Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Мастер-класс

Применение технологии интегрированного  обучения
как средства повышения активности учащихся на уроках  математики

Седлина Лариса Михайловна,
учитель математики
ГБОУ СОШ с.Новодевичье Самарской области
Пояснительная записка
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.
Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью данных научных дисциплин. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика математики  на  современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету, т. е. логика данной науки ведёт к  объединению, интеграции.
Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий физики, математики, информатики, биологии, химии, и т.д., проблема выработки у них обобщённых умений и навыков.
 Интегрирование в процессе предметной подготовки учащихся позволяет решить проблему разобщённости учебных предметов, что даёт возможность:  
  • устанавливать связи между различными понятиями и определять их практическую направленность;
  • исключить повторы в содержании учебных дисциплин;
  • углубить и детализировать изучение материала без дополнительных временных затрат;
  • повысить мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся за счет нестандартной формы урока;
  • повысить творческий потенциал обучающихся;
  • расширить информационную ёмкость урока.
Задачи мастер-класса:
- Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.
 -Мотивация слушателей на освоение  технологии интегрированного обучения.
- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.
Этапы мастер-класса:
  1. Представление  педагогической концепции технологии.
  2. Моделирование занятия на основе данной технологии.
  3. Имитация урока.
  4. Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)
    Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
    Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
     Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.
Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.
Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:
Этап Цель этапа
Поисковый обеспечить мотивацию к изучению темы
обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме
Подготовительный научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные
Основной развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы
Заключительный развивать культуру обсуждения выступлений учащихся
 
Закономерности интегрированных уроков:
  • весь урок подчинён авторскому замыслу,
  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
  • урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
  • этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,
  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».
Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:
1.     паритетным, с равным долевым участием каждого из них,
2.     один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
3.     весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
 
Методика интегрированного урока. 
 
Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.
1.     Подготовительный 2.     Исполнительный 3.рефлексивный. 
1.планирование,
2. организация творческой группы, 
3. конструирование содержания урока,
4.репетиции.
Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.
В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.
На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки
 
Я хочу показать применение  технологии на уроке математики в 6 классе     по теме: «Масштаб».
 
Тема урока:                «Масштаб» 2 учебных часа.
Базовый учебник:      Математика 6. /Н.Я.Виленкин,В.И. Жохов, А.С.Чесноков,С.И.  Шварцбурд. М.:Мнемозина, 2009.
  Тип урока:                урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
 Методы:                      объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Цели урока:  
  ввести понятие масштаба; показать решение задач с помощью пропорций при заданном масшабе; закрепить навык решения уравнений, записанных в виде пропорции.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных и логических УУД):                                                                                                                                                             -на основе знаний учащихся по географии ввести понятие масштаба, научить учащихся решать три основные задачи по теме «Масштаб».
Развивающие (формирование регулятивных УУД):                                                                                                                                                                                           -  развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия, развивать у учащихся познавательный интерес.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):                                                                                                                                                       -                                                                                                                                                                   - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить                                                               продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Оборудование:
  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. презентация Microsoft PowerPoint « Масштаб»
 
 
Используемые ресурсы:
1.Н.Я.Виленкин ,В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд . Математика. Учебник для 6 кл. образовательных учреждений. Москва. Мнемозина.2004.
2.Крылова О.В. Физическая география. Москва. Просвещение.
3.Н.А.Максимов. За страницами учебника географии. Москва. Просвещение. 1998.
4.Энциклопедия для детей. География. Т.3.Москва. Аванта+.1994.
5.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9e4089ca-a2f9-4d39-a974-cf6b35a34d30/33_4md(1).ppt
6.http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_23.php
 
