Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование самостоятельности учащихся при выполнении
лабораторных работ в основной школе

Степанова Ольга Борисовна 
Федеральный государственный стандарт основного общего образования определил причины изменений элементов системы образования. Главная причина изменений — развитие личности учащегося, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Главной движущей силой процесса обучения,  развития  мышления учащихся является активизация  познавательных   интересов, проявление которой невозможно без  интереса  к учению. Познавательный интерес представляет собой важнейший фактор развития, обучения и формирования личности ученика.
Известно, что самостоятельную творческую личность формирует самостоятельная, творческая деятельность. Это, прежде всего, относится ко всему учебному процессу.
Актуальность темы связана с возникновением необходимости переосмысления организации самостоятельной деятельности учащихся  на уроках физики в основной школе.  
Кроме того, в экзаменационную работу государственной итоговой аттестации ОГЭ по физике входит экспериментальное задание, которое выпускники  выполняют самостоятельно, что также делает изучение данной темы актуальной.
Физика — это экспериментальная наука, и не маловажную роль играет организация проведения лабораторных работ.
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях «работу руками». Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.
Значение лабораторных занятий по физике заключается в том, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании. При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения: обучающиеся учатся читать и выполнять указания к работе, снимать показания и записывать результаты прямых измерений,  оформлять результаты в виде таблиц и графиков, собирать установку, формулировать цели и вывод, объяснять полученный результат.
Формирование самостоятельности учащихся — одна из основных задач школьного обучения. В рамках требований действующего образовательного стандарта организация учебной деятельности предполагает постепенное и последовательное развитие самостоятельности учащихся. На начальном этапе освоения курса физики основной школы учащиеся выполняют действия, запрограммированные одинаковой для всех «твердой» инструкцией, что является подготовкой к самостоятельному действию. Затем наряду с типовой инструкцией вводятся инструкционные карты, которые позволяют обеспечить перенос обобщенных приемов и методов на решение типовых, но более сложных учебных задач.
Одним из средств  организации самостоятельной работы учащихся основной школы при выполнении фронтальных лабораторных работ являются  инструкции учебника, инструкционные карты, указания учителя.
Обычная инструкция  и инструкционная карта содержат одинаковые элементы: цель эксперимента (проверяемая гипотеза), перечень оборудования, краткое описание методики проведения опыта (методические указания), правила оформления отчета.
Формирование главных универсальных умений ученика — самостоятельно ставить цель своей деятельности, определять действия, направленные на достижение цели и самостоятельно достигать поставленную цель, связано  с выполнением экспериментальных заданий дополненных списком гипотез.
Применение заданий со списком гипотез позволит учителю осуществлять дифференцированный подход при организации экспериментальных исследований; создать условия для индивидуального выполнения лабораторной работы.
Инструкционные карты составляются учителем.
При проведении фронтальных лабораторных работ в основной школе инструкционная карта выдается каждому учащемуся на месте. Такая индивидуализация позволяет учащимся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в любой момент выполнения работы.
Для того, чтобы инструкционные карты способствовали формированию самостоятельности учащихся при выполнении лабораторных работ в основной школе, необходимо следующее:
  1. Инструкционные карты должны отличаться от инструкции учебника, сохраняя этапы  исследовательской деятельности.
  2. Инструкционные карты должны содержать критерии оценки выполнения экспериментального задания.
  3. Инструкционные карты способствуют формированию самостоятельности при выполнении лабораторных работ.
  4. Использовать инструкционные карты нужно начинать в 7 классе, на раннем этапе формирования экспериментальных умений.
  5. Применение  инструкционных карт для организации лабораторных работ позволяет формировать  у обучающихся  методологические умения необходимые для проведения косвенных измерений.
  6. Использование инструкционных карт способствует формированию самостоятельность учащихся. Поэтому можно продолжать проведение лабораторных работ таким способом, и целенаправленно формировать самостоятельность учащихся.
На современном этапе обучения лабораторные работы как способ формирования экспериментальных умений приобретает новые черты, направленные на развитие каждого ученика, за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, открытия и обобщения знаний, полученных не только из разных источников, но и из приобретенного опыта фронтальных лабораторных работ.
Учитель, проектируя работу учащихся на лабораторных работах, должен учитывать уровень достижений каждого ученика и создавать условия, обеспечивающие возможность формирования экспериментальных умений: читать и выполнять указания к работе, снимать показания и записывать результаты прямых измерений,  оформлять результаты в виде таблиц и графиков, собирать установку, формулировать цели и вывод, объяснять полученный результат, анализировать отдельные этапы проведения исследований.
Поскольку любой эксперимент предполагает проверку результатов измерений на достоверность, у учащихся должно быть осознание и понимание о погрешностях измерений, то есть они должны анализировать полученный результат.
Задачей учителя является организация познавательной деятельности учащегося, помощь ученику в самостоятельном продвижении к цели.
И тогда знания, полученные на уроках физики,  ребята  будут применять  как единую систему, что поможет им реализовать себя в жизни более успешно, стать более уверенными, самостоятельными.
 
Список использованных источников информации:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена президентом РФ   04.02.2010 г., ПР-271
2. Физика. Планируемые результаты. Система знаний 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А.А. Фадеева, Г.Г. Никифоров, М.Ю. Демидова, В.А. Орлов/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Издательство «Просвещение», 2014
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) Утвержден приказом Министерства и образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»