Формирование навыков Soft-skills на уроке решения задач по физике
Маврина Светлана Анатольевна
Человек знает физику, если он умеет решать задачи.
Энрико Ферми
Физическая задача представляет собой небольшую проблему, которая решается на основе методов физики с использованием в процессе решения логических умозаключений, физического эксперимента и математических действий.Человек знает физику, если он умеет решать задачи.
Энрико Ферми
Физические задачи являются неотъемлемым звеном учебного процесса, обучение их решению относится к практическим методам обучения.
Задача может быть задана словесно, может сопровождаться рисунками, схемами, графиками, таблицами.
В процессе решения задач знания учащихся конкретизируются, создается понимание сущности физических явлений, физические понятия и величины приобретают реальный смысл. Решение задач позволяет сделать знания учащихся осознанными.
Решение задач способствует достижению как предметных, так и метапредметных результатов, заявленных во ФГОС основного и среднего общего образования.
В процессе решения задач у обучающихся формируется способность определять способы действий в рамках предложенных условий, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное.
Большое значение решение задач имеет для формирования умения делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, использовать аналогии и эвристические приемы.
В процессе решения задач могут быть созданы проблемные ситуации.
Но именно решение задач при изучении физики вызывает особые затруднения у части обучающихся.
В классе всегда есть обучающиеся, которые быстро ориентируются в условии задачи и находят решение, но есть обучающиеся, у которых мыслительные процессы не достаточно сформированы и они испытывают сложности в выделении главного, установлении причинно-следственных связей, в определении способов действий.
На уроках решения задач я использую технологию работы в парах переменного состава.
На этапе актуализации знаний обучающиеся работают в парах: проводится краткий взаимный опрос обучающихся по знанию теоретического материала, необходимого для решения задач. Вопросы обучающиеся формулируют самостоятельно.
Затем необходимые теоретические знания актуализируются учителем еще раз с использованием электронной доски.
Далее всем обучающимся предлагается решить одну и ту же задачу. Обычно первыми решают задачу 1-2 обучающихся. Учитель проверяет правильность решения и оформления задачи. Вместе они обсуждают возможные недостатки в решении и оформлении решения задачи.
Затем эти обучающиеся выполняют роль консультантов: они помогают тем обучающимся, которые обратились за помощью. В результате количество консультантов возрастает и так продолжается до тех пор, пока все обучающиеся справятся с решением задачи. При этом каждый обучающийся имеет возможность получить необходимую консультацию и быть консультантом.
Такая организация деятельности обучающихся на уроке способствует формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками, но в то же время позволяет каждому обучающемуся работать в своем темпе.
При такой организации деятельности обучающимся приходится непрерывно проводить самооценку своей деятельности, в результате формируется способность к самостоятельному выявлению и исправлению ошибок.
Каждый обучающийся имеет возможность проявить себя, что способствует формированию положительной мотивации в обучении, познавательной активности и формированию потребности в непрерывном получении знаний.
Описанная выше организация урока решения физических задач способствует формированию Soft-skills компетенций, необходимых для успешной карьеры в будущем:
1. Базовые навыки коммуникации: умение слышать, убеждать, аргументировать.
2. Навыки self-менеджмента (самоконтроля): контроль за своими действиями, состоянием, рациональным использованием времени.
3. Продуктивное мышление: способность управлять мыслями, правильно настраиваться, ориентироваться.
4. Управленческие: умение проявлять инициативу, быть настойчивым, подходить к делу с энтузиазмом.
В заключительной части урока проводится рефлексия. Способы рефлексии могут быть различными.
Например: «Оцени свою работу на уроке»:
1. Сегодня на уроке я научился (лась) ________________________________
2. Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать ____________________
3. Самым неожиданным для меня сегодня стало _______________________
4. Сегодня на уроке я смог (ла) бы сделать лучше______________________
5. Осталось непонятным __________________________________________
или «Оцени свою работу в паре»: