопасного минимума.
Принцип психологической комфортности – снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися опыта творческой деятельности.
Методические принципы современного урока
1. Субъективизация
2. Метапредметность
3. Деятельностный подход
4. Коммуникативность
5. Рефлексивность
6. Импровизационность
Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт, личностно-ориентированный, индивидуальный характер. На нем создаются условия для формирования компетенций ребенка (компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности), самостоятельной работы ученика, а не учителя.
2.4. Виды универсальных учебных действий (УУД), формируемых на уроке:
- личностные
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные
Личностные:
знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыдливость); желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно, и того, что еще не известно;
- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, ее структурирование;
- моделирование изучаемого содержания;
- логические действия и операции;
- способы решения задач
2.5. Приемы и формы организации деятельности учащихся
Реализация таких целей урока:
- доведение учащихся до обязательного уровня подготовки и создание условий для усвоения учебного материала на более высоких уровнях;
- воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся в приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний в конкретных условиях.
Для этого используются следующие формы обучения:
Общеклассные – уроки, конференции, собеседование, консультации, лабораторно-практическая работы, программное обучение, зачетные уроки.
Групповые – групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие работы.
Индивидуальные – работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Сравнение традиционного и современного подхода к организации урока
Традиционное обучение | Развивающее обучение |
Базируется на фронтальной форме обучения | Опирается на сочетание индивидуальной, групповой фронтальной форме обучения |
Базируется на принципе доступности | Опирается на зону ближайшего развития |
Учащиеся выступают в роли объекта педагогической деятельности | Учащиеся действуют как субъект собственной учебной деятельности |
Ориентировано на усвоение определенной суммы знаний | Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели обучения |
Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания | Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания |
Решая конкретные практические задания, учащиеся усваивают частные способы | На первый план выступают учебные задачи, решая их, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности |
В результате формируется индивид-человек, способный к исполнительской деятельности | Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности |
Современные образовательные технологии на уроках астрономии
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М.Монахов).
Признаки, присущие педагогической технологии:
Концептуальность (научная база)
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Корректируемость
В условиях реализации ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии:
- информационно-коммуникационная технология
- проектная технология
- технология развивающего обучения
- здоровьесберегающая технология
- игровые технологии
- модульная технология
- технология мастерских
- кейс-технология
- технология интегрированного обучения
- педагогика сотрудничества
- групповые технологии
- традиционные технологии (классно-урочная система).
На уроке астрономии особенно необходимым является применение информационно-коммуникативной технологии:
- использование компьютера и средств информации для визуализации различных космических явлений, процессов и объектов (при выполнении лабораторных и исследовательских работ, изложении нового учебного материала и др.);
- применение программно-педагогических средств обучения (электронные презентации, электронные курсы, электронные энциклопедии, компьютерные программы, анимации, интерактивные модели и др.);
-применение компьютерных телекоммуникаций в астрономическом образовании.
Наиболее эффективны интерактивные модели, позволяющие сделать материал наиболее наглядным и интересным, благодаря которым есть возможность наблюдать астрономические явления и процессы, которые нельзя реально продемонстрировать.
Таким образом, применение интерактивных моделей позволяет индивидуализировать дифференцировать процесс обучения астрономии; визуализировать содержание курса астрономии; усиливать мотивацию школьников к предмету; развивать пространственное представление, наглядно-образное мышление.
Использование информационных технологий способствует более глубокому усвоению астрономии, совершенствует методику ее преподавания, мотивирует учащихся к активному изучению астрономии в школе.
2.6. Заключение
На всех этапах обучения астрономии нужно предлагать учащимся различные виды и различные формы учебных занятий. Оптимальной формой проектирования современного урока является технологическая карта. В структуре технологической карты необходимо предусмотреть возможность:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и синхронизации действий учителя и учащихся.
2.7. Технологическая карта урока
Предмет астрономия
Класс 11
Тема: Планеты земной группы
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – продолжить изучение планет Солнечной системы
Метапредметные – самостоятельно сравнить природные условия разных планет земной группы и сделать выводы о существовании жизни на планетах
Личностные – умения выделять в большом материале главное, анализировать материал, содержащийся в справочных таблицах, формулировать логические выводы, сформировать убеждение, что только на Земле сложились условия для возникновения и развития жизни
Цель: формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Задачи:
Сформировать знания на уровне: понятий (планеты земной группы), представлений (природные условия на различных планетах), причинно – следственных связей (Солнечная система – не случайное скопление различных небесных тел); сформировать навыки наблюдений, работы с дополнительными источниками информации.
Развивать личность ребенка: ассоциативно – образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе, развивать монологическую речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, самостоятельность.
