Методическое пособие
Задания для самостоятельной работы по математике
Голушкова Наталия Николаевна,
преподаватель Санкт-Петербургскогое ГБОУ
среднего профессионального образования
«Медицинский колледж № 3»
Методическое пособие создано для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов факультетов «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая» по дисциплине «МАТЕМАТИКА».
Содержание и объем материала соответствует содержанию и требованиям Государственного образовательного стандарта третьего поколения для подготовки специалистов по специальностям «Стоматология ортопедическая» и «Стоматология профилактическая».
При работе с материалом учебного пособия отрабатываются элементы компетенций :ОК1,ОК4,ОК8,ПК1.1,ПК1.2.
Учебное пособие может быть использовано преподавателями и студентами на практических занятиях математикой, а также для выполнения домашних заданий по математике.
Используя предложенный материал, обучающиеся смогут улучшить свои вычислительные навыки, развить абстрактное мышление, систематизировать знания, овладеть некими специальными приемами для решения математических задач, что в дальнейшем поможет им применить свои знания на практике к решению прикладных задач.
Пособие рассчитано на обучающихся, заинтересованных в качественном освоении своей будущей профессии, и помогает им в этом.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЕДИНИЦ
2. ПРОПОРЦИИ. ПРОЦЕНТЫ
3. РАЗЛИЧНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
4. ЭЛЕМЕНТЫ ДИСКРЕТНОЙ МАТЕМАТИКИ
1. МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЕДИНИЦ
В медицине чаще всего используются 3 метрические единицы:
Грамм (г) – мера массы
Метр (м) – мера длины
Литр (л) – мера объема.
Приставки для кратных единиц.
101 -дека
102-гекто
103-кило
106-мега
109- гига
1012-тера
1015-пета
1018-экса
1021-зетта
1024-йотта
Приставки для дольных единиц.
10-1 -деци
10-2-санти
10-3-милли
10-6-микро
10-9- нано
10-12-пико
10-15-фемто
10-18-атто
10-21-зепто
10-24-йокто
ШКАЛА ПЕРЕВОДА ИЗ ОДНИХ ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ В ДРУГИЕ.
м дм см мм дмм смм мкм
л дл сл мл дмл смл мкл
г дг сг мг дмг смг мкг
250 мл→л
0, 2 5 0
Объем чайной ложки = 5 мл Объем десертной ложки = 10 мл
Задание №1.
Перевести из одних метрических единиц в другие.
|
В-1 |
В-2 |
В-3 |
В-4 |
В-5 |
В-6 |
В-7 |
В-8 |
В-9 |
В-10 |
г
кг
дг
сл
дмл
сг
мкг
дмм
мкм
мкг
мг
л
мл
сл
дл
кап-ли |
15мг
0,005 г
250 мг
12л
250мл
2,5 кг
0.12мг
45 дм
10,2см
0, 67кг
0,2г
25мл
2ч.л.
5д.л.
8ст.л.
1,5мл |
10мг
5г
20мг
5л
20мл
15кг
50мг
3 дм
25 см
0,5кг
12г
65мл
25ч.л
4д.л.
5ст.л
0,5мл |
25мг
25г
115мг
15л
200мл
3,8 кг
150мг
5 дм
0,25см
0, 5кг
0,003г
854мл
3 ч.л
2д.л.
1,5ст.л
2,2 мл |
12мг
9г
200мг
10л
275мл
0,5кг
75мг
4 дм
10,2см
0, 7кг
23г
0,15мл
5 ч.л
6д.л.
2 ст.л.
3 мл |
50мг
0,5г
150мг
20л
30мл
2,5кг
100мг
4, дм
1,25см
0,12 кг
450г
0,78мл
6,5 ч.л
7д.л.
3,5ст.л
5 мл |
75мг
45г
25мг
25л
5мл
12кг
0,1мг
0,7дм
25см
0, 6кг
0,76г
36мл
4 ч.л
9д.л.
5ст.л.
4 мл |
100мг
75г
300мг
100л
50мл
0,25кг
5 мг
48дм
525см
0, 8кг
33г
0,95мл
5,5ч.л
10 д.л.
