Игровая деятельность на уроках математики
Ковалева Альфия Фагильевна,
учитель математики и информатики
ГОУ Школы №429 им. М.Ю. Малофеева
Санкт-Петербурга
В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой формирования положительной мотивации к обучению математике, с вопросом, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
С целью преодоления данных проблем я решила обратиться к игровой технологии. Ведь игра, наряду с трудом и учением, это один из основных видов деятельности человека. Приведу два определения игры- психологическое: «Игра – деятельность в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта» и дидактическое: «Игра – форма образовательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации и имеющая двуплановый характер: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и регламентирующими обстоятельствами».
В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Несмотря на то, что игра не является ведущим видом деятельности на второй ступени обучения, она может значительно повысить эффективность обучения, получить положительные результаты.
Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер.
С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу.
Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают:
· как средство обучения (учить, играя);
· как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя);
· как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя);
· как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре);
· как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре);
· как средство диагностики (раскрываемся в игре) и т.д.
При проведении игр на уроках математики, придерживаюсь общих требований к проведению игр:
· точность воспитательно-образовательной задачи;
· четкость объяснения правил и методики проведения игры;
· соответствие игры возрасту, уровню развития и интересам детей;
· соответствие игры общему направлению деятельности объединения и задачам конкретного занятия;
· эмоциональность и заинтересованность самого педагога в процессе игры;
· вариативность, повторяемость и сменность игр.
Для достижения поставленных целей проведения игры на уроке выделила несколько основных этапов проведения игры в образовательном процессе: тщательная подготовка игры педагогом; точное краткое объяснение правил учащимся; закрепление игры на последующих занятиях с напоминанием основных правил; введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой.
Провожу уроки в игровой форме, чаще всего, это темтические уроки перед календарными празниками (Новый год, 23 февраля, 8 марта), а также использую отдельные игровые элементы на различных этапах урока:
· актуализации знаний;
· изучении нового материала;
· закреплении полученных знаний и умений;
· контроле знаний.
На отдельных этапах уроков бывают полезны следующие игры, которые можно наполнять различным содержанием в зависимости от темы урока.
1. Математическая зарядка
Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Учащиеся либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений с дробями. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги, или на слайде презентации. Учащиеся поднимают правую руку,сли в результате получилась правильная дробь, левую, если неправильная, обе – если смешанное число.
2. «Расшифруй»
Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно составить какое-нибудь слово или фразу, соответствущую теме занятия.
Например: Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать фамилию российского математика.
3. «Математическая эстафета».
Команде учащихся выдают карточку с заданиями, каждый участник команды выполняет одно задание, передает лист следующему участнику, как эстафетную палочку.
4. Игра «Третий лишний»
Командам поочередно демонстрируются , либо выдаются карточки с названиями различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Необходимо найти «третьего лишнего». Например:
· гектар, сотка, метр;
· ярд, тонна, центнер;
· конус, квадрат, круг;
· треугольник, прямоугольник, квадрат;
· прямая, отрезок, угол;
· 0,7; 2,1; 0,6;
5. Игра “Окошки” (“Десяточка”, ”Лесенка”).
Игра “Окошки” построена на принципах простейшего лото. Карточка для такой игры представляет собой таблицу из двух столбцов и десяти строк. В первом столбце записаны задания, а второй столбец, предназначенный для заполнения его ответами соответствующих заданий, пуст.
Таким образом, на каждой игровой таблице имеются 10 окошек. Они будут заполнены в процессе игры фишками соответствующих размеров, на которых записаны ответы к заданиям. По условиям игры учащийся (или команда) должен заполнить правый столбец фишками с ответами, которые он получает в придачу к карточке.
6. Не ошибись.
Несколько играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.