Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Системно-деятельностный подход при проектировании уроков

Давыдова Вера Афанасьевна,
учитель физики, высшая квалификационная категория,
ГБОУ школа № 558 Санкт-Петербурга 

Реализация системно - деятельностного подхода при проектировании уроков
1.Краткая аннотация работы:
данная работа раскрывает принципы, приемы построения урока в рамках системно
- деятельностного подхода, формы организации деятельности учащихся.
2. Содержание
2.1. Ведение
2.2. Задачи современного образования
2.3. Принципы построения современного урока
2.4. Виды универсальных учебных действий, формируемых на уроке
2.5. Приемы и формы организации деятельности учащихся
2.6. Заключение
2.7. Технологическая карта урока астрономии
3. Список использованных источников и литературы
2.1. Ведение
В соответствии с приказом от 6 октября 2009г. №413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего общего образования» определены главные задачи современного образования: адаптация учащихся к жизни, привитие навыков самообразования, творческое использование полученных знаний. Исходя из поставленных задач, определена система требований к современному уроку, изложенная в Стандарте общего образования.
Методологической основой Стандарта является системно – деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, становление навыков самообразования, готовность к профессиональному самоопределению.
2.2. Задачи современного образования
Метод обучения, при котором учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется системно-деятельностным подходом.
Данный метод обучения обеспечивает:
- формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды, осуществляющей образовательную деятельность;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья учащихся.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- выполнение развивающей задачи образования на основе освоения универсальными учебными действиями ;
- выполнение общеобразовательной задачи через организацию образовательной деятельности в виде взаимодействия участников образовательного процесса, их сотрудничества;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
- использование образовательных технологий, способствующих повышению качества образования;
- разнообразие организационных форм учебных занятий;
- воспитание и развитие качеств личности в соответствии с требованиями современного информационного общества;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.
Системно - деятельностный подход наиболее полно описывает психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся.
2.3. Принципы построения современного урока
Реализация технологии деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов (дидактика – теория обучения, дающая научное обоснование его содержанию, методов и организационных форм):
Принцип деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Это способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – осуществление преемственности между всеми ступенями и этапами обучения.
Принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире. Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможнсть освоениея содержания образования на максимальном для него уровне и при этом обеспечить усвоение на уровне социально безопасного минимума.
Принцип психологической комфортности – снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися опыта творческой деятельности.
Методические принципы современного урока
1. Субъективизация
2. Метапредметность
3. Деятельностный подход
4. Коммуникативность
5. Рефлексивность
6. Импровизационность
Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт, личностно-ориентированный, индивидуальный характер. На нем создаются условия для формирования компетенций ребенка (компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности), самостоятельной работы ученика, а не учителя.
 
2.4. Виды универсальных учебных действий (УУД), формируемых на уроке:
- личностные
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные
Личностные:
знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыдливость); желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно, и того, что еще не известно;
- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, ее структурирование;
- моделирование изучаемого содержания;
- логические действия и операции;
- способы решения задач
 
2.5. Приемы и формы организации деятельности учащихся
Реализация таких целей урока:
- доведение учащихся до обязательного уровня подготовки и создание условий для усвоения учебного материала на более высоких уровнях;
- воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся в приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний в конкретных условиях.
Для этого используются следующие формы обучения:
Общеклассные – уроки, конференции, собеседование, консультации, лабораторно-практическая работы, программное обучение, зачетные уроки.
Групповые – групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие работы.
Индивидуальные – работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
 
Сравнение традиционного и современного подхода к организации урока

 

Традиционное обучение Развивающее обучение
Базируется на фронтальной форме обучения Опирается на сочетание индивидуальной, групповой фронтальной форме обучения
Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития
Учащиеся выступают в роли объекта педагогической деятельности Учащиеся действуют как субъект собственной учебной деятельности
Ориентировано на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели обучения
Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
Решая конкретные практические задания, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности
В результате формируется индивид-человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
 
