«Механическое движение» |
|
План – конспект урока физики 7 класс | |
|
|
Выполнила: Махрова Вероника Владимировна Учитель физики Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (7 вида)№ 561 Калининского района Санкт - Петербурга |
|
31. 03.2012 г. | |
Тема урока: Механическое движение
Цель:сформировать понятие механического движения.
Задачи:
Обучающие- Сформировать у учащихся представление об относительности движения и покоя. Ввести новые понятия: тело отсчета, траектория, пройденный путь и указать их отличительные признаки, закрепить полученные теоретические знания на практике.
Развивающие- Развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы
Воспитательные- развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации, осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.
Тип урока:изучение и закрепление нового материала.
Оборудование и материалы к уроку:
· ПК, проектор, экран
· Компьютерная презентация “Механическое движение”
· Компьютерная программа по переводу единиц измерения (S, t)
Методы и приемы, используемые на уроке.
№ п/п | Наименование метода | Входящие в данный метод прием | На каком этапе урока реализован |
1 | Метод упражнений |
Сообщение условия задачи. Приемы записи условия. Прием планирования выполнения упражнения. |
Решение задач с пропусками на перевод единиц. |
2 | Логические |
Обобщение. Систематизация. Конкретизация. |
Формирование понятийного аппарата. Объяснение физических явлений и действий. |
3 | Метод самоуправления учебными действиями | Самостоятельная работа на компьютерах. | Определение требуемой физической величины. |
4 | Наглядный метод | Демонстрация иллюстраций, физических явлений и др. | На каждом этапе урока |
5 | Метод контроля | Устный контроль |
Объяснение явлений или действий. Перевод физических величин. |
Элементы технологии.
№ п/п | Элементы технологии | Действия обучающихся на уроке |
1 | Доминирующие элементы знания |
Учащиеся: – дают четкие определения понятий, явлений, физических величин; – объясняют физические явления, действия. |
2 | Правила усвоения физических величин |
Учащиеся: – дают название физической величины; – указывают единицы измерения в системе СИ; – осуществляют перевод физической величины из одних единиц в другие; – выполняют задания на нахождение указанной величины. |
Ход урока
1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся (3 минуты)
2. Объяснение нового материала.(20 минут)
3. Физкультминутка(3 минуты)
4. Закрепление.(15минут)
5. Домашнее задание (2 минуты)
6. Итог урока.(2 минуты)
1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.(3 минуты)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех на уроке, темой которого является «Механическое движение» (производится запись темы урока в рабочие тетради) Мы с вами изучили строение вещества. Вспомним, что все вещества состоят из…?
Учащиеся.Молекул.
Учитель.Каково поведение молекул в веществе?
Учащиеся.Молекулы в веществе двигаются непрерывно, беспорядочно, хаотично.
Учитель.Но движутся не только молекулы. Движутся люди, животные, небесные тела, словом всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания, т. е. материя. Основное свойство материи – движение. Немыслимо представить себе существование окружающего нас мира без движения.
Сегодня наша с вами цель понять, что же такое механическое движение.(слайд 1, презентация 1)
2. Объяснение нового материала.(20 минут)
Учитель:Так что же такое движение? Как установить, движется или нет физическое тело?(слайд 2, презентация 1)
Рассмотрим пример. Вы стоите на тротуаре и видите на предыдущей остановке автобус. Движется он или нет? Несмотря на то что вращение колес вы рассмотреть не можете, тем не менее вы уверенно определяете, что автобус движется. Изменяется с течением времени его положение относительно рядом стоящего киоска, деревьев, домов или других предметов, которые по отношению к Земле неподвижны.Точно так мы судим о движении птицы в небе, рыбы в аквариуме, футболистов на поле, облаков, поезда и любых других тел.
Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени называется механическим движением. (слайд 3 презентация 1)
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Учитель: Рассмотрим еще пример. Вы едете в автобусе. Можно ли сказать, что вы, сидя в движущемся автобусе, находитесь в состоянии покоя?
Учащиеся:дают ответ да или нет.
Учитель:И да, и нет. Да — потому, что вы не движетесь по автобусу, т. е. с течением времени ваше положение относительно автобуса не меняется. Нет — потому, что вместе с автобусом вы движетесь относительно Земли. А если автобус остановился? Теперь вы находитесь в состоянии покоя и относительно Земли, но движетесь вместе с Землей вокруг Солнца. Таким образом, в природе не существует тел, которые были бы абсолютно неподвижны. Всякий покой относителен.
А сейчас представьте, что вы наблюдаете за движением ниппеля на колесе велосипеда. (слайд 4, презентация 1)
Если вы едете на велосипеде, то обнаружите, что ниппель движется по окружности. А ваш товарищ, стоящий на дороге, видит совсем другое. Относительно его тот же ниппель движется по кривой, изображенной на рисунке. Кто же прав? Каждый из вас прав. Различие в характере движения ниппеля обусловлено тем, что оно рассматривалось относительно разных тел: человека на велосипеде и человека, неподвижно стоящего на дороге.
