Методическая разработка занятия
Игра по теме « Изменение агрегатных состояний вещества»
Шмелева Гудьджихан Равильевна педагог дополнительного образования
лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
Контингент учащихся: 8-й класс общеобразовательных школ
Технологии: игровая
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Цель: Создать условия для закрепления и расширения знаний о фазовых переходах вещества
Задачи занятия:
1. Обучающие
- научить применять имеющиеся знания к различным теоретическим и практическим заданиям;
-повторить основные законы, определения, понятия и формулы в ходе игры;
-совершенствовать навыки решения качественных и расчётных задач.
2. Развивающие:
- развивать интерес к физике;
- развивать речь учащихся, навыки выступления перед аудиторией;
- развивать логическое мышление;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать культуру общения;
- учить рефлексировать.
3. Воспитательные:
- формировать навыки коллективной работы;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к точке зрения товарищей;
- формировать сознательную дисциплину;
-повышать познавательную деятельность и активность уч-ся;
- воспитывать умение достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи.
Организация игры:
1. Класс делится на 3 команды по 8 человек в каждой. Из числа отличников формируется группа консультантов- наблюдателей (по числу команд). Экран соревнования выводится на интерактивную доску (режим электронной клавиатуры)
2. Команды формируются по принципу равных интеллектуальных возможностей.
3. С группой консультантов заранее проводится инструктаж:
-консультанты должны знать ответы на все вопросы игры;
- ведут наблюдение в обсуждении и решении вопроса
-дают пояснения членам команды в случае неясности вопроса или задания;
-подводят промежуточные и окончательные итоги игры вместе с учителем;
4. Кабинет физики для проведения игры оснащён:
-видеопроектор;
- интерактивная доска
5. Бланки игры:
- для каждой команды распечатываются рабочие листы;
- для консультантов готовится ведомость игры, где отмечается активность членов команды;
-для педагога готовится бланк. где отмечается активность уч-ся, их ответы, участие в дополнениях;
- таблица подведения итогов выводится на интерактивную доску.
Ход игры:
Тур 1. « Говори правильно»
Определения, приведённые ниже имеют ряд неточностей. Попробуйте с помощью дополнительного блока дать правильные формулировки. Время выполнения -7 мин.
Текст размещается на рабочих листах
1. Количество теплоты – это часть внутренней энергии, которую тело получает при теплопередаче.
2. Конвекция – вид теплопередачи, который осуществляется в жидкостях.
3. Удельная теплота плавления – показывает какое количество теплоты, необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1кг, чтобы полностью перевести его в жидкое состояние.
4. Испарение – явление превращения жидкости в пар
5. Конденсация пара сопровождается поглощением энергии.
6. Относительная влажность воздуха – отношение абсолютной влажности воздуха к плотности пара при той же температуре
7. Удельная теплота парообразования показывает какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар.
8. Тепловой двигатель – машина , в которой внутренняя энергия превращается в электрическую энергию
9. КПД теплового двигателя – отношение полной работы двигателя , к энергии, полученной от нагревателя
10. Насыщенный пар – пар, находящийся в равновесии со своей жидкостью
Дополнительный блок:
1. насыщенный
2. происходящее с поверхности жидкости
3. выделение
4. теряет
5. динамическое
6. газы
7. механическая
8. полезная
9. при температуре плавления
10. без изменения температуры.
Тур 2. «Исправленному верить»
В приведённых формулах имеются ошибки. Найдите их и исправьте. Время – 3 мин.
1. Количество теплоты, полученное при нагреванииQ= cm( t1-t2)
2. Количество теплоты, полученное при плавленииQ=λ/ m
3. Количество теплоты, полученное при парообразовании Q= qm
4. Количество теплоты, выделенное при сгорании топлива Q=Lm
5. КПД = Аз / Ап
Тур 3. « Озадаченный»
Вам предстоит решить задачи. Время выполнения 12 мин.
- рассказать содержание рисунка;
- составить задачу по рисунку;
- выбрать формулу для её решения;
- решить задачу.
Задача №1
Какое количество теплоты выделяется при конденсации водяного пара массой 10 кг при температуре 100С и охлаждении образовавшейся воды до 20С?
Задача №2
На карте 3 рисунка, изображающие различные физические явлении я, приборы или установки. Два явления из них логически связаны, а третий рисунок изображает явление не связанное с предыдущим. Задача ученика определить лишний рисунок в данном комплексе.
Тур 4 «Экспериментаторы»
Опыт с нитью
Обмотать стеклянную пробку белой нитью № 10 и поместить в пламя свечи. Зафиксировать время , когда нить обуглится. Повторить опыт, намотав нить на металлический стержень.
Сравнить и объяснить результаты двух опытов.
Опыт с полосатым стаканом
Стакан из тонкого стекла оклеить изнутри полосками белой и чёрной бумаги, напротив каждой полоски снаружи приклеить пластилином кнопки. В центр стакана поместить зажженную свечу. Через некоторое время кнопки отпадают. Объяснить результаты опыта.
Опыт со стержнями
Два стержня: алюминиевый и серебряный одинаковой массы и температуры опустили в кипяток. Сравнить количество теплоты, полученное стержнями от воды.
Опыт с льдом в пробирке
Будет ли плавиться лёд в пробирке, нагреваемой сверху?
Тур 5 Аукцион
На аукцион выставляется лот. Задача: найти как можно больше информации по этому вопросу. Команды отвечают поочерёдно. Лот переходит к команде, которая даёт последний правильный ответ. Время проведения 12 мин.
Лот №1. Перед вами монета. Назвать все её основные физические параметры: диаметр; вещество; длина окружности; толщина; площадь; объём; удельная теплоёмкость; температура плавления; удельная теплота плавления; температура кипения.
Лот №2.Даны графики зависимости температуры тела от времени нагревания. Какая команда сможет прочитать по нему максимум информации.