Конспект урока-спектакля
Теорема Пифагора
Свеженцева Маргарита Петровна,
ГБОУ №561
Калининского района Санкт-Петербурга
Цели:
- научить обрабатывать получаемые знания, объединять и обощать понятия и приводить их в систему;
- развивать внимание, склонность к фантазии;
- прививать интерес к математике, развивать творческие способности;
-воспитывать инициативу, волю и настойчивость в преодолении трудностей.
Оборудование: карточки-названия на каждом учебном столе; карточки-задания; плакат с теоремой Пифагора; жетоны-монеты; таблица квадратов чисел, «машина времени».
Действующие лица: Пифагор, ученики Пифагора (ученики «Школы Пифагора»), ученики школы 21 века, корреспондент, 2 ведущих, ареопаг (присутствующие гости).
План кабинета:
|
||||||||
|
|
|||||||
|
Ход урока:
Ведущий: Сегодня мы собрались здесь установить истину – когда, в каком веке учились лучше. И чтобы это выяснить мы включим машину времени и перенесем к нам великого математика Древней Греции Пифагора и его учеников. Закроем глаза и посчитаем до пяти.
У окна стоит Пифагор. Рядом с ним – его ученики.
Ведущий: Думы нездешней полон,
Чуть загрустив отчего-то,
Молча стоит у окна,
В мыслях – расчеты, расчеты…
Да, математике надо
Мир постигать наш – и вот
Страсть отстраненного взгляда
В прорву пространства ведет.
Пусть ему взгрустнется немножко,
Жалобы не услыхать…
Строгий, смотрит в окошко,
Сущее хочет познать.
1 ученик выходит и читает свой доклад о жизни и творчестве Пифагора, о его школе.
Ведущий напоминает, что за доказательство своей знаменитой теоремы (153 доказательства) Пифагор принес в жертву богу Зевсу 100 быков.
1 ведущий:
Ужасно давно по югу Италии
Одев хитон и обув сандалии,
Бродил Пифагор – математик-мыслитель,
Чисел властитель, фигур повелитель,
Страны своей древней достойный житель.
2 ведущий:
Он питался древнегреческой кашей
И пощелкивал древнегрецкими орехами,
И умен был так, что в истории нашей
До сих пор гордятся его успехами.
1 ведущий:
Совершил он в жизни открытий
Больше, чем в хитоне его полотняном нитей,
Чем в море Эгейском – мидий…
2 ведущий:
Но шли года… Математик-мыслитель
Побелел головой, раздался в талии,
И решил он построить себе обитель
В городишке Кротон, все в той же Италии…
1 ведущий:
Построил. И тут же без обиняков
К себе пригласил он тех, кто толков –
Довольно приличных учеников.
Так образовалась знаменитая школка
Пифагорского толка.
2 ведущий:
Пифагорейцы, встречаясь по утрам,
Рисовали друг другу вместо приветствия
Пятиконечную звезду – пентаграмм,
И во всем искали числовое соответствие…
1 ведущий:
А потом они хором
Шли к Пифагору,
Говорили ему комплиментов гору,
А затем долго слушали, что толкует учитель –
Математик, астроном, мыслитель.
2 ведущий:
И однажды – так часто бывает в школах –
Приключился волнующий инцидент:
К Пифагору приехал столичный олух –
«Древнегреческой правды» корреспондент.
Корреспондент:
Радуйся, о Пифагор!
До эгидодержавной столицы
Весть докатилась о том,
Что ты школу в Кротоне открыл.
Прежде всего поясни, о блистательномыслящий старец,
Сколько же в списках твоих числится учеников?
Пифагор:
Грифель и доску достав,
Зафиксируй ответ мой, газетчик:
Здесь половина людей математике сердце арит,
Четверть – музыке подвластна,
В молчанье частица седьмая время проводит,
И три женщины ходят сюда.
Корреспондент:
Слухи дошли до Афин, восхитительноликий учитель,
Будто ты носишь штаны, все параметры в коих равны.
Дал бы ты нам образец, дабы эллины новую моду
Лихо усвоив, могли в Пифагора штанах щеголять.
Пифагор:
Экий ты, право, чудак! Существуют штаны на бумаге.
Им не на бедрах висеть – в сердце и в памяти зреть.
Если на катетах мы аккуратно квадраты построим,
Гипотенузы квадрат они в результате дадут.
Корреспондент: Доблестный муж Пифагор! Давайте проверим знание твоей теоремы и умение ее использовать при решении различных задач. Вот сидят за учебными столами ученики 21 века и ученики твоей школы. Пусть они нам продемонстрируют свои умения.
Пифагор раздает ребятам пергамент с заданием.
Ученики решают задачи и передают их ареопагу. Сравнивают решения и ответы. За каждую правильно решенную задачу и верное пояснение к решению они получают монеты от Пифагора.
Пифагор: Вы, ребята, молодцы! Хорошо знаете мою теорему и умеете ее применять к различным задачам. Я рад, что меня и мои заслуги не забыты через тысячелетия!
Ведущий:
Событья текли сквозь истории сито…
Нет «Древнегреческой правды» - забыта.
А Пифагор со своими штанами
До сих пор изучается нами!
Мы пришли к выводу, что ученики Пифагора и ученики 21 века с интересом изучают математику и надеемся, что так будет всегда! А теперь мы опять включаем машину времени и отправим великого Пифагора и его учеников обратно в Древнюю Грецию. Спасибо тебе, Пифагор! Спасибо и вам, ученики великого мастера!