2,5ст.л
6 мл |
0,1мг
15г
45мг
0,1л
5,4мл
48кг
50мг
75дм
12см
0, 6кг
1256г
0,4мл
7ч.л
8 д.л.
3ст.л
8 мл |
12мг
90г
50мг
0,2л
80мл
5кг
20мг
0,4м
22см
110кг
0, 85г
63мл
8ч.л.
3д.л.
6ст.л.
12 мл |
150мг
0,05г
75мг
0,125л
250мл
2,5кг
250мг
11 дм
5,5см
3кг
1,56г
0,94мл
1,5 ч.л.
2,5д.л.
7 ст.л.
15 мл
|
Примеры решения задач по пересчету метрических единиц.
1. Пациенту после удаления зуба назначен антибиотик в дозе 250 мг на один прием. Препарат расфасован в граммах.
Сколько граммов нужно пациенту на один прием?
Решение: 1 г – 1000мг
x г – 250мг
x=1г·250мг:1000мг=0,25г
Ответ пациенту: необходимо принимать однократно 0,25 г препарата.
2. При лечении стоматита пациент должен принимать лекарство в растворе по одной чайной ложке 3 раза в день в течение 20 дней.
Какое количество лекарственного раствора ему нужно принять?
Решение:
1) Объем одной чайной ложки = 5 мл
2) В день необходимо принять 3 чайные ложки, т.е. 5 мл · 3 = 15 мл
3) Время приема 20 дней, т.е. 15 мл · 20 = 300 мл
Ответ: пациенту всего нужно принять 300 мл лекарственного раствора.
3. Пациенту назначено принять 450 мл лекарственного раствора в течение10 дней. Какое количество столовых ложек он должен принимать ежедневно?
Решение:
1) Объем одной столовой ложки = 15 мл
2) В день необходимо принимать 450мл : 10= 45 мл
3) В столовых ложках это 45мл : 15 мл = 3 ложки
Ответ: пациент должен принимать по 3 столовых ложки в день.
4.Таблетка парацетамола содержит 0,02 г вещества.
Назначение врача - по5 мг 3 раза в день.
Сколько таблеток в день необходимо принимать пациенту?
Ответ: по 1/4 таблетки 3 раза вдень.
5. В аптеке имеются таблетки арбидола по 0,5г.
Назначение врача 0,25 мг на один прием.
Сколько таблеток необходимо принимать пациенту на каждый прием?
Ответ: 1/2таблетки на каждый прием.
Задание №2.
Задача 1.
Пациенту при бронхите прописано принимать лекарство в растворе по одной столовой ложке * раза в день в течение *-х недель (дней).
Сколько всего лекарственного раствора в мл ему следует принять ?
Задача 2.
Гипс расфасован в мешках по 3 кг. Сколько слепков может сделать зубной техник из * мешков, если на один слепок уходит в среднем * гипса?
Задача 3.
Слепочная масса расфасована в пакетиках по * . Сколько нужно использовать пакетиков, если для изготовления слепка требуется в среднем * ?
Задача 4.
Раствор для дезинфекции поставляется в бутылях по * . На дезинфекцию стоматологических инструментов используется в среднем 500 мл на комплект.
На сколько комплектов инструментов хватит объема * бутылей?
Задача 5.
Пациенту после резекции корня прописано полоскание полости рта по *стакану (250мл )
* раза в день . Раствор для полоскания выпускается во флаконах по * .
Сколько флаконов необходимо приобрести пациенту на * дня?
Задача 6.
Стоматологическая медсестра должна приготовить *врачам по 1 флакону спиртового раствора для дезинфекции боров по 150 мл. Какой объем раствора останется в бутыли, если до манипуляции там было *?
Задача 7.
В связи с ожидаемой эпидемией гриппа глав.врач стоматологической клиники поручил медсестре подготовить лекарства для профилактики гриппа среди персонала. В клинике работают * сотрудников.
Рекомендуемая доза для взрослого по 2 капсулы по 0,01г препарата
3 раза в день в течение 3 недель.
Лекарство выпускается в упаковке по 100 штук в каждой, по 0,005г в капсуле.
Какое количество упаковок лекарства нужно подготовить?
