Неимитационные методы активного обучения в игровой форме
Кривая Илона Аршалиевна
В данной работе представим нетрадиционный тип проведения коллоквиума в курсе физики, который может осуществляется при обучении и контроле знаний учащихся. Это – коллоквиум-шоу по теме «Механика», включающий неимитационные методы активного обучения, игровые элементы.
Его сценарий разработан по мотивам телевизионного интеллектуального шоу 1 канала «УМНИЦЫ И УМНИКИ», охватывающего гуманитарные науки (автор программы – профессор МГИМО Ю. Вяземский).
Структура коллоквиума состоит из трех частей.
I. ПРОЛОГ. Пролог состоит из двух конкурсов:
1) конкурс знания физических формул;
2) конкурс красноречия: «Физика в окружающем мире и её роль в жизни человека и технике».
II. АГОН (Агон — у греков всякая борьба или состязание). Основная часть коллоквиума.
III. ЭПИЛОГ ((греч. έπίλογος — послесловие) – заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия).
Предварительно за 2–3 недели перед проведением коллоквиума студенты получают вопросы для подготовки материала включённого в коллоквиум. Также студентам выдается задание подготовить рассказ на тему «Физика и ее роль в окружающем мире и технике» продолжительностью 30 с. Студенты предупреждаются, что при проведении коллоквиума-шоу темы вопросов могут быть предложены в необычной форме (табл. 1).
Таблица 1
№ |
Завуалированные темы | Содержание темы (орден) |
1 | … мерцают в тврди синей Плеяды, Вега, Марс и Орион Бунин И. |
Пространство, время, движение их масштабы |
2 | …быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет Брюсов В. |
Механика, Уровни механики, их границы применимости |
3 | Коперник | Инерциальная система отсчета |
4 | Мудрый Галилей | Тангенциальное, нормальное, полное ускорение. Их направление |
5 | Бесплатный сыр бывает только в мышеловке | Закон сохранения энергии |
6 | Не стреляй по воробьям | Закон сохранения импульса |
7 | «Ледниковый период» | Закон сохранения момента импульса |
8 | Двуликий Янус | Связь между угловыми и линейными кинематическими величинами |
9 | Если я видел дальше, чем другие, это потому, что я стоял на плечах гигантов Ньютон И. |
Законы Ньютона |
10 | В вихре вальса… | Угол поворота, угловая скорость, правило буравчика. Угловое ускорение, его направление |
11 | Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир Архимед |
Уравнение моментов. Основной закон динамики вращательного движения твердого тела, закрепленного на оси |
12 | Живая сила | Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии |
13 | Мертвая сила | Потенциальная энергия. Потенциальное поле |
14 | Упасть с пола невозможно… | Изменение потенциальной энергии |
15 | Не в словах, а действиях своих мы полагаем славу вашей жизни Софокл |
Работа и энергия. Способы изменения энергии тела |
16 | Все, что доступно зрению, слуху и изучению, я предпочитаю Гераклит |
Момент инерции. Теорема Штейнера |
При проведении этого коллоквиума ведущим является преподаватель, результаты оцениваются судьями, состоящим из трёх преподавателей, которые судят о правильности ответов отвечающих, учитывают их количество и качество.
ПРОЛОГ. В этой части участвуют три студента (выбранные преподавателем на конкурсной основе по результатам текущей работы в семестре и уровню подготовки). При проведении конкурса на знание физических формул конкурсантам выдаются карточки с формулами, имеющими недочёты, которые должны быть устранены студентами. Подобные карточки предлагаются всем студентам группы или потока (в зависимости от его величины). Судья оценивает результаты конкурсантов, а остальные студенты сдают карточки ведущему для последующей проверки. После монолога на тему «Физика в окружающем мире и её роль в жизни человека и технике» судья присуждает конкурсантам 1, 2 или 3 место.
АГОН. Перед началом состязания конкурсанты выбирают дорожки, которые они должны преодолеть, отвечая на вопросы коллоквиума. Красная - предполагает 2 вопроса, отвеченные без ошибок. Если есть ошибка, то предлагаются блиц-вопросы (табл.2). За 20 с должны быть даны правильные ответы на 3 вопроса, при неверном ответе, конкурсант покидает дорожку. На жёлтой дорожке (3 вопроса) можно допустить один неверный ответ, на зеленой (4 вопроса) и 2 ошибки. Победителем оказывается тот, кто первый преодолеет дорожку.
Таблица 2
Вопросы-блиц | ||
1.Поступательное движение? | 1.Вращательное движение? | 1.Как направлен вектор скорости по отношению к траектории движения? |
2.Изолированная система? | 2.Какие силы центральные? | 2.Какое поле потенциальное? |
3. Мощность? | 3.Какое поле однородное? | 3.Что значит парное взаимодействие? |
Находящиеся на экране 4 вопроса в завуалированной форме предлагаются конкурсантам. По очереди они делают выбор, если ответ на вопрос не получен, то он задается аудитории. Студент в аудитории, правильно ответивший, получает орден (ордена предварительно подготовлены). Оставшийся четвертый вопрос предлагается студентам в аудитории.
После этого предлагается следующая четверка вопросов и процесс повторяется. Таким образом, получают ответ на шестнадцать завуалированных ответов, в результате чего выявляется победитель и «орденоносцы».
После выявления победителя агон заканчивается, затем следует эпилог.
ЭПИЛОГ. В этой части продолжается опрос студентов в аудитории. Правильные ответы поощряются медалями. После исчерпания списка вопросов коллоквиум завершается. Полученные ордена и медали студенты сдают преподавателю. На основании количества орденов и медалей у каждого студента, по качеству ответов на вопросы в карточках лектор оценивает результаты коллоквиума и сообщает их студентам на следующем занятии. Примеры описанных занятий проводимых для студентов ВУЗа и колледжа показывают, каким образом можно создать условия для активной познавательной деятельности студентов. Используя комплекс разнообразных технологий активизации познавательной деятельности, можно повысить мотивацию самостоятельного получения знаний студентами.