Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Элективный  курс в рамках предпрофильной подготовки для 9 класса

Физика в нашей жизни

Шерунова Светлана Александровна,
учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ Школы №100 г.о.Самара
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
        Данный курс предназначен для обучающихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 35 часов (1час в неделю).
        Цель курса:
  • создать условия для формирования и развития у обучающихся  практических умений в области физического эксперимента;
  • расширить кругозор  обучающихся, познакомив их с явлениями, имеющими научное и прикладное значение в повседневной жизни;
  • совершенствовать  умение  осознанно использовать знания о физических явлениях и законах, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;
  • способствовать развитию творческих способностей  обучающихся, интереса к физике, формированию научного мировоззрения, усвоению сущности метода научного познания природы.
       Задачи:
  • развитие интереса к изучению физики и ознакомление с методами проведения физического эксперимента;
  • развитие научных взглядов на экологические проблемы;
  • развитие творческих способностей, умения работать в группе, ведения дискуссии, отстаивать свою  точку зрения;
  • создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям
девятиклассников,  развивает их учебную мотивацию, включает материал по углубленному изучению излагаемых в школьной программе тем, предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс.
          В процессе обучения обучающиеся совершенствуют следующие умения:
  • наблюдать и изучать явления;
  • описывать результаты наблюдений;
  • выполнять измерения;
  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
  • работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
          Формы обучения: рассказ, беседа, учебная дискуссия, работа с текстами (поиск информации в интернете), демонстрация, лабораторные и практические занятия.
           На занятиях используются физические приборы, дидактические материалы (описания приборов, технологии изготовления, инструкции к лабораторным экспериментам, теоретические и экспериментальные задачи, задания для организации учебных исследований; научная, научно-популярная и учебная литература).
           Формы контроля: устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; отчёты, презентации; защита и обсуждение результатов исследования.
           Учащиеся получают зачёт при выполнении не менее 4 обязательных работ (защита презентаций, проверка отчёта и собеседование по выполненной лабораторной работе), представленных в установленный срок, с соблюдением требований к оформлению. Дополнительные баллы выставляются за использование интернет-технологий; публичную презентацию своей работы (конкурс, семинар, публикация и т.п.).
           Содержание курса согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по физике для базового уровня и предполагает изучение и сравнительный анализ физических процессов, происходящих в различных объектах живой природы и в технике. Иллюстрируется и доказывается общность и универсальность физических законов. Это даёт учащимся возможность осознать место человека в окружающем мире. У них формируется общая система знаний о мире, на основе межпредметных связей в биологии, физике и медицине. Данный элективный курс служит внутрипрофильной специализации обучения, позволяет более полно реализовать межпредметные связи. Лабораторные работы, выполняемые в предпрофильном курсе, учат школьников применять на практике физические знания, полученные при изучении курса физики.   Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе профессии.       
 
 
Тематический план
№ п/п Тема Всего часов В том числе Форма контроля
Лек-ция практ. семи-нар
1 Введение 2 1 1   Защита презентаций
2 Физика в природе 10        
 
  1. Измерение давления твёрдого тела
1   1   Проверка отчёта
 
  1. Экология
1 0,5 0,5   Сообщение
 
  1. Определение загрязнённости воздуха
1   1   Проверка отчёта
 
  1. Физические характеристики организмов растений, животных
1 0,5   0,5 Защита презентаций
 
  1. Электрические явления в растениях
1   1   Проверка отчёта
 
  1. Биоакустика рыб.
Роль ультразвуков и инфразвуков в живой природе
1 0,25   0,75 Защита презентаций
 
  1. Поверхностное натяжение для насекомых и птиц
1 0,5   0,5 Сообщение
 
  1. Влияние засоленности воды на температуру льдообразования
1 0,5   0,5 Проверка отчёта.
 
  1. Определение удельной теплоёмкости льда
1   1   Проверка отчёта
 
  1. Рычаги в природе
1 0,25   0,75 Защита презентаций
  Физика в технике 6        
 
  1. Образование конвекционных потоков в промышленных зонах
1 1     Сообщение
 
  1. Литейное производство
1 0,5   0,5 Сообщение
 
  1. Достижения современной радиоэлектроники, автоматики и компьютерной техники
1 1     Сообщение
 
  1. Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов
1   1   Проверка отчёта
 
  1. Проекционная аппаратура
1 0,25   0,75 Защита презентаций
 
  1. Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине
1 0,25   0,75 Защита презентаций
  Физика в быту 7        
 
  1. Теплоизоляция в быту как метод сбережения энергоресурсов.
1 0,25   0,75 Защита презентаций
 
  1. Оценка микроклимата в классных помещениях
1   1   Проверка отчёта
 
  1. Бытовые приборы и их характеристики и устройство
1   1   Защита презентаций
 
  1. Сборка простейшей цепи имитации карманного фонаря, измерение силы тока накала лампы и напряжения на выводах батареи»
1   1   Собеседование по результатам выполнения лабораторной работы. Проверка отчёта
 