Эффективность воздействия препарата 75%.Сколько человек не заболеют гриппом?
Задача 8.
При изготовлении протезов три зубных техника использовали воск. Первый – * всего количества, второй – * оставшегося количества, третий 104 г . Сколько всего граммов воска использовали техники ?
Таблица числовых данных для решения задач по вариантам задания 2.
|
В-1 |
В-2 |
В-3 |
В-4 |
В-5 |
В-6 |
В-7 |
В-8 |
В-9 |
В-10 |
З.1. |
4 раза 2 нед. |
2раза 3нед. |
3раза 10дн. |
4раза 5дн. |
5 раз 1нед. |
1раз 3нед. |
2раза 4 нед. |
3раза 3дня |
4раза 2нед. |
6раз 14дн. |
З.2. |
2меш. 60 г |
3меш 45 г |
1меш 60 г |
2меш 50 г |
4меш 40 г |
4меш 50 г |
5меш 25 г |
5меш 50 г |
3меш 80г |
2 меш 50г |
З.3. |
100дг 50г |
200дг 40г |
500дг 50г |
600дг 180г |
140дг 40г |
150дг 45г |
300дг 60г |
200дг 60г |
200дг 80г |
150дг 75г |
З.4. |
5л
10б. |
2л
15б. |
3л
10б. |
10л
5б. |
5л
10б. |
1л
25б. |
2л
15б. |
3л
12б. |
5л
3б.
|
10л
4б. |
З.5. |
1ст., 4 раза, 0,2 л, 3 дня. |
1ст., 0,25л, 3дня |
2ст., 2раза, 0,5л, 4дня. |
1ст., 2раза 0,5л, 3дня. |
2ст., 3раза 0,1л, 4дня. |
1ст., 4раза, 0,5л, 4дня. |
2ст., 3раза, 0,5л, 10дн. |
2ст., 2раза, 0,5л, 5дн. |
2ст., 1раз, 0,5л, 14дн. |
2ст., 6раз, 0,5л, 4дня. |
З.6. |
10вр. 3 л. |
6вр. 2 л. |
11вр. 3 л. |
8вр. 4 л. |
5вр. 3 л. |
3вр. 3 л. |
10вр. 3 л. |
10вр. 4 л. |
10вр. 3 л. |
10вр. 2 л. |
З.7. |
20 |
22 |
25 |
24 |
14 |
12 |
30 |
10 |
15 |
26
|
З.8. |
0,35 0,6 |
0,15 0,3 |
0,2 0,4 |
0,25 0,5 |
0,3 0,7 |
0,32 0,75 |
0,28 0,62 |
0, 34 0, 58 |
0,4 0, 8 |
0,26 0,56
|
Пропорция.
Пропорция - это равенство двух отношений а : в = с : d
а, d - крайние члены пропорции
в, с - средние члены пропорции
Отношение - это частное от деления двух величин, например, а/в – отношение.
Правило.
Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.
а·d = в·с Это правило используется для нахождения недостающего члена пропорции.
Процент.
Процент - сотая часть числа (от латинского Procentum - за 100),
обозначается знаком - %.
Примеры решения задач на пропорции и проценты.
Пример1. В стоматологическом отделении больницы за сутки в среднем расходуется 0,5 кг дез. средств. Во время генеральной уборки помещений было израсходовано 153% среднесуточного количества дез.средств . Какое количество дез.средств израсходовали во время генеральной уборки помещений?
Решение:
1) 0,5 : 100 =0,005(кг)
2) 0,005 · 153%=0,765 (кг)
Ответ: за сутки во время генеральной уборки израсходовано 0,765 кг дез.средств.
Пример2.
Вес борной кислоты в растворе для замачивания стоматологических инструментов составляет 10%. Сколько потребуется воды для разведения раствора, если известно, что борной кислоты взяли 0,2 кг?
Решение:
1)0,2:10=0,02(л)
2) 0,02 · 100=2(л)
Ответ: Потребуется 2 л воды.
Пример3.
Во время эпидемии, в отделении детской стоматологии стизрасходовали 765 г хлорной извести вместо среднесуточной нормы расхода 500 г. На сколько процентов больше израсходовано хлорной извести?