План урока:
Этап урока Время(в мин.)
1. Организационный момент. 2
2. Актуализация опорных знаний  3
3.  Устная работа.   7
4. Мотивация темы. 2
5. Объяснение нового материала. 7
6. Физкультминутка.  3
7. Закрепление. 10
  ИТОГО 40
8. Самостоятельная работа. 10
9. Повторение. Работа с учебником. 10
10. Игра       7
11. Рефлексия ученика. 4
12. Рефлексия учителя. 3
13.  Выставление оценок. 3
14. Домашнее задание. 3
  ИТОГО 40
 
Разработка урока УУД
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.                                                                Учитель: Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся с вами найти связь между такими казалось бы разными предметами как география и математика. Прогнозирование своей деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.                                                                                           Учитель: Ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы «Пропорции». Вначале ответьте мне на следующие вопросы.                                                                                                                         Что такое отношение?                                                                                                                              Что такое пропорция?                                                                                                                                         Какими бывают пропорции?                                                                                                               Сформулируйте основное свойство пропорции.                                                                                 Сегодня мы рассмотрим  применение темы «Пропорция» в одной из областей жизни. Убедимся, какое важное практическое значение имеет материал сегодняшнего урока.  Начнем с повторения. Некоторые этапы   деятельности мы оценим и выставим оценку на оценочном листке. Это, позволит нам увидеть, какие виды работы вы выполняете лучше, а над какими вам ещё нужно поработать. В журнал пойдет средняя оценка. Поиск и выделение необходимой информации .Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
3.Устная работа.
Учитель: Решите уравнения и с помощью таблицы составьте слово.
 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9e4089ca-a2f9-4d39-a974-cf6b35a34d30/33_4md(1).ppt
Получилось слово «Масштаб». СЛАЙДЫ  3,4.
 
Подведение под понятие, выбор обоснования. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.   Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата.  Контроль.
4. 4.Мотивация темы.
Учитель: Перед изучением нового материала вспомним, что мы проходили на прошлых уроках географии. Для начала ответьте на мои вопросы (правильные ответы даны в скобках):                                                                                                                       -Назовите виды изображения земной поверхности. (Рисунок, фотография, аэрофотосъемка, план, географическая карта.)        СЛАЙД 6.
                                                                                                                                                  - Какие виды изображения дают более правильное представление о местности? (Аэрофотосъемка и географическая карта)                                                                                                                                                                     -Что называют географической картой? (Географическая карта- это уменьшенное изображение земной поверхности.)                                                                                                                                                                                  –Когда появились первые картографические изображения? (В Древнем мире до нашей эры.)                                                                                                                               –Кто автор первой карты? (Эратосфен.)                                                                                                                                                                              
А теперь решим несколько задач по карте Эратосфена. СЛАЙД 7. 
 
Задачи.
1.Определите на глаз, каково соотношение воду и суши на древней карте. (На древней карте суша составляет большую часть земной поверхности.)
2.Какие части суши были известны древним грекам? (Европа, часть Азии, Северная Африка.)
3.Каковы были представления о Мировом океане? (Считали, что оно омывает западное и восточное побережье Евразии.)
Учитель:   В чем мы убедились?                                                                                                                                  (Мы   убедились, насколько недостаточны были знания древних о мире. )

 
 