  1. Смачивание и капиллярность
1 0,25   0,75 Сообщение
 
  1. Отражённый свет и его источники
1 0,5 0,5   Защита презентаций
 
  1. Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона
1 0,5   0,5 Сообщение
  Физика. Человек и здоровье. 7        
 
  1. Физические характеристики организма человека.
1 0,25   0,75 Защита презентаций
 
  1. Способы увеличения значений сил, развиваемых человеком
1   1   Проверка отчёта
 
  1. Температура и человек
1 0,5   0,5 Защита презентаций
 
  1. Оценка суточных энергетических затрат человека
1   1   Защита презентаций
 
  1. Атмосфера и человек.
1 0,5   0,5 Защита презентаций
 
  1. Свет и зрение
1 0,5   0,5 Сообщение
 
  1. Глаз как живой оптический прибор
1 0,25   0,75 Защита презентаций
 
  1. Исследование зрения
1   1   Проверка отчёта
  Резервное время 2   2    
  Итого 35 10 15 10  
 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Факультативный курс физики: 8 кл. Учеб.пособие для учащихся/О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов, А.В.Пономарёва. – 3-е изд., перераб. –М.:Просвещение, 1985.
  2. Физика и экология 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию/сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова. -  Волгоград: Учитель 2003.
  3. Занимательные вечера по физике в средней школе: Кн. для учителя./сост. Л.И. Юфанова. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Физика – юным: Теплота. Электричество. Кн. для внеклассного чтения. 7 кл./Сост. М.Н.Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Практические работы по физике с экологическим содержанием: Естественнонаучный профиль. 9-11 классы./Сёмке А.И. – М.: Чистые пруды, 2008. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып.22).
 
 
 
Содержание курса
Введение (2ч)
            Беседа о целях курса, задачах, знакомство с некоторыми вопросами, структурой и содержанием. Вводная лекция о значении физических законов и экспериментов (фундаментальных, занимательных), которые являются отражением научного метода познания, присущего.
           Физика. Человек. Окружающий мир.
           Графическое представление результатов измерений.
           Физика в профессиях человека. Безопасность труда и правила безопасности.
            
Физика в природе (10ч)
         Строение вещества. Экология. Физические характеристики организмов растений, животных.
          Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Эхо в мире живой природы. Роль ультразвуков и инфразвуков в живой природе.
          Поверхностное натяжение для насекомых и птиц.
          Влияние засоленности воды на температуру льдообразования.
          Рычаги в природе.
Лабораторные работы и эксперимент:
«Измерение давления твёрдого тела» 
«Определение загрязнённости воздуха»        
«Электрические явления в растениях»
«Определение удельной теплоты плавления льда»
 
Физика в технике (6ч)
            Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане. Образование конвекционных потоков  в промышленных зонах. Тяга. Механизм рассеивания выбросов с помощью высоких труб.   Литейное производство. Коррозия металлов.
           Достижения современной радиоэлектроники, автоматики и компьютерной техники в транспорте, медицине,  в сельском хозяйстве, промышленности.    
           Правила безопасности при сборке электрических цепей, при работе с электрическими сетями и приборами.
           Проекционная аппаратура. Фотоаппарат и его устройство.
           Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине (физические основы диагностик).        
Лабораторные работы и эксперимент:
«Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов»
 
Физика в быту (7ч)
           Теплоизоляция в быту как метод сбережения энергоресурсов. Бытовые приборы   их характеристики и устройство.
          Смачивание и капиллярность. Сообщающиеся сосуды. Фонтан.
          Отражённый свет и его мнимые источники. Источники люминесцентного света.  Искусственное освещение. Устройство лампы накаливания.
          Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона.
Лабораторные работы и эксперимент:      
«Сборка простейшей цепи имитации карманного фонаря, измерение силы тока накала лампы и напряжения на выводах батареи»
 «Поверхностное натяжение в опытах с мыльными пузырями»
«Оценка микроклимата в классных помещениях».
 
Физика. Человек и здоровье. (8ч)
            Физические характеристики организма человека. Голосовой и слуховой аппарат человека. Шум воздействие шума на человека. Вестибулярный аппарат.
           Температура и человек. Критические для человеческого организма температуры.
           Атмосфера и человек. Влияние атмосферы на здоровье человека. Магнитное поле и живые организмы. Магнитное поле Земли и Солнца.
           Свет и зрение. Глаз как живой оптический прибор. Бинокулярность. Цветовое зрение. Оптические иллюзии.
Самостоятельные исследования (ориентировочные, индивидуальные или групповые):
«Способы  увеличения значений сил, развиваемых человеком».
«Оценка суточных энергетических затрат человека».
Исследование зрения:
-Наблюдение работы хрусталика при различном удалении предмета от глаза, выявление расстояния наилучшего зрения.
-Наблюдение работы зрачка при различной освещённости наблюдаемого объекта.
-Оценка видимости предмета правым и левым глазом.
 
Резервное время (2ч)
Экскурсии
 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»