Решение:
1) 765 – 500=265 (г)
2) 265 · 100= 26500 (г)
3) 26500 : 500=53(%)
Ответ: на 53% больше израсходовано хлорной извести в сутки.
Задание №3.
Задача№1. Потребность поликлиники в специалистах – * человек, а работает всего * человека. Сколько это процентов от потребности поликлиники в специалистах?
Задача№2
Техник изготавливал за день * коронок. Применив другую слепочную массу, он стал изготавливать на 10 коронок в день больше. На сколько процентов повысилась производительность труда техника?
Задача№3. На сколько % изменилась масса крови взрослого человека, если известно, что с 65 кг он прибавил в весе на * кг?
Задача №4.
Металлокерамическая коронка в стоматологической клинике стоит *руб.
Техник получает 20% от стоимости коронки. Сколько денег техник получает за 3 металлокерамических коронки?
Задача№ 5.
В аптеке находится *видов лекарственных средств. Известно, что
15% из них - антибиотики.
Какое количество видов других лекарственных средств имеется в аптеке?
Задача№6.
Цену на стоматологические услуги уменьшили на *%,а затем еще на *%.
Стали ли они дешевле, если бы если их стоимость сразу снизилась на *%?
Задача№7.
Скелетные мышцы составляют активную часть аппарата движения. Их суммарная масса составляет
40% от общей массы тела. 50% скелетных мышц приходится на нижние конечности. 30%- на верхние.
Сколько килограммов мышц приходится на голову и туловище человека массой *кг?
Задача№8.
Плазма составляет 60% от крови, а кровь составляет 7% от массы тела. В ее состав входит: белка – 8%;неорганических веществ – 2% и 90% воды.
Рассчитайте состав плазмы (белок, неорганические вещества, вода) человека массой * кг.
Задача№9.
В лаборатории имеется запас реактивов. В первый месяц работы использовали *% запаса, во второй 30% остатка, в третий 40% нового остатка.
Сколько в % реактивов осталось?
Задача№10.
Цена гигиенической чистки зубов в клинике «Стома» 1800 руб. После снижения цены по выходным дням число пациентов увеличилось на 50%,
а выручка клиники возросла на *%.
Сколько стала стоить гигиеническая чистка по выходным дням?
Таблица числовых данных для решения задач по вариантам задания 3.
|
В-1 |
В-2 |
В-3 |
В-4 |
В-5 |
В-6 |
В-7 |
В-8 |
В-9 |
В-10 |
З.1.
|
25чел
22чел
|
24чел
22чел |
26чел
21чел |
28чел
20чел |
27чел
22чел |
15чел
12чел |
27чел
23чел |
35чел
22чел |
45чел
22чел |
40чел
32чел |
З.2. |
40 |
25 |
27 |
50 |
45 |
35 |
36 |
47 |
46 |
38 |
З.3. |
24кг |
21кг |
2кг |
14кг |
23кг |
8кг |
26кг |
16кг |
25кг |
16кг |
З.4.
|
5070р
|
4078р |
5276р |
5620р |
4468р |
5546р |
4006р |
4866р |
5008р |
5548р |
З. 5. |
300 |
600 |
3600 |
3200 |
320 |
900 |
960 |
1500 |
500 |
450 |
З.6. |
10%, 10%, 20% |
11%, 11%, 22% |
15%, 15%, 30% |
12%, 12%, 24% |
1%, 1%, 2% |
5%, 5%, 10% |
7%, 7%, 14% |
3%, 3%, 6% |
8%, 8%, 16% |
13%, 13%, 26% |
З.7. |
70кг |
60кг |
72кг |
74кг |
58кг |
62кг |
67кг |
78кг |
80кг |
90кг |
З.8. |
60кг |
82кг |
88кг |
70кг |
74кг |
62кг |
78кг |
68кг |
66кг |
71кг |
З.9. |
25% |
15% |
20% |
22% |
24% |
28% |
26% |
30% |
32% |
13% |
З. 10. |
25% |
15% |
5% |
10% |
20% |
22% |
30% |
35% |
12% |
22% |
3. РАЗЛИЧНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ.
РАСЧЕТ ТРЕБУЕМОГО КОЛИЧЕСТВА ПРЕПАРАТА.