Современные образовательные технологии на уроках астрономии
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М.Монахов).
Признаки, присущие педагогической технологии:
Концептуальность (научная база)
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Корректируемость
В условиях реализации ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии:
- информационно-коммуникационная технология
- проектная технология
- технология развивающего обучения
- здоровьесберегающая технология
- игровые технологии
- модульная технология
- технология мастерских
- кейс-технология
- технология интегрированного обучения
- педагогика сотрудничества
- групповые технологии
- традиционные технологии (классно-урочная система).
На уроке астрономии особенно необходимым является применение информационно-коммуникативной технологии:
- использование компьютера и средств информации для визуализации различных космических явлений, процессов и объектов (при выполнении лабораторных и исследовательских работ, изложении нового учебного материала и др.);
- применение программно-педагогических средств обучения (электронные презентации, электронные курсы, электронные энциклопедии, компьютерные программы, анимации, интерактивные модели и др.);
-применение компьютерных телекоммуникаций в астрономическом образовании.
Наиболее эффективны интерактивные модели, позволяющие сделать материал наиболее наглядным и интересным, благодаря которым есть возможность наблюдать астрономические явления и процессы, которые нельзя реально продемонстрировать.
Таким образом, применение интерактивных моделей позволяет индивидуализировать дифференцировать процесс обучения астрономии; визуализировать содержание курса астрономии; усиливать мотивацию школьников к предмету; развивать пространственное представление, наглядно-образное мышление.
Использование информационных технологий способствует более глубокому усвоению астрономии, совершенствует методику ее преподавания, мотивирует учащихся к активному изучению астрономии в школе.
2.6. Заключение
На всех этапах обучения астрономии нужно предлагать учащимся различные виды и различные формы учебных занятий. Оптимальной формой проектирования современного урока является технологическая карта. В структуре технологической карты необходимо предусмотреть возможность:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и синхронизации действий учителя и учащихся.
 
 
2.7. Технологическая карта урока
Предмет астрономия
Класс 11
Тема: Планеты земной группы
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – продолжить изучение планет Солнечной системы
Метапредметные – самостоятельно сравнить природные условия разных планет земной группы и сделать выводы о существовании жизни на планетах
Личностные – умения выделять в большом материале главное, анализировать материал, содержащийся в справочных таблицах, формулировать логические выводы, сформировать убеждение, что только на Земле сложились условия для возникновения и развития жизни
Цель: формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Задачи:
Сформировать знания на уровне: понятий (планеты земной группы), представлений (природные условия на различных планетах), причинно – следственных связей (Солнечная система – не случайное скопление различных небесных тел); сформировать навыки наблюдений, работы с дополнительными источниками информации.
Развивать личность ребенка: ассоциативно – образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе, развивать монологическую речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, самостоятельность.
Осуществлять: экологическое воспитание, эстетическое воспитание, вызывать у учащихся ощущение причастности к природе, к глобальным общечеловеческим проблемам.
 
