Элективный курс в рамках предпрофильной подготовки для 9 класса
Физика в нашей жизни
Шерунова Светлана Александровна,
учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ Школы №100 г.о.Самара
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАучитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ Школы №100 г.о.Самара
Данный курс предназначен для обучающихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 35 часов (1час в неделю).
Цель курса:
- создать условия для формирования и развития у обучающихся практических умений в области физического эксперимента;
- расширить кругозор обучающихся, познакомив их с явлениями, имеющими научное и прикладное значение в повседневной жизни;
- совершенствовать умение осознанно использовать знания о физических явлениях и законах, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся, интереса к физике, формированию научного мировоззрения, усвоению сущности метода научного познания природы.
- развитие интереса к изучению физики и ознакомление с методами проведения физического эксперимента;
- развитие научных взглядов на экологические проблемы;
- развитие творческих способностей, умения работать в группе, ведения дискуссии, отстаивать свою точку зрения;
- создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
девятиклассников, развивает их учебную мотивацию, включает материал по углубленному изучению излагаемых в школьной программе тем, предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс.
В процессе обучения обучающиеся совершенствуют следующие умения:
- наблюдать и изучать явления;
- описывать результаты наблюдений;
- выполнять измерения;
- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
- работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
На занятиях используются физические приборы, дидактические материалы (описания приборов, технологии изготовления, инструкции к лабораторным экспериментам, теоретические и экспериментальные задачи, задания для организации учебных исследований; научная, научно-популярная и учебная литература).
Формы контроля: устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; отчёты, презентации; защита и обсуждение результатов исследования.
Учащиеся получают зачёт при выполнении не менее 4 обязательных работ (защита презентаций, проверка отчёта и собеседование по выполненной лабораторной работе), представленных в установленный срок, с соблюдением требований к оформлению. Дополнительные баллы выставляются за использование интернет-технологий; публичную презентацию своей работы (конкурс, семинар, публикация и т.п.).
Содержание курса согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по физике для базового уровня и предполагает изучение и сравнительный анализ физических процессов, происходящих в различных объектах живой природы и в технике. Иллюстрируется и доказывается общность и универсальность физических законов. Это даёт учащимся возможность осознать место человека в окружающем мире. У них формируется общая система знаний о мире, на основе межпредметных связей в биологии, физике и медицине. Данный элективный курс служит внутрипрофильной специализации обучения, позволяет более полно реализовать межпредметные связи. Лабораторные работы, выполняемые в предпрофильном курсе, учат школьников применять на практике физические знания, полученные при изучении курса физики. Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе профессии.
Тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лек-ция | практ. | семи-нар | ||||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | Защита презентаций | |
2 | Физика в природе | 10 | ||||
|
1 | 1 | Проверка отчёта | |||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Сообщение | ||
|
1 | 1 | Проверка отчёта | |||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Защита презентаций | ||
|
1 | 1 | Проверка отчёта | |||
|
1 | 0,25 | 0,75 | Защита презентаций | ||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Сообщение | ||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Проверка отчёта. | ||
|
1 | 1 | Проверка отчёта | |||
|
1 | 0,25 | 0,75 | Защита презентаций | ||
Физика в технике | 6 | |||||
|
1 | 1 | Сообщение | |||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Сообщение | ||
|
1 | 1 | Сообщение | |||
|
1 | 1 | Проверка отчёта | |||
|
1 | 0,25 | 0,75 | Защита презентаций | ||
|
1 | 0,25 | 0,75 | Защита презентаций | ||
Физика в быту | 7 | |||||
|
1 | 0,25 | 0,75 | Защита презентаций | ||
|
1 | 1 | Проверка отчёта | |||
|
1 | 1 | Защита презентаций | |||
|
1 | 1 | Собеседование по результатам выполнения лабораторной работы. Проверка отчёта | |||
|
1 | 0,25 | 0,75 | Сообщение | ||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Защита презентаций | ||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Сообщение | ||
Физика. Человек и здоровье. | 7 | |||||
|
1 | 0,25 | 0,75 | Защита презентаций | ||
|
1 | 1 | Проверка отчёта | |||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Защита презентаций | ||
|
1 | 1 | Защита презентаций | |||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Защита презентаций | ||
|
1 | 0,5 | 0,5 | Сообщение | ||
|
1 | 0,25 | 0,75 | Защита презентаций | ||
|
1 | 1 | Проверка отчёта | |||
Резервное время | 2 | 2 | ||||
Итого | 35 | 10 | 15 | 10 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Факультативный курс физики: 8 кл. Учеб.пособие для учащихся/О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов, А.В.Пономарёва. – 3-е изд., перераб. –М.:Просвещение, 1985.