Примеры решения задач на приготовление растворов.
1. Раствор из сухого вещества и воды.
Пример
Приготовить 1л (т.е. 1000 ml) пятипроцентного раствора фурацилина.
5% раствор -означает, что в 100 ml такого раствора содержится 5 граммов сухого вещества. 100 ml --- 5 г
1000 ml --- x г
Следовательно , количество сухого вещества в 1л 5% раствора составит
х=1000мл·5г:100мл=50г
Ответ: для приготовления 1л 5% раствора надо 50г сухого вещества и 950г воды.
2.Рабочий раствор из раствора более высокой концентрации и воды.
Пример.
Приготовить 2 литра 1,5 % раствора гипохлорита кальция из 5 % раствора.
Рассчитать, сколько в этом случае потребуется 5% раствора и сколько нужно добавить воды.
1 способ. С использованием пропорций.
1,5% раствор: в100 мл 1,5% раствора содержится 1,5 г гипохлорита кальция
5% раствор: в100 мл 5% раствора содержится 5 г гипохлорита кальция.
1). В 2 литрах 1,5 % раствора гипохлорита кальция сухого вещества :
100 мл (1,5%) – 1,5 г
2000 мл (1,5%) – х г х=30 г
2). Объем 5%раствора гипохлорита кальция в мл , чтобы в нем было 30 г вещества :
100 мл (5%) – 5 г
х мл (5%) – 30 г х= 600 мл
3). Количество воды, которое необходимо добавить до 2л .
2000 мл – 600 мл = 1400 мл
Ответ: Для приготовления 2 литров 1,5% раствора гипохлорита кальция
необходимо взять 600 мл 5%раствора и 1,4 литра воды.
2 способ. С использованием уравнения.
Кол-во конц. раствора (V в литрах) · % раствора =
кол-во раб. раствора (V в литрах) ·% раствора
Например, Приготовить 2литра 1,5 % раствора гипохлорита кальция из 5 % раствора.
V мл · 5% = 2000 мл · 1,5 %; V мл = 2000 · 15 : 5= 600 мл.
Количество воды: 2000 мл – 600 мл = 1400 мл
Ответ: Для приготовления 2 литров 1,5% раствора гипохлорита кальция необходимо взять 600 мл 5%раствора и добавить 1,4 литра воды.
Задание№4.
Задача№1.
Для компресса требуется 200мл * % раствора фурацилина. Сколько в нем содержится сухого вещества?
Задача№2.
Какое количество соды (г) и воды(мл) нужно взять чтобы приготовить * 3% раствора соды для полоскания полости рта ?
Задача№3.
Сколько сухого вещества в г содержится в * 15% раствора йодинола?
Задача№4.
Приготовить 2 литра 1,5 % спиртового раствора из * % раствора.
Рассчитать, сколько в этом случае потребуется * % раствора и сколько нужно добавить воды.
Задача№5.
Разовая доза сухого лекарственного вещества которую должен принимать пациент 0,4 г. Вещество находится в * % растворе.
Какое количество раствора должен принимать больной ?
Задача№6.
Приготовить *л 4% раствора из 50% раствора.
Рассчитать, сколько в этом случае потребуется * % раствора и сколько нужно добавить воды.
Задача№7.
Сколько сухой соды и воды нужно, чтобы приготовить * л 4% водного раствора соды?
Задача№8.
Приготовить 3л 3% раствора хлорида кальция из * % раствора.
Сколько нужно концентрированного (маточного) раствора и воды?
Задача№9.
Рассчитать концентрацию рабочего раствора , если для его приготовления использовали
* л 5% раствора гипохлорита магния и 800мл воды.
Задача№10.
Перед стерилизацией стоматологических инструментов их нужнозамочить в 2% растворе хлоромина, в наличии имеется * % раствор . Сколько воды нужно в него добавить чтобы получить раствор нужной концентрации?
