Современный урок физики требования ФГОС
и их реализация в образовательном процессе
Пешкова Виктория Олеговна
Какие же требования предъявляются к современному уроку:• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• время сбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока – дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи и т.д.
Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Современный урок должен развивать познавательную активность школьников, мышление, творческие способности. Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно-ориентированный подходы в обучении к своим ученикам. Урок должен содержать разные виды деятельности. Учитель работает с новыми компьютерными технологиями, имеется возможность использования интерактивной доски. На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Успешность современного урока зависит, конечно же, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке – все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и порой «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества тоже должны присутствовать на современном уроке.
Современный урок – это урок, расширяющий пространство образования личности, области и сферы взаимодействия, практико-ориентированный через формирование личностного смысла обучения, целеполагание и выбор, метапредметный (интегрированный урок).
Современный урок физики – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный урок, значит, важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе. Как же построить такой урок? Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представляется в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. На современном уроке физике основным методом обучения должен стать деятельностный метод, обеспечивающий системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Учитель в этом случае выступает как организатор поисковой деятельности учеников, он должен подвести детей к самостоятельному «открытию» нового для них знания. В ходе такого образовательного процесса у учащихся формируются необходимые общеучебные компетенции, формируется умение учиться. На современном уроке физики учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектировать новые способы действий, формировать собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе. Например: 1. У вас в руках две пружины. Сможете ли вы найти отношение их жесткостей, имея в распоряжении только линейку?
2. Оцените жесткость собственного позвоночника, если утром вы на 2 – 3 см длиннее, чем вечером. Проверьте?
3. Почему с сумками в руках по скользкой дороге идти легче?
Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года, новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в основной и старшей школе и, в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учителю необходимо изменить привычный образ мыслей и действий, структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика на уроке. Ему необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей. Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке физики организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы». Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок физики, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Современный урок физики – это урок, с которого не хочется уходить…
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала и технологии его подачи.
Список литературы
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - М.:Аркти, 2006 г.
2. Пахомова Н.Ю. Методика учебного проекта в образовательном учреждении. – М. Просвещение. 2005 г.
3. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М., Просвещение, 2005 г.
4. Просвещение, 1995.Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Том 1. 2014 г. 190
5. Групповая работа школьников в обучении / Сост. Протасов И.Ф. – Новгород, 1989.
6. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2000. №4. – с. 94- 97.
7. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1984.
8. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
9. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Ростов н/Дону, «Учитель», 2001.