Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О необходимости создания ЭОР
«Банк заданий по математике базового уровня»
для средней и старшей школы

 

1. Актуальность темы и постановка целей и задач.

2. Что имеется на данный момент и как этим можно пользоваться.

3. Что необходимо создать, чем можно дополнить.

4. Каковы перспективы.

5. Можно ли без этого обойтись?

 

1. Актуальность темы и постановка целей и задач.

На протяжении последних  20  лет в РФ неуклонно снижается качество математической подготовки школьников и студентов. Так же снижается и стремление самих учащихся изучать технические науки. Этот факт не раз отмечался с высоких трибун. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях и заслуженный учитель России, доцент Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, заместитель директора физико-математического лицея №239 г. Санкт-Петербурга, автор более ста научных работ по педагогике, математике, техническим наукам, создатель и руководитель Санкт-Петербургского городского Центра для одаренных детей С.Е. Рукшин (см. ссылки ниже).

Основная причина происходящего – социально-экономическая. Как мы помним, начиная с  90-х годов прошлого века, качественное образование перестало быть гарантом успешности в дальнейшей жизни. Самореализация выпускников школ и вузов на протяжении последних  20  лет перестала быть связанной с успешностью обучения в школах и вузах. Профессии, связанные с фундаментальной наукой, культурой стали не популярными в обществе из-за низких заработных плат. К сожалению, этот процесс продолжается и сейчас.

Одним из следствий падения в обществе престижа знаний, инженерных профессий и научно-исследовательской деятельности стало снижение внутренней мотивации учащихся к учебной деятельности. Например, это выражается в падении значения школьной успеваемости в системе ценностей учащихся. Стараться учиться в школе сейчас «не модно». Хорошо учатся только те дети, в семьях которых сохранилось отношение к образованности, как к ценности, или которые наделены соответствующими способностями от природы.

Отсутствие внешних подкрепляющих, стимулирующих факторов со стороны семьи и общества к успешной учёбе привело к общему падению успеваемости учащихся в школе. Если  20  лет назад отметка  «3»  считалась плохой, то для большинства современных школьников «тройка» обычная отметка. Это является отражением достаточно сложного социального процесса, о котором не часто говорят, но который прекрасно виден учителям в любой школе – падение значения семьи и прежде всего, падение авторитета родителей. Проще говоря, современным родителям становится всё труднее влиять на своих детей, что бы те хорошо учились.

Отмечая вышеперечисленные особенности современной школы, нетрудно было спрогнозировать результаты последнего ЕГЭ, например, по математике.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что причиной известных результатов ЕГЭ  2014  года по математике и русскому языку является недостаточная мотивация (внутренняя и внешняя) учащихся к изучению этих предметов и учёбе вообще, вызванная социально-экономическими причинами.

Мы, учителя, не можем изменить социально-экономическую ситуацию в стране. Но мы можем попытаться изменить внешнюю мотивацию школьников к обучению. Для этого у нас есть два инструмента: методика преподавания учебного предмета и личность каждого педагога в отдельности. В этой статье будем рассматривать некоторые методические вопросы, связанные с повышением интереса учащихся к изучению математики в школе и повышению его уровня. Речь пойдёт о том, что можно (и нужно) сделать, чтобы задачи базового уровня ГИА и ЕГЭ по математике не являлись бы не преодолимым препятствием для большого процента учеников.

Современная программа математического образования школьников, во-первых, достаточно насыщенная, во-вторых, интенсивная, в третьих, как следствие, предполагает достаточно большой объём самостоятельной работы школьников для её усвоения. То есть, программа рассчитана на учащегося, который будет стараться учиться. В действительности же, как показывают результаты ЕГЭ, не все учащиеся могут освоить базовую программу, особенно в старшей школе. Причём, независимо от УМК по которому обучались школьники. Одна из причин этого – интенсивность программы (как видно, для многих учеников). В любом УМК (исключение составляет УМК «Сфера») есть недостаток: малое количество однотипных заданий базового уровня. А ведь именно о неумении решать задания базового уровня говорят нам результаты ГИА и ЕГЭ. Поэтому возникает потребность в сборниках очень простых заданий, где есть сотни однотипных примеров на все изучаемые формулы, правила, способы решения. Задания должны охватывать весь без исключения базовый уровень и определять его. Очевидно, что издавать такой сборник в виде книги было бы очень дорого, но его можно сделать в виде официального интернет ресурса.