Таблица числовых данных для решения задач по вариантам задания 4.
|
В-1 |
В-2 |
В-3 |
В-4 |
В-5 |
В-6 |
В-7 |
В-8 |
В-9 |
В-10 |
З. 1. |
25%.
|
24%
|
26%
|
28%.
|
27%
|
15%.
|
27%
|
35%
|
45%
|
40% |
З. 2.
|
3л |
1л |
2л |
1,5л |
500мл |
750мл |
1,2л |
2,5л |
250мл |
300мл |
З. 3.
|
5% |
10% |
15% |
20% |
30% |
18% |
70% |
45% |
50% |
90% |
З. 4. |
0,5г |
0,6г |
0,4г |
0,55г |
0,25г |
0,7г |
0,8г |
1г |
0,8г |
2г |
З.5. |
4% |
7% |
5% |
15% |
30% |
8% |
9% |
40% |
20% |
98% |
З. 6. |
2л |
3л |
4л |
4,5л |
2,5л |
1,5л |
3л |
3,5л |
5л |
6л |
З.7. |
4л |
2л |
12л |
14л |
23л |
8л |
3л |
16л |
25л |
6л |
З. 8. |
5% |
15% |
12% |
14% |
8% |
25% |
30% |
16% |
22% |
85% |
З. 9. |
3,2л |
7,5л |
5л |
6,2л |
8л |
6,6л |
7,1л |
7л |
6,5л |
4,2л |
З.10 |
5% |
6% |
36% |
32% |
12% |
90% |
16% |
15% |
25% |
45% |
3. Растворы для парентерального введения.
Примеры решения задач .
Пример 1.
При гепатите , назначение врача 250 мл стерильного 5% раствора глюкозы для введения внутривенно капельно.
Сколько граммов глюкозы в растворе?
Решение: 100 мл (5%) – 5 г
250 мл – х г х = 250·5:100= 12,5 г.
Пример 2.
У медсестры 5 ампул 1% раствора фуросемида по 2 ml.
Сколько ml надо ввести внутривенно, если при остром отёке необходимо ввести 40 мг?
Хватит ли лекарства?
Решение:
1. В 1 ампуле фуросемида 100ml(1%) - 1 г
2ml - х г х = 2·1:100= 0,02г
2. В миллиграммах 0,02 г = 20 мг т.е. в одной ампуле 20 мг фуросемида.
3. 40 мг вещества содержится в 40 : 20 = 2 ампулах.
Ответ: необходимо ввести внутривенно 2 ампулы из имеющихся, т.к. имеется5ампул, то лекарства хватит.
4. Растворы, концентрация которых задана отношением .
Например, концентрация раствора 1:5. Как правило, ее переводят в %.
Пример 1.
В домашней аптечке имеется раствор календулы концентрации 1:3.
Какова концентрация этого раствора в %?
4 ч - 100%
1 ч - х % х=25%, раствор имеет концентрацию 25%
Пример 2.
Имеются ампулы адреналина 0,1% по 1 ml и флакон физраствора 500 ml.
Требуется приготовить раствор концентрации 1: 200 000.Какое количество ампул необходимо использовать?
Решение: Указанная концентрация означает, что в 200 000 мл содержится 1 г вещества.
1) Концентрация раствора,который нужно приготовить:
1 г – 200 000 ml
х г – 100 ml х = 0,0005 %
2) Количество граммов адреналина для 500 ml физраствора, чтобы получилась нужная концентрация :
100 ml (0,0005 %) – 0,0005 г
500 ml – х г х = 0,0025 г
3) Количество граммов адреналина в 1 ампуле:
100 ml (0,1%) – 0,1 г
1 ml – Х г Х = 0,001 г
4) Количествоампул, которое необходимо использовать для получения раствора 0,0025:0,001=2,5 ампулы.
Задание№5.
Задача№1.
Дано: *г мази, содержащей 5% анестезина и 1% левомицетина . Наружное.
Сколько граммов анестезина и левомицитина входит в состав мази?
Задача№2.
Мазь содержит анестезин - 2,5 грамма и ланолин * граммов, рассчитать %содержание анестезина в мази.
Задача№3.
Пациенту вводят пеницилин из расчета 3,5 мг на кг тела.
Сколько 10% раствора пеницилина необходимо ввести пациенту массой тела *кг?
Задача№4.
Для смазывания пораженных участков кожи при обморожении используют:
*г мази состава: вазелин и ланолин поровну, 10% танина .