Осуществлять: экологическое воспитание, эстетическое воспитание, вызывать у учащихся ощущение причастности к природе, к глобальным общечеловеческим проблемам.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1.Организация начала занятия | Приветствие учителя | Настраиваются на работу, слушают учителя | Приводят в порядок рабочее место |
2. Проверка домашнего задания | - В начале урока вспомним основные характеристики нашей планеты. Проверка по вопросам на экране (приложение 1). Способствует проверке домашнего задания в парах. | Дифференцированная работа по вопросам (приложение 1). Работают в парах. Вспоминают знания, полученные ранее. Сопоставляют свои ответы с ответами других. Выбирают правильные. |
.Умение оценивать личные достижения и достижения своих друзей |
3. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. | - Сегодня на уроке мы продолжаем изучение Солнечной системы. Какие еще планеты в нее входят? Среди них есть такие, которые соизмеримы с Землей по многим параметрам. Что вы знаете об этих планетах? В чем сходство и различие между ними? Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Предлагает учащимся назвать тему урока. Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока: - Что ожидается от вас сегодня на уроке? - Что можно запланировать изучить на уроке? |
Формулируют вслух тему и цель занятия. Понимают учебную задачу, записывают тему урока. | Развивают навыки целеполагания, умения принимать и сохранять учебную задачу. |
4. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивированных вопросов: - Что меня заинтересовало в теме урока? - Что побуждает меня активно работать на уроке? - Какова личная цель у меня на данном уроке? |
Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Выражают свои мысли. Развивают навыки самомотивации. |
5. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала | Организует обсуждение проблемного вопроса: -Есть ли жизнь на других планетах? - Какие природные условия необходимы для возникновения жизни? Предлагает послушать сообщения (презентации) учащихся по отдельным планетам. |
Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают идеи. Дискутируют. Делают вывод: необходимо сравнить природные условия планет с условиями на Земле. Для наглядности сделать сравнительную таблицу, в которой отразить сходства и различия природных условий на разных планетах. |
Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Готовят таблицу к работе. Слушают выступления (презентации) учащихся, анализируют информацию, заполняют таблицу, задают вопросы выступающим. |
6.Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных знаний учащимися. Оказывает помощь учащимся. Создает условия для сравнения информации, занесенной в таблицу. |
Сравнивают результаты заполнения таблицы с демонстрационной версией (приложение 2). Определяют свой уровень усвоения знаний. | Анализируют, находят и исправляют ошибки. |
7.Обобщение и систематизация материала | Организует обсуждение проблемных вопросов на основе полученных на уроке данных о природе планет земной группы. | Выделяют условия для существования жизни. Делают выводы, исходя из сравнения. | Анализируют, систематизируют информацию |
8. Подведение итогов. Рефлексия. | Организует подведение итогов. Способствует размышлению учащихся над вопросами: - Достиг ли целей наш урок? - Какие чувства вы испытываете по отношению к нашей планете? - Как бороться с экологическими проблемами? - Какие конкретные действия вы можете предпринять? |
Подводят итоги работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. |
Отслеживают цель учебной деятельности. |
9. Домашнее задание. | Предлагает изучить из учебника необходимые параграфы. По желанию подготовить сообщение об одной из планет-гигантов, об эксперименте «Фобос» |
Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание. |
Формируются навыки самоорганизации |
Приложение 1 (вопросы для проверки домашнего задания)
1 вариант | 2 вариант |
В чем отличие астероидов от планет? | Почему видны астероиды и планеты? |
Как перемещаются планеты на небесной сфере относительно сторон горизонта? | Какое движение называется прямым, попятным? |
Какие объекты на небесной сфере движутся только в прямом направлении? | Какие планеты можно увидеть только утром и вечером? Почему? |
По какой причине происходят периодические изменения продолжительности дня и ночи на Земле? | По каким данным можно определить массу Земли? |
Какова роль гидросферы на планете Земля? | Что такое парниковый эффект и какова его роль? |
Приложение 2. Сравнение планет земной группы
Общие черты | Различия |
- небольшие размеры и масса: самый маленький – Меркурий, самая большая - Земля; - большая плотность; - медленное осевое вращение (смена суток): min у Земли – 23ч.56мин.4с, max у Венеры – 243,1дня; - мало спутников: у Земли – Луна, у Марса – Фобос и Деймос; - твердая поверхность. |
- Венера вращается в обратном направлении относительно других планет; - углы наклона осей к плоскости орбиты (смена времен года); - сильное отличие в атмосфере. - разные значения температур на поверхности планет; |
3. Список используемых источников:
1. МО и Науки РФ. Приказ от 6 октября 2009г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н, Концепция и содержание профстандарта педагога.
3. В.В. Краевский. Общие основы педагогики. Учебник для студентов высших педагогических заведений. – М : издательский центр «Академия», 2003.
4. http: institute-of-education.com.
Методика обучения астрономии.
Современные образовательные технологии по предмету «Астрономия».
Современный урок.
ИКТ на уроках астрономии.
Проектная деятельность.
Технологическая карта урока.
Внеурочная деятельность по астрономии.
Интерактивные методы обучения.
Интегративный урок астрономии.