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать и вступать в диалог. Структурирование знаний. Соотнесение известного и неизвестного.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализ, выдвижение гипотезы.
5.Обьяснение нового материала.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Масштаб».  Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадях.    
-Как вы думаете, почему ученые разных стран -физики, химики, математики –легко понимают друг друга, несмотря на то, что они говорят на разных языках? Ответ прост: у этих наук существует свой язык, удобный и понятный каждому специалисту. Вот почему, начиная изучать математику, вас прежде всего познакомили с ее языком –цифрами и математическими символами. География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать, также как математика без цифр и знаков.                                                                                                                    Путь к современным картам был долгим и трудным. Обратите внимание на эпиграф, который мы видим на экране. «Ни одной науке не обходились так дорого знания, как географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью.» Эти слова принадлежат бесстрашному исследователю Арктики Георгию Яковлевичу Седову. Уже сраженный страшной болезнью севера –цингой –он упрямо продолжал свой путь к Северному полюсу. Только похоронив его во льдах, его товарищи повернули назад. Он не достиг Северного полюса, но доказал, что к нему можно подвинуться ближе, чем полагали до него. Так на карте Севера исчезло еще одно белое пятно. СЛАЙД 8.
За ним пошли другие, и они тоже поплатились своими жизнями за то, чтобы подробнее были карты Земли. Язык карты должен быть точным. Карты необходимо чертить так, чтобы длине каждой линии на карте соответствовало вполне определенное расстояние на земле. Рисуя на бумаге изображения предмета, мы чаще всего изменяем их настоящие размеры. Чтоб рисунок большого предмета поместился на листе бумаги, а маленького – стал лучше виден, большие предметы изображают в уменьшенном виде, а маленькие - в увеличенном. При этом рисунок должен передавать представления о настоящих изображениях предмета. На планах и чертежах  делают специальную запись, которая показывает отношение длины какого-нибудь отрезка на чертеже к его настоящей длине. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.
  СЛАЙДЫ 9,10,11.
Учитель:  Обратите  внимание на изображения, чем они отличаются?
(Ребята замечают, что на одних картах изображение более подробно, на других менее.)                                                                                                                            
Карты делятся на                                                                                                                                              мелкомасштабные                                   крупномасштабные.
Учитель:  На картах, как правило, применяют масштабы трех видов:                                                                       числовой 1:500000, именованный 1см – 5 км, линейный - это мерная линейка на чертеже или плане.
   Например, если на плане длина стола изображена отрезком в 1 см, а настоящая длина составляет 1,5 м, то пишут так: в 1см – 1,5 м или 1см:150 см, или 1:150. Говорить о масштабе можно лишь только тогда, когда отрезки в реальности и на карте измерены одинаковыми единицами.  Это числовой вид масштаба.                                                                                                                                                         Для географических карт числовой масштаб выражают дробью, числитель которой равен 1, а знаменатель есть число, показывающее во сколько раз любое расстояние на карте меньше соответствующего расстояния на местности

 
 
 
Выделение существенной информации, абстрагирование, выдвижение гипотезы. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Извлечение необходимой информации из  прослушанного текста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализ. Построение логической цепи рассуждений.
 
Поиск и извлечение необходимой информации.
 
 
 
 
 

 
6.Физкультминутка.  «Рисуй глазами треугольник». .
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
 А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
 И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!»
Планирование собственной  деятельности, распределение нагрузки и отдых в процессе ее выполнения. Формирование привычки к охране своего здоровья.
7.Закрепление. Учащиеся под контролем учителя решают три основные задачи по теме «Масштаб».
Задача 1.Огород на плане изображен в виде прямоугольника с длиною 6 см и шириною 2,5 см.   Какую площадь занимает огород, если масштаб плана 1: 1500?                                                       Решение: 1. Найдем длину и ширину огорода на местности:                                                       1)6*1500=9000(см)=90 (м),                                                                                                                                   2)2,5 *1500=3750(см)=37,5(м).                                                                                                                        2. Найдем площадь огорода:                                                                                                            3)90*37,5=3375(м2).
Задача 2. Расстояние между двумя городами равно 400 км. Определите расстояние между  изображениями этих городов на карте, если числовой масштаб карты равен 1:5000000.   
  Решение:1. Выразим 400 км в сантиметрах: 400км =40000000см.                                                                               2. Теперь уменьшим полученное число в 5000000 раз: 40000000:5000000=8(см).                                                       Значит, расстояние  между городами на карте будет равно 8 см.
Задача 3.Расстояние между двумя пунктами на местности , равное 190 м , изображено на карте отрезком   длиной 19 см. Найдите масштаб карты                                                          
 Решение:1.Переведем 190 м в сантиметры, что расстояние между пунктами на местности и на карте были выражены в одинаковых единицах: 190м=19000 см.                                                 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»