Сколько граммов вазелина, ланолина и танина входит в состав мази?
Задача№5.
Для оказания желчегонного эффекта прописана *% магнезия по 1 ст. ложке 3 раза в день.
Для слабительного эффекта достаточно 10-15 г. Будет ли слабительный эффект?
Задача№6.
Для полоскания горла необходимо приготовить 5% раствор лиголя, используя 200 ml физраствора и ампулы. Имеются ампулы *% лиголя по 10 ml.
Сколько ампул необходимо использовать?
Задача№7.
Для обработки слизистой используется раствор перманганата калия *.Укажите концентрацию в %.
Задача№8.
Дано: для обработки раневой поверхности используется раствор хлоргексидина .
Имеются ампулы 0,1% по 1 ml и флакон физраствора * ml.
Требуется приготовить раствор 1:100000. Какова концентрация этого раствора?
Задача№9.
Для ингаляции ребенку нужно использовать 0,01% раствор нафтизина.
В аптеке имеется раствор нафтизина 10 мл, 0,05% и физраствор (0,9%) для разведения.
Как приготовить * мл раствора в соответствии с назначением врача?
Задача№10.
Дано: * мл желудочных капель.
в состав которых входят: настойка мяты ,
настойка полыни , в соотношении 3:3:4.
настойка тысячелистника
Принимать по 20 капель 3 раза в день во время еды 2 недели.
Сколько мл каждой настойки входит в состав капель? Сколько мл желудочных капель принял пациент за 2 недели?
Таблица числовых данных для решения задач по вариантам задания 5.
|
В-1 |
В-2 |
В-3 |
В-4 |
В-5 |
В-6 |
В-7 |
В-8 |
В-9 |
В-10 |
Задача 1. |
30г |
12г |
42г |
48г |
32г |
15г |
18г |
36г |
24г |
30г |
Задача 2. |
50г |
10г |
20г |
30г |
15г |
18г |
24г |
40г |
60г |
100г |
Задача 3. |
70кг |
90кг |
4 8кг |
80кг |
120кг |
82кг |
74кг |
90кг |
58кг |
78кг |
Задача 4. |
0,5г |
0,6г |
0,4г |
0,55г |
0,15г |
0,7г |
0,8г |
1г |
0,8г |
2г |
Задача 5. |
20% |
10% |
15% |
16%. |
30% |
8% |
9% |
4% |
2% |
18% |
Задача 6 |
40% |
20% |
30% |
45% |
42% |
15% |
25% |
35% |
50% |
60% |
Задача 7. |
1:4 |
1:20 |
1:200 |
1:40 |
1:3 |
1:80 |
1:30 |
1:60 |
1:25 |
1:16 |
Задача 8. |
0,5л |
0,6л |
0,2 л |
0,25л |
0,8л |
0,25л |
0,3л |
0,7л |
0,1л |
1л |
Задача 9. |
25мл |
75мл |
50мл |
60мл |
80мл |
65мл |
75мл |
85мл |
90мл |
100мл |
Задача10. |
50мл |
60мл |
36мл |
32мл |
30мл |
90мл |
40мл |
15мл |
25мл |
45мл |
4. ЭЛЕМЕНТЫ ДИСКРЕТНОЙ МАТЕМАТИКИ.
Группы, составленные из каких – либо элементов, называются соединениями. Различают три основных вида соединений.
Перестановки.
Перестановками из n элементов называются такие соединения из всех n элементов, которые отличаются друг от друга порядком расположения элементов.
Р= n ! n !-факториал ( 0!=1, 1!=1)
Р3 =3!=1·2·3=6
Перестановки с повторениями.
Пусть некоторые из элементов повторяются.
Например, элемент А встречается k- раз; элемент В- l раз ;…….элемент С-r раз. Тогда общее число перестановок с повторяющимися элементами:
¯Pn=(k,l,…r)=n!:(k!·l!...r!)
Размещения. Размещениями из n элементов по m в каждом называются такие соединения, которые отличаются друг от друга составом элементов и/или порядками их расположения.
Anm =n!:(n-m)!
Размещения с повторениями.
