Шабловская Варвара Станиславовна,
учитель физики,
ГБОУ лицей № 623 имени И.П. Павлова
Выборгского района Санкт - Петербурга
Законы постоянного электрического тока
(8 класс, зачет в игровой форме)
Цели:
- выявить уровень усвоения учащимися теоретического материала по теме
«Закон Ома для участка цепи»;
- выявить уровень навыков решения задач на расчет электрических цепей со смешанным соединением проводников.
Задачи:
Обучающие: |
§повторение и обобщение полученных ранее знаний, использование учебного материала для формирования следующих умений и навыков: - умение отвечать на вопросы, - владение монологической речью, - применение знаний, умений и навыков. |
Воспитательные: |
§ воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся: внимательность, трудолюбие, работоспособность; §воспитание бережного отношения к здоровью; §воспитание бережного отношения к окружающей среде, ответственности за ее сохранение. |
Развивающие: |
§развитие логического и практического мышления как основы технической деятельности. |
План урока:
1. Организационный момент - 1 - 2 мин.
2. Конкурс « Круг силы » - 6 - 7 мин.
3. Литературный конкурс - 3 - 4 мин
4. Конкурс «Электробезопасность» - 4 - 5 мин
5. Аукцион « Энергосбережение» -3 - 4 мин
6. Турнир знатоков – 20 - 22 мин
7. Подведение итогов, рефлексия – 2 - 3 мин
Ход урока:
1. Конкурс «Круг силы тока »
§ Могут соревноваться несколько команд с одинаковымчислом участников.
§ Участники каждой команды садятся в круг.
§ Задания подбираются таким образом, чтобы их можно было выполнить в несколько этапов.
§ На выполнение каждого задания отводится 30 секунд.
§ Задания передаются покругу, почасовой стрелке, посигналу.
§ Во время выполнения заданий можно и советоваться и общаться с любыми соседями справа и слева.
§ Нельзя оставлять у себя бланк задания, если прозвучал сигнал его передачи.
§ Подсчет баллов - за каждое правильно выполненное действие начисляется 10 баллов, за всю правильно решенную задачу еще + 10
2. Литературный конкурс
Ведущие читают фрагмент из литературного произведения и просят объяснить его с физической точки зрения.
К.Г. Паустовский . Подарок
Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи используют электрический ток. Он спросил о нем Рувима «А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»
Вопрос: Как бы вы объяснили деду Митрию, каким образом можно обнаружить электрический ток?
(Ответ: Пища приготовляется благодаря тепловому действию электрического тока.
По тепловому действию можно судить о существовании электрического тока).
А.С. Пушкин. Пиковая дама
Графиня сидела вся желтая , шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; и смотря на нее, можно было подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма
Вопрос: Как вы понимаете сравнение, используемое А.С. Пушкиным?
(Ответ: « В отрывке говориться о физиологическом действии электрического тока. Прохождение электрического через организм человека вызывает непроизвольное сокращение мышц»).
Максимально возможное число баллов-3 (за полный ответ)
3. Конкурс «Электробезопасность»
Каждая команда разыгрывает сценку «Поражение электрическим током». Команда соперников оказывает им первую медицинскую помощь. Максимально количество баллов-5 ( если нет ошибок при оказании помощи)
4. Аукцион «Энергосбережение»
Современный период развития человечества иногда характеризуют через три «Э»: энергетика, экономика, экология. Энергетика в этом ряду занимает особое место. Она является определяющей и для экономики, и для экологии. От нее в решающей мере зависит экономический потенциал государств и благосостояние людей. Она же оказывает наиболее сильное воздействие на окружающую среду, экосистемы и биосферу в целом. Самые острые экологические проблемы (изменение климата, кислотные осадки, всеобщее загрязнение среды и другие) прямо или косвенно связаны с производством, либо с использованием энергии.
Вопрос: что мы можем сделать, чтобы помочь природе?
(Ответ: экономить электроэнергию).
Задание: назвать как можно больше способов экономии электроэнергии в быту
Команда, ответившая последней получает 2 балла
5. Турнир знатоков
Схема турнира
1. Основные правила (как проходит игра в целом):
- движение команд осуществляется против часовой стрелки,
- вопросы для команд подбираются одинаковой сложности,
- время для решения (ответа на вопрос) ограничивается.
2. Правила для основных участников:
- максимально быстро отвечать на вопросы,
- пересаживаться по команде ведущего,
- смена участников по определённому звуковому сигналу.
3. Правило для запасных участников:
запрещается разговаривать и обсуждать ответы на вопросы с основными игроками.
4. Правила для судей:
- наблюдать за правильностью выполнения задания,
- выдавать одинаково сложные вопросы для обеих команд,
- чётко и справедливо определять команду победителя,
- следить за последовательностью прохождения игроков,
присуждать дополнительные баллы за оригинальность решения
5. Правила для ведущего:
-следить за временем смены участников, вести подсчёт верных ответов,
-своевременно подавать сигнал для пересаживания участников, создавать рабочую атмосферу.
6. Подведение итогов, рефлексия
Приложение 1
СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА
Приложение 2
« Круг силы тока »
Задание 1
R12 |
R45 |
R123 |
R |
I |
|
|
|
|
|
Приложение 3
Турнир знатоков
Вопросы
1. Напишите формулу, определяющую силу тока.
2. Чему равно общее сопротивление цепи при последовательном соединении?
3. Какой ток протекает через реостат сопротивлением 60 Ом при напряжении 120В?
4. Написать формулу, определяющую электрическое напряжение?
5.Чему равно общее напряжение при параллельном соединении?
6. От каких величин зависит сопротивление проводника?
7. Запишите формулу для расчета общего сопротивления цепи при параллельном соединении.
8. Проводники сопротивлением 5Ом,1Ом, 10 Ом подключены последовательно. Чему равно полное сопротивление цепи?
9.Через лампу сопротивлением 40 Ом протекает ток 25 А. Чему равно напряжение на лампе?
10. Что можно сказать о силе тока на участках цепи, соединенных последовательно? (записать формулу)
11.Определите полное сопротивление резисторов 6 и 12 Ом, соединенных параллельно?