Вы сами можете привести множество подобных примеров. Значит, всякое движение (как и покой) относительно. В дальнейшем мы будем в основном рассматривать механическое движение тел относительно Земли.
Учитель:Какими понятиями и величинами описывается механическое движение?Проведите ручкой в тетради. Что вы заметили?
Учащиеся: Ручка находится в движении. При этом движении она описывает линию, которая хорошо видна в тетради.
Учитель: Абсолютно верно.
Линия, которую описывает тело при своем движении, называется траекторией. (слайд 5, презентация 1)
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Мы привели примеры, когда траектория — видимая линия. Но чаще всего она невидима. Однако ее всегда можно изобразить, если отметить точками положение движущегося тела в различные моменты времени, а затем соединить эти точки. Несложно представить траекторию летящего мяча .
Если траектория движения прямая линия, движение называется прямолинейным. (слайд 6, презентация1)
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Например, траектория падающего с дерева яблока.
Но, чаще всего траектория — кривая линия, а движение криволинейное.
Длина той части траектории, которую описывает тело за некоторый промежуток времени, называется путем, пройденным телом за этот промежуток времени.(слайд 7, презентация 1)
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Обозначается путь обычно буквой s. Путь — это физическая скалярная величина. Его можно измерить. (слайд 8, презентация 1)
Какие единицы измерения пути вы знаете?
Учащиеся:километры, метры, сантиметры, миллиметры.
Учитель:Верно! Но основной единицей пути является 1 м.
Чтобы описать механическое движение, надо знать путь и промежуток времени, за который этот путь пройден, и связать их математической формулой. Давайте вспомним единицы измерения времени, а также буквенное обозначение данной физической величины
Учащиеся:Час, минута, секунда. Время обозначается буквой t
Учитель:Молодцы! Запомните, а также запишите – основной единицей измерения времени является 1 секунда (с).
3. Физкультминутка. (3 минуты)
Учитель: А сейчас выполним несколько несложных упражнений для того, чтобы отдохнуть (слайд 9, презентация 1)
· Хорошенько потянитесь, перекатитесь несколько раз с боку на бок. Не задерживайте при этом дыхание. Напротив, дышите глубоко и спокойно.
· Несколько раз широко раскройте глаза и рот.
· Крепко зажмурьтесь (6 раз), сделайте 12 легких морганий.
· Сделайте упражнение "письмо носом".
· Сделайте пальцевые повороты
Учитель:Замечательно. Сейчас мы отдохнули. И можем продолжать наш урок
4. Закрепление. (15 минут)
Учитель:Давайте вспомним: как выполнить перевод в основные единицы измерения физических величин путь и время
Учащиеся:
1 км=1000 м
1 дм=0,1 м
1 см=0,01м
1 мм=0,001 м
1 ч=60 мин=3600 с
1 мин=60 с
Учитель:А сейчас, я предлагаю вам занять места за компьютерами и выполнить задания на перевод физических величин: путь и время. (слайд 10, презентация 1)
Время на выполнение ограничено. После, на экране, каждый из вас увидит количество набранных баллов. Желаю удачи.
5. Домашнее задание. (2 минуты)(слайд 11, презентация 1)
1)Письменно ответить на вопросы:
Относительно каких тел движется и покоится человек, спускающийся на плоту вниз по реке?
Какова траектория конца лопасти пропеллера спортивного самолета: а) относительно Земли; 6) относительно пилота самолета?
2) Выучить материал, записанный в тетради
6. Итог урока.(2 минуты)
- Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока.
- Выставление оценок
- Отметить лучших (слайд 12, презентация 1)
Используемая литература:
1. Учебник. Физика 7 класс. О.Ф. Кабардин.. - М.: изд-во "Просвещение", 2009г.
2. Физика 7 класс. Книга для учителя. О. Ф. Кабардин,
С. И. Кабардина.: -М.: изд-во «Просвещение», 2009г.
Приложение к уроку 1
Пояснение к работе программы к уроку «Механическое движение»
Программа выполнялась в Borland Delphi 7 - среда программирования
Плюсы программы:
1. При выполнении работы можно отвечать не на все вопросы ( заполнять не все строки).
2. Программа воспринимает русский шрифт (как и требуется).
3.При подведении результатов оценивается как правильность указанной численной величины, так и правильности указанной единицы измерения(прямая зависимость итоговой оценки от двух, выше указанных критериев)
Минусы программы:
1. Нет таймера.
2. Программу можно перезапустить и пройти заново без ведома учителя, поэтому при выполнении указанной работы учитель непосредственно контролирует процесс.
Условие:Выполните перевод физических величин в основную единицу измерения
1. 2км=2000м
2. 2дм= 0,2м
3. 2см=0,02м
4. 1,5 км=1500м
5. 10дм=1м
6. 100см=1м
7. 3ч=10800с
8. 25мин=1500с
9. 1,5ч=5400с
10. 3,5мин=210с