Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Неимитационные методы активного обучения в игровой форме

Кривая Илона Аршалиевна
В данной работе представим нетрадиционный тип проведения коллоквиума в курсе физики, который может осуществляется при обучении и контроле знаний учащихся. 
Это – коллоквиум-шоу по теме «Механика», включающий неимитационные методы активного обучения, игровые элементы.
Его сценарий разработан по мотивам телевизионного интеллектуального шоу 1 канала «УМНИЦЫ И УМНИКИ», охватывающего гуманитарные науки (автор программы – профессор МГИМО Ю. Вяземский).
Структура коллоквиума состоит из трех частей.
I. ПРОЛОГ. Пролог состоит из двух конкурсов:
1) конкурс знания физических формул;
2) конкурс красноречия: «Физика в окружающем мире и её роль в жизни человека и технике».
II. АГОН (Агон — у греков всякая борьба или состязание). Основная часть коллоквиума.
III. ЭПИЛОГ ((греч. έπίλογος — послесловие) – заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия).
Предварительно за 2–3 недели перед проведением коллоквиума студенты получают вопросы для подготовки материала включённого в коллоквиум. Также студентам выдается задание подготовить рассказ на тему «Физика и ее роль в окружающем мире и технике» продолжительностью 30 с. Студенты предупреждаются, что при проведении коллоквиума-шоу темы вопросов могут быть предложены в необычной форме (табл. 1).
Таблица 1

 
Завуалированные темы Содержание темы (орден)
1 … мерцают в тврди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион
                                     Бунин И.
Пространство, время, движение их масштабы
2 …быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет
                                       Брюсов В.
Механика, Уровни механики, их границы применимости
3 Коперник Инерциальная система отсчета
4 Мудрый Галилей Тангенциальное, нормальное, полное ускорение. Их направление
5 Бесплатный сыр бывает только в мышеловке Закон сохранения энергии
6 Не стреляй по воробьям Закон сохранения импульса
7 «Ледниковый период» Закон сохранения момента импульса
8 Двуликий Янус Связь между угловыми и линейными кинематическими величинами
9 Если я видел дальше, чем другие, это потому, что я стоял на плечах гигантов
                                   Ньютон И.
Законы Ньютона
10 В вихре вальса… Угол поворота, угловая скорость, правило буравчика. Угловое ускорение, его направление
11 Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир
                                       Архимед
Уравнение моментов. Основной закон динамики вращательного движения твердого тела, закрепленного на оси
12 Живая сила Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии
13 Мертвая сила Потенциальная энергия. Потенциальное поле
14 Упасть с пола невозможно… Изменение потенциальной энергии
15 Не в словах, а действиях своих мы полагаем славу вашей жизни
                                        Софокл
Работа и энергия. Способы изменения энергии тела
16 Все,  что доступно зрению, слуху и изучению,  я предпочитаю
                                       Гераклит
Момент инерции. Теорема Штейнера
 
При проведении этого коллоквиума ведущим является преподаватель, результаты оцениваются судьями, состоящим из трёх преподавателей, которые судят о правильности ответов отвечающих, учитывают их количество и качество.
ПРОЛОГ. В этой части участвуют три студента (выбранные преподавателем на конкурсной основе по результатам текущей работы в семестре и уровню подготовки). При проведении конкурса на знание физических формул конкурсантам выдаются карточки с формулами, имеющими недочёты, которые должны быть устранены студентами. Подобные карточки предлагаются всем студентам группы или потока (в зависимости от его величины). Судья оценивает результаты конкурсантов, а остальные студенты сдают карточки ведущему для последующей проверки. После монолога на тему «Физика в окружающем мире и её роль в жизни человека и технике» судья присуждает конкурсантам 1, 2 или 3 место.
АГОН. Перед началом состязания конкурсанты выбирают дорожки, которые они должны преодолеть, отвечая на вопросы коллоквиума. Красная - предполагает 2 вопроса, отвеченные без ошибок. Если есть ошибка, то предлагаются блиц-вопросы (табл.2). За 20 с должны быть даны правильные ответы на 3 вопроса, при неверном ответе, конкурсант покидает дорожку. На жёлтой дорожке (3 вопроса) можно допустить один неверный ответ, на зеленой (4 вопроса) и 2 ошибки. Победителем оказывается тот, кто первый преодолеет дорожку.
Таблица 2
Вопросы-блиц
1.Поступательное движение? 1.Вращательное движение? 1.Как направлен вектор скорости по отношению к траектории движения?
2.Изолированная система? 2.Какие силы центральные? 2.Какое поле потенциальное?
3. Мощность? 3.Какое поле однородное? 3.Что значит парное взаимодействие?
 
Находящиеся на экране 4 вопроса в завуалированной форме предлагаются конкурсантам. По очереди они делают выбор, если ответ на вопрос не получен, то он задается аудитории. Студент в аудитории, правильно ответивший, получает орден (ордена предварительно подготовлены). Оставшийся четвертый вопрос предлагается студентам в аудитории.
После этого предлагается следующая четверка вопросов и процесс повторяется. Таким образом, получают ответ на шестнадцать завуалированных ответов, в результате чего выявляется победитель и «орденоносцы». 
После выявления победителя агон заканчивается, затем следует эпилог.
ЭПИЛОГ. В этой части продолжается опрос студентов в аудитории. Правильные ответы поощряются медалями. После исчерпания списка вопросов коллоквиум завершается. Полученные ордена и медали студенты сдают преподавателю. На основании количества орденов и медалей у каждого студента, по качеству ответов на вопросы в карточках лектор оценивает результаты коллоквиума и сообщает их студентам на следующем занятии. Примеры описанных занятий проводимых для студентов ВУЗа и колледжа показывают, каким образом можно создать условия для активной познавательной деятельности студентов. Используя комплекс разнообразных технологий активизации познавательной деятельности, можно повысить мотивацию самостоятельного получения знаний студентами.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»