Физический эксперимент как инструмент развития личности обучающегося
Аслямова Ирина Николаевна,
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 164
Обучение физике - сложнейший педагогический процесс, в ходе которого учащиеся должны овладеть знаниями основ физической науки и умениями применять эти знания в своей практической деятельности. Проблемы совершенствования этого процесса постоянно находятся в центре внимания органов народного образования, и решение этих проблем планируется с учетом развития общества, науки, техники, психологии, педагогики и выдвигаемых ими требований. Результатом обучения должны стать политехническое образование, научное мировоззрение учащихся, их умение ориентироваться и адаптироваться в современных условиях жизни.ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 164
Изучение физики посредством эксперимента дает неограниченные возможности для развития личности обучающихся. Мысль об эксперименте как действенном методе научного познания, о его определяющей роли в обучении и развитии имеет глубокие исторические корни. Эксперимент всегда являлся основой физических знаний. У истоков экспериментального метода в науке и обучении стояли Фалес и Архимед, Галилей и Ньютон, Фарадей и Ломоносов.
Но при этом развитие личностных качеств школьников довольно трудно осуществимо в рамках классической экспериментальной деятельности в школе. Это связано не столько в материальных условиях осуществления физического эксперимента, сколько в несовершенстве методики школьного физического эксперимента, организации фронтального эксперимента учащихся, недостаточной экспериментальной и психологической подготовки учителей к работе в этих условиях.
Решение данной проблемы строится на поисках новых подходов к обучению физики через эксперимент, направленных на развитие личности обучающихся. Для этого стоит рассматривать совершенствование таких видов учебной деятельности, как:
- Демонстрационный эксперимент. Повышая наглядность, экономичность и информативность демонстраций на уроках, можно добиться большей заинтересованности учеников, вовлекая их в процесс исследования.
- Фронтальный эксперимент. Привлечение детей к экспериментальной деятельности формирует не только познавательный интерес, но и способствует развитию творческих способностей школьников, проявляя их личные качества.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Главная задача в образовании - вооружая знаниями, воспитывать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. В своей книге Ян Амос Коменский «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно».
К.Д. Ушинский писал: «Умение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо достойная задача, чем приневолить».
Основной целью работы является развитие познавательного интереса посредством использования на уроках физического эксперимента.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- развить самостоятельность учащихся в поиске новых знаний;
- вовлечь учащихся в научно - исследовательскую деятельность;
- разработать систему обучения, максимально использующую возможности физического эксперимента для получения учащимися знаний
Познавательный интерес - это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков.
Физический эксперимент - это опытное изучение свойств материальных объектов и явлений.
Для достижения эффективности демонстрационного опыта, то есть полного восприятия и осмысления его учащимися необходимо связывать демонстрацию с изложением учебного материала на уроке.
При этом в целях активизации познавательной деятельности учащихся на уроках при проведении демонстрации:
- четко формулировать цель эксперимента, объяснять схему установки, раскрывать методику наблюдения, сообщаю на чем из собранной установки следует фиксировать внимание для обнаружения эффекта демонстрации;
- в целях развития интуитивного мышления ставлю перед учащимися вопрос о результате опыта до его демонстрации. Выслушать предположения, предлагать внимательно наблюдать за проведением опыта. Опыт демонстрировать в начале урока с целью создания проблемной ситуации, а затем для объяснения данного явления;
- отбирать рациональное число опытов по одному и тому же явлению. Например, при изучении явления электромагнитной индукции, чтобы понять сущность данного явления, показывать несколько экспериментов.
- подключать больше количество видов памяти учащихся. С этой целью, наблюдая внимательно за проведением опыта, они записывают название эксперимента, приборы, схему установки, результаты опытов.
С одной стороны, "Использование приборов позволяет расширять природную ограниченность органов чувств человека, отражающих внешний мир в сравнительно узком диапазоне явлений и свойств, обусловленных приспособлением организма к среде". С другой стороны, приобретение и совершенствование трудовых умений и навыков способствует развитию не только физических, но и умственных сил молодого человека, интеллектуальное и творческое начало в трудовом процессе наполняют учебные понятия конкретным смыслом, совершенствуют способы познавательной деятельности учащихся. "Деятельность, которая необходима для развития творческих (именно творческих, а не исполнительских) способностей в детском возрасте, не исчерпывается простой активностью, подвижностью, напряжением физических усилий. Нужна деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности. Другими словами, "работают руки, а ум решает задачи; руки становятся в связи с этим средством развития мышления; руки учат разум". Кроме того, В. А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, что есть особые отделы мозга, отвечающие за творческую деятельность, которые можно активизировать только "...благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой, мудрой работы рук." Важно его замечание о том, что если эти отделы мозга не пробуждены к жизни в годы детства, то пробудить их в дальнейшем уже не удастся.
Практическая трудовая, экспериментальная деятельность всегда связана с затратами не только мышечной, но и нервной энергии. В подтверждение слов В. А. Сухомлинского сошлемся на исследования Я. А. Пономарева, который утверждает, что "Развитие гносеологического механизма психологического познания не беспредельно. Представление об этом механизме построено по примеру развития способности действовать в уме. А она завершает свое развитие к 12-13 годам жизни человека." Еще более категоричен Уильям Глассер, утверждая, что наиболее эффективное развитие личности, ее интеллекта, творческих способностей происходит одновременно с биологическим развитием мозга, которое, в свою очередь, "практически заканчивается к б годам".
Список литературы
1. Оспенникоеа, Е.В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельн ости школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2002. - 375 с.
2. Оспенникоеа, Е.В. Методологическая функция виртуального лабораторного экспер и-мента // Информатика и образование. - 2002, № 11. - С.83-89.
3. Старовиков, М.И. Введение в экспериментальную физику: Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.В. Шукшина, 2003. -190 с.
4. Талхигова Х.С. Методические рекомендации при проведении физического эксперимента в условиях модернизации образования // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике». – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4(6). -332 с.