Пусть имеется некоторая совокупность предметов. Из этой совокупности выбирают k предметов таким образом, что каждый предмет фиксируется и возвращается обратно. Тогда 1-й предмет выбирается n- способами, 2-й тоже n-способами,…., k-й –тоже n-способами. По правилу произведения число различных комбинаций : Ānk =N=nk
Сочетания. Сочетаниями из n – элементов по m – в каждом называются такие соединения, которые отличаются друг от друга хотя бы одним элементом.
Cnm =n!:m!(n-m)!
Сочетания с повторениями.
Сочетание с повторением из n по k элементов – результат последовательного выбора k объектов из совокупности, состоящей из n объектов, при котором выбираемый предмет каждый раз после фиксирования возвращается обратно, а порядок появления объектов несущественен.
Ĉnm = Cn+ m-1m=(n+m-1)!:m!(n-1)!
Задание №6.
Задача1.
На прием к врачу пришли * пациентов. Сколькими способами они могут выстроиться в очередь?
Задача2.
Зав.отделением ежедневно просматривает отчеты о выписке и поступлении больных из * отделений . Если порядок просмотра случаен. Сколько существует способов их просмотра?
Задача 3.
Сколько имеется вариантов размещения * пациентов в 1 палате?
Задача 4.
Больной принимает * лекарства. Последовательность приема лекарств существенно влияет на результат лечения. Сколько имеется способов приема этих лекарств?
Задача 5.
В студенческой группе * человек. Из них необходимо выбрать старосту, профорга и физорга. Сколько возможных вариантов можно составить?
Задача 6.
Необходимо оценить знания студентов по * вопросам программы. Скрлько билетов по 3 вопроса можно составить?
Задача 7.
Имеются * пробирок с различными штаммами бактерий .Для эксперимента необходимо отобрать 4 пробирки. Сколькими способами это можно сделать?
Задача 8.
В вольере находится * кроликов. Для эксперимента необходимо отобрать 3особей. Сколькими способами это можно сделать?
Задача 9.
Для ночного дежурства на отделении в течение недели выделены *мед сестер. Сколькими способами можно установить очередность дежурств, если каждый м.сестра дежурит один раз?
Задача 10.
Сколько различных перестановок можно образовать из букв слова *?
Таблица числовых данных для решения задач по вариантам задания 6.
|
В-1 |
В-2 |
В-3 |
В-4 |
В-5 |
В-6 |
В-7 |
В-8 |
В-9 |
В-10 |
З. 1.
|
5чел. |
6чел. |
3чел. |
15чел. |
8чел. |
9чел. |
4чел. |
7чел. |
10чел. |
2чел. |
З.2.
|
6отд. |
2отд. |
5отд. |
3отд. |
7отд. |
9отд. |
10отд |
6 отд. |
8 отд. |
4 отд. |
З.3.
|
6чел. |
4чел. |
3чел. |
5чел. |
2чел. |
3чел. |
9чел. |
10чел. |
9чел. |
8чел. |
З.4.
|
4 |
6 |
2 |
5 |
3 |
7 |
8 |
12 |
10 |
16 |
З.5.
|
15ч |
16ч. |
10ч. |
12чел |
25ч. |
20ч. |
24ч. |
22ч. |
18ч. |
16ч. |
З.6.
|
20в. |
21в. |
24в. |
25в. |
28в. |
30в. |
33в. |
32в. |
35в. |
40в. |
З. 7.
|
10пр. |
8пр. |
6пр. |
12пр. |
14пр. |
20пр |
16пр. |
5пр. |
15пр. |
7пр. |
З. 8.
|
10кр. |
20кр. |
15кр. |
12кр. |
16кр. |
8кр. |
5кр. |
7кр. |
18кр. |
22кр. |
З. 9.
|
5чел. |
6чел. |
3чел. |
4чел. |
2чел. |
6 чел. |
3 чел. |
5чел. |
4чел. |
2чел. |
З.10.
|
Длин-но- ше- ее |
Абра-кадаб-ра |
Мо- ло- ко |
Мате-мати- ка |
Сто- ма- то- лог |
Ана-то- ми- чка |
Ана-сте- тик |
Во- ло- кно |
Ане-вриз- ма |
Аналь-гин |