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1.Организация начала занятия Приветствие учителя Настраиваются на работу, слушают учителя Приводят в порядок рабочее место
2. Проверка домашнего задания - В начале урока вспомним основные характеристики нашей планеты. Проверка по вопросам на экране (приложение 1). Способствует проверке домашнего задания в парах. Дифференцированная работа по вопросам (приложение 1).
Работают в парах.
Вспоминают знания, полученные ранее. Сопоставляют свои ответы с ответами других. Выбирают правильные.
.Умение оценивать личные достижения и достижения своих друзей
3. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. - Сегодня на уроке мы продолжаем изучение Солнечной системы. Какие еще планеты в нее входят? Среди них есть такие, которые соизмеримы с Землей по многим параметрам. Что вы знаете об этих планетах? В чем сходство и различие между ними? Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Предлагает учащимся назвать тему урока. Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока:
- Что ожидается от вас сегодня на уроке?
- Что можно запланировать изучить на уроке?
Формулируют вслух тему и цель занятия. Понимают учебную задачу, записывают тему урока. Развивают навыки целеполагания, умения принимать и сохранять учебную задачу.
4. Мотивирование к учебной деятельности Способствует обсуждению мотивированных вопросов:
- Что меня заинтересовало в теме урока?
- Что побуждает меня активно работать на уроке?
- Какова личная цель у меня на данном уроке?
Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. Выражают свои мысли. Развивают навыки самомотивации.
5. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала Организует обсуждение проблемного вопроса:
-Есть ли жизнь на других планетах?
- Какие природные условия необходимы для возникновения жизни?
Предлагает послушать сообщения (презентации) учащихся по отдельным планетам.
Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают идеи. Дискутируют.
Делают вывод: необходимо сравнить природные условия планет с условиями на Земле.
Для наглядности сделать сравнительную таблицу, в которой отразить сходства и различия природных условий на разных планетах.
Выражают свои мысли в соответствии с задачей.
Готовят таблицу к работе.
Слушают выступления (презентации) учащихся, анализируют информацию, заполняют таблицу, задают вопросы выступающим.
6.Закрепление изученного материала Организует самоанализ усвоенных знаний учащимися.
Оказывает помощь учащимся.
Создает условия для сравнения информации, занесенной в таблицу.
Сравнивают результаты заполнения таблицы с демонстрационной версией (приложение 2). Определяют свой уровень усвоения знаний. Анализируют, находят и исправляют ошибки.
7.Обобщение и систематизация материала Организует обсуждение проблемных вопросов на основе полученных на уроке данных о природе планет земной группы. Выделяют условия для существования жизни. Делают выводы, исходя из сравнения. Анализируют, систематизируют информацию
8. Подведение итогов. Рефлексия. Организует подведение итогов.
Способствует размышлению учащихся над вопросами:
- Достиг ли целей наш урок?
- Какие чувства вы испытываете по отношению к нашей планете?
- Как бороться с экологическими проблемами?
- Какие конкретные действия вы можете предпринять?
Подводят итоги работы на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию.
Отслеживают цель учебной деятельности.
9. Домашнее задание. Предлагает изучить из учебника необходимые параграфы.
По желанию подготовить сообщение об одной из планет-гигантов, об эксперименте «Фобос»
Выбирают задания, которые будут выполнять дома.
Записывают домашнее задание.
Формируются навыки самоорганизации
 
Приложение 1 (вопросы для проверки домашнего задания)
1 вариант 2 вариант
В чем отличие астероидов от планет? Почему видны астероиды и планеты?
Как перемещаются планеты на небесной сфере относительно сторон горизонта? Какое движение называется прямым, попятным?
Какие объекты на небесной сфере движутся только в прямом направлении? Какие планеты можно увидеть только утром и вечером? Почему?
По какой причине происходят периодические изменения продолжительности дня и ночи на Земле? По каким данным можно определить массу Земли?
Какова роль гидросферы на планете Земля? Что такое парниковый эффект и какова его роль?
 
Приложение 2. Сравнение планет земной группы
Общие черты Различия
- небольшие размеры и масса: самый маленький – Меркурий, самая большая - Земля;
- большая плотность;
- медленное осевое вращение (смена суток): min у Земли – 23ч.56мин.4с, max у Венеры – 243,1дня;
- мало спутников: у Земли – Луна, у Марса – Фобос и Деймос;
- твердая поверхность.
- Венера вращается в обратном направлении относительно других планет;
- углы наклона осей к плоскости орбиты (смена времен года);
- сильное отличие в атмосфере.
- разные значения температур на поверхности планет;

 
 
3. Список используемых источников:
1. МО и Науки РФ. Приказ от 6 октября 2009г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н, Концепция и содержание профстандарта педагога.
3. В.В. Краевский. Общие основы педагогики. Учебник для студентов высших педагогических заведений. – М : издательский центр «Академия», 2003.
4. http: institute-of-education.com.
Методика обучения астрономии.
Современные образовательные технологии по предмету «Астрономия».
Современный урок.
ИКТ на уроках астрономии.
Проектная деятельность.
Технологическая карта урока.
Внеурочная деятельность по астрономии.
Интерактивные методы обучения.
Интегративный урок астрономии.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»