Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Применение техники Синквейн на уроках физики в условиях реализации ФГОС

Горбушина Яна Александровна
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт обращает наше внимание на необходимость личностного результата освоения образовательной программы студентами и учениками. Вследствие этого определяющими показателями которого являются “готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению <...> способность ставить цели и строить жизненные планы”.
В качестве одного из эффективных и интересных методов закрепления нового материала последнее время стала очень популярной такая техника развития критического мышления как синквейн. Слово синквейн в переводе с французского языка – “стихотворение из пяти строк”. История возникновения синквейна сравнительно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса А. Крэпси, опираясь на японские стихи – хоку (хайку) – маленькие стихи, состоящие из трёх строк без рифмы. С конца 1990-х годов данная технология стала внедряться в отечественной педагогике. Основная задача синквейна – научить ребенка мыслить максимально емко, умению выражать свои мысли кратко, четко и понятно. Существуют два основных правила составления синквейнов: первое правило составления классических синквейнов заключается в строгом подсчете слогов в каждой из пяти строк второе правило основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление синквейна по второму правилу является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить наиболее существенное, присущее тому или иному объекту, делать выводы и кратко их формулировать. Традиционно основная часть творческой работы на уроках физики относится к практическим работам, где можно «воплощать в жизнь» идеи в соответствии с теми или иными физическими законами. В то же время теоретический материал, состоящий из определений и формул, чаще всего очень сухой и дается студентам тяжело, потому что не может их заинтересовать.
В своей преподавательской деятельности я начала применять немного измененный способ написания синквейна, так как основной его целью становится закрепление и понимание нового материала через игровую составляющую.
При составлении пятистишья используются следующие правила:
1 строкаодно из основных определений, которое было изучено на уроке. Здесь могут быть использовано деление группы на несколько вариантов или группы в зависимости от сложности выбранного определения.
2 строкадва глагола к определению, отражающие физический смысл выбранного слова.
3 строкатри прилагательных относящихся к исходному слову, отражающие его физический смысл.
4 строка – предложение или фраза, состоящие из четырех и более слов, завуалировано указывающие на изучаемое понятие не называя его.
5 строкаодно существительное или наречие, связанное по физическому смыслу с определением в первой строке.
Посмотрев на правила составления синквейна, можно отметить, что при составлении второй, третьей и пятой строки обучающимся необходимо обратиться к записям, сделанным во время урока, и это учит их находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Основная творческая работа производится при составлении именно четвертой строки, когда им нужно своими словами объяснить тот или иной физический процесс или явление так, чтобы окружающим было понятно о чем идет речь в одном предложении. Чаще всего именно эта часть вызывает больше всего трудностей, но в то же время она наиболее интересна студентам и как показала практика, является наиболее эффективной при подготовке к аттестации, так как дети запоминают не «умное» определение из книжки, а то, которое они составили сами на основе своего видения мира, жизненного опыта и способа мышления.
Изучить этот приём работы с текстом можно на уроках литературы, русского языка, риторики, а использовать можно на всех предметах и во внеклассной работе.
Пример синквейна:
  1. физика
  2. раскрывает (тайны мира), изучает (окружающий мир)
  3. теоретическая, экспериментальная, точная
  4. наука, изучающая все, что находится вокруг нас
  5. теория

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»