- Физика и экология 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию/сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова. - Волгоград: Учитель 2003.
- Занимательные вечера по физике в средней школе: Кн. для учителя./сост. Л.И. Юфанова. – М.: Просвещение, 1990.
- Физика – юным: Теплота. Электричество. Кн. для внеклассного чтения. 7 кл./Сост. М.Н.Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.
- Практические работы по физике с экологическим содержанием: Естественнонаучный профиль. 9-11 классы./Сёмке А.И. – М.: Чистые пруды, 2008. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып.22).
Содержание курса
Введение (2ч)
Беседа о целях курса, задачах, знакомство с некоторыми вопросами, структурой и содержанием. Вводная лекция о значении физических законов и экспериментов (фундаментальных, занимательных), которые являются отражением научного метода познания, присущего.
Физика. Человек. Окружающий мир.
Графическое представление результатов измерений.
Физика в профессиях человека. Безопасность труда и правила безопасности.
Физика в природе (10ч)
Строение вещества. Экология. Физические характеристики организмов растений, животных.
Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Эхо в мире живой природы. Роль ультразвуков и инфразвуков в живой природе.
Поверхностное натяжение для насекомых и птиц.
Влияние засоленности воды на температуру льдообразования.
Рычаги в природе.
Лабораторные работы и эксперимент:
«Измерение давления твёрдого тела»
«Определение загрязнённости воздуха»
«Электрические явления в растениях»
«Определение удельной теплоты плавления льда»
Физика в технике (6ч)
Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане. Образование конвекционных потоков в промышленных зонах. Тяга. Механизм рассеивания выбросов с помощью высоких труб. Литейное производство. Коррозия металлов.
Достижения современной радиоэлектроники, автоматики и компьютерной техники в транспорте, медицине, в сельском хозяйстве, промышленности.
Правила безопасности при сборке электрических цепей, при работе с электрическими сетями и приборами.
Проекционная аппаратура. Фотоаппарат и его устройство.
Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине (физические основы диагностик).
Лабораторные работы и эксперимент:
«Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов»
Физика в быту (7ч)
Теплоизоляция в быту как метод сбережения энергоресурсов. Бытовые приборы их характеристики и устройство.
Смачивание и капиллярность. Сообщающиеся сосуды. Фонтан.
Отражённый свет и его мнимые источники. Источники люминесцентного света. Искусственное освещение. Устройство лампы накаливания.
Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона.
Лабораторные работы и эксперимент:
«Сборка простейшей цепи имитации карманного фонаря, измерение силы тока накала лампы и напряжения на выводах батареи»
«Поверхностное натяжение в опытах с мыльными пузырями»
«Оценка микроклимата в классных помещениях».
Физика. Человек и здоровье. (8ч)
Физические характеристики организма человека. Голосовой и слуховой аппарат человека. Шум воздействие шума на человека. Вестибулярный аппарат.
Температура и человек. Критические для человеческого организма температуры.
Атмосфера и человек. Влияние атмосферы на здоровье человека. Магнитное поле и живые организмы. Магнитное поле Земли и Солнца.
Свет и зрение. Глаз как живой оптический прибор. Бинокулярность. Цветовое зрение. Оптические иллюзии.
Самостоятельные исследования (ориентировочные, индивидуальные или групповые):
«Способы увеличения значений сил, развиваемых человеком».
«Оценка суточных энергетических затрат человека».
Исследование зрения:
-Наблюдение работы хрусталика при различном удалении предмета от глаза, выявление расстояния наилучшего зрения.
-Наблюдение работы зрачка при различной освещённости наблюдаемого объекта.
-Оценка видимости предмета правым и левым глазом.
Резервное время (2ч)
Экскурсии