Игровые технологии в математическом образовании
Эйхгорн Елена Владимировна
Смертельный грех учителя – быть скучным
Данная статья посвящена математическим играм и развлечениям в школе. Считаю, что эта тема весьма актуальна, так как большинство учащихся считают уроки математике и саму науку скучной, а нацеленность учителя на выпускной экзамен в формате ЕГЭ лишь усугубляет ситуацию. Как же поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету?
Цель статьи – поделиться опытом по организации математических игр, не забывая о целесообразности их проведения в определенных условиях.
В статье рассмотрены следующие вопросы:
- организация игровой деятельности учеников;
- основные структурные компоненты игр;
- методические вопросы при организации игр по математике;
- требования к организации математических игр;
- дана ссылка на коллекцию математических игр.
Удачно проведенная игра – это не только и не столько развлечение, игра – важный рычаг образовательного процесса, который способствует решению срезу нескольких задач:
- развитие умений и навыков (обучающая);
- создание благоприятной атмосферы, массовость (развлекательная);
- объединение коллектива, установление эмоциональных контактов (воспитательная);
- снятие эмоционального напряжения при обучении (релаксационная);
- подготовка к более эффективной деятельности (профилактическая).
Безусловно, важно не переоценивать образовательного значения игр, они не могут сформировать у обучающихся систематических прочных знаний. Игры хороши в системе с другими формами обучения, а результатом должны быть знания, соответствующие современному уровню развития науки и умение самостоятельно учиться.
Заметить у ученика малейшую искру интереса, создавать все условия для того, чтобы превратить ее в подлинный интерес к науке - в этом талант учителя.
Хорошая игра должна удовлетворять определенным требованиям, а именно: основываться на активности, творчестве и самостоятельности игроков; вызывать удовольствие, т.е. быть эмоциональной; должна учитывать возраст игроков; обязательно обладать элементом соперничества; иметь четко определенные и понятные правила, быть разнообразными по содержанию и по форме.
Далее рассмотрим два вида игр: игры на уроках и в формате внеклассных мероприятий.
Игры на уроках нацелены или на развитие отдельных мыслительных операций, или на формирование навыков. Важны и ролевые игры, они воспитывают дисциплинированность и благоприятны для развития остроты и логичности мысли. Какова бы не была форма проведения игры, математическая сторона ее содержания всегда должна отчетливо быть на первом плане.
Игры на уроках должны удовлетворять следующим требованиям:
- Правила должны быть четкими и понятными школьникам.
- Эмоциональная составляющая не должна преобладать над мыслительной.
- В процессе игры должно быть выполнено конкретное задание. Игра должна иметь завершение.
- Необходим строгий контроль за результатами выполнения заданий, учет результатов должен быть открытым.
- Чтобы игрокам было интересно, каждый из них должен быть активным участником мероприятия.
- Должны соблюдаться принципы – от простого к сложному, динамичные чередуются со спокойными.
Любое внеклассное мероприятие – это, прежде всего, непринуждённое общение, которое и нужно использовать для возникновения интереса к предмету.
В нашей педагогической практике разработаны и неоднократно проведены мероприятия по математике для всех параллелей с 5 по 11 классы. Конечно, цели игры должны соответствовать возрастной категории учащихся. В 5-7 классах большее внимание следует обратить на развитие математических способностей, любознательности, логики мышления детей, развитие коммуникативных возможностей учащихся. Для учащихся 8-11 классов - развитие аналитического мышления, воспитание сознательной дисциплины, умения работать в группе, умения выражать свою мысль в форме, доступной пониманию сверстников; формирование у учащихся «здорового» соперничества.
Игры после уроков способствуют развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Здесь к играм также предъявляется ряд требований:
- Игра должна быть хорошо продумана, включая стадии начала и заключения.
- Чтобы играть – надо знать. Игра должна носить познавательный характер;
- Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся хотели участвовать в ней. Игры должны учитывать возраст детей, уровень их развития, их знания.
- Математические игры должны учитывать индивидуальные особенности учащихся и групп учащихся, чтобы каждый смог проявиться в игре.
- Нужно предусмотреть разные по сложности варианты заданий.
Существует множество различных форм игр по математике: настольные, конкурсы, викторины, мини-игры, игры по станциям, КВНы, математические лабиринты, математическая карусель, бои и другие. Требования к подбору задач у разных видов игр различны. А вот структура единообразна, что отличает математическую игру от других.
Основные компоненты таковы: замысел (придает игре не только развлекательный, но и познавательный характер); правила (способствует организованности процесса игры), действия (регламентируются правилами игры, могут быть активизированы ведущим), содержание (усвоение и закрепление знаний, необходимых в игре), оборудование (различные средства наглядности, раздаточный материал и тому подобное), результат (является финалом игры, придает игре законченность и целесообразность). Все структурные элементы игры обязательны и взаимосвязаны между собой.
Предлагаю вашему вниманию несколько разработок математических игр, которые прошли неоднократную многолетнюю проверку на практике. Они выложены в разделе файлы на моей страничке по адресу:
http://ext.spb.ru/user/userprofile.html?tab=getprofilegallerytab.
Литература
- Геллер Е.М. Наш друг – игра. Минск: Народная асвета, 1979
- Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: книга для учителя / В.Д. Степанов. – М: Просвещение, 1991.
3. Гельфан Е.М. От игры к самовоспитанию. М., 1971
3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки, М.,1979
4. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе – М., 1991
5. Минкин Е.М. От игры к знаниям.- М.:Просвещение,1982
6. Пухначев Ю.В., Попов Ю.П. Математика без формул. - М.:Знание,1978
7. Болховитинов В.Н., Колтова Б.И. Твоё свободное время. Занимательные задачи, опыты, игры - М., Дет. лит-ра,1975
8. Дубровский В.Н., Калинин А.Т. Математические головоломки – М., Знание , 1990
9. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996
10. Лихтарников Л.М. Числовые ребусы и способы их решения – СПб., Лань, МИК, 1996
11. Учитесь мыслить нестандартно: Книга для учащихся /Б.М. Абдрашитов, Т.М. Абдрашитов, В.Н. Шлихунов. – М., Просвещение: АО «Учебная литература», 1996
12. Мочалов Л.П. Головоломки - М., Просвещение: АО «Учебная литература», 1996
13. Гелворалд М.Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике в восьмилетней школе – М., Просвещение, 1965
14. Оникум П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие - СПб,:Союз,1999
15. Ленивенко И. П. К проблеме организации внеклассной работы в 6 – 7 классах. //Математика в школе, 1993, №4
16. Щеглов Г.Н. Развитие навыков исследовательской работы в математической игре. //Математика в школе, 1967, №2
17. Батаева Т. П. Ещё раз об игре на уроке. //Математика в школе, 2000, №5
18. Кудинова О. Н. В помощь молодому учителю (примеры игр.). //Математика в школе, 1994, №2
19. Борода Л. Я., Борисова А. М. Некоторые формы работы по привитию интереса к математике (об использовании игр и соревнований на уроках математики). //Математика в школе, 1990, №4
20. Шеронова А. В. К вопросу о применении игры на уроке. //Математика в школе, 1999, №6