Отметим, что в последнее время в СМИ появились сообщения о предложении Федерального Института Педагогических Измерений о разделении ЕГЭ на базовый о профессиональный уровни. Если это произойдёт, то следующим шагом будет создание открытого банка заданий ЕГЭ базового уровня.

Таким образом, для большинства школьных учителей математики становится актуальным иметь в своём распоряжении банк заданий базового уровня и полный перечень всех знаний, умений, навыков, которые считаются базовыми.

Создание такого банка в виде ЭОР – это задача, решение которой должно способствовать достижению следующих целей:

1) повысить интерес учащихся к изучению математики за счёт создания прочных базовых знаний и умений, что должно привести к повышению успешности изучения предмета (и, как следствие, успеваемости);

2) обеспечить учителям и учащимся свободный доступ к большому числу базовых заданий, систематизированных по типам, стандартным для всех УМК;

3) дать возможность учащимся в любое время проверить свою подготовленность по заданиям базового уровня сложности.

Рассмотрим имеющиеся на данный момент общеизвестные образовательные ресурсы с точки зрения их соответствия установленным целям. Заметим сразу, что, к сожалению, весь частный опыт учителей, годами создававших свои собственные «копилки» с заданиями может оказаться морально устаревшим по причине объёма материала, недостаточной полноты относительно всех типов базовых заданий,  индивидуальных особенностей подбора заданий, общественной доступности и т.д. Далее будет предложено, как можно использовать этот опыт, эти задания для построения ЭОР заданий базового уровня.

Начнём с известных сайтов  http://mathgia.ru и  http://mathege.ru. Конечно же, само существование этих сайтов несёт учителям математики и учащимся огромную пользу, так как:

1) на этих сайтах дан наиболее полный каталог базовых заданий по курсу математики на данный момент. (К сожалению, не ко всем типам заданий есть тексты прототипов, к некоторым типам заданий есть только прототипы, а к некоторым – не достаточное количество заданий данного типа).

2) Приведён наиболее полный на сегодняшний день каталог по умениям решать математические задания. Не ко всем типам указанных в перечне умений есть хотя бы прототипы.

3) Официально (проект реализован Московским институтом открытого образования, при участии Московского центра непрерывного математического образования © Федеральная служба по надзору в сфере образования, 2009-2013
© МИОО) демонстрируют уровень математической сложности базовых заданий.

4) Задания в большинстве случаев структурированы по темам и способам решения. Задания даны без ответов.

5) Дают возможность подготовиться к экзаменам (итоговой аттестации). Содержат тренировочные работы, которые можно выполнять и проверять, в том числе, в он-лайн режиме. Количество тренировочных работ явно не достаточно.

6) Дают возможность пользоваться Открытыми банками как источниками большого количества заданий базового уровня сложности по разным темам для отработки, закрепления, контроля, повторения учебного материала.

7) Дают возможность самоподготовки.

Таким образом, необходимость сайтов  http://mathgia.ru и  http://mathege.ru, что они исключительно полезны для подготовки к экзаменам, а в контексте нашей темы – являются систематизированными сборниками заданий по математики для 6-11-х классов базового уровня сложности. И официально демонстрируют сложность базовых заданий.

Не умаляя полезности этих сайтов, нужно заметить, что пользоваться ими для других учебных целей не всегда удобно.

Учителям математики хорошо известны сайты  http://reshuege.ru и  http://sdamgia.ru. Задания базового уровня сложности для этих сайтов берутся из Открытых банков http://mathgia.ru и  http://mathege.ru. Поэтому ресурсы http://reshuege.ru и  http://sdamgia.ru наследуют недостаток «материнских» ресурсов http://mathgia.ru и  http://mathege.ru: в ряде случаев они не содержат достаточного количества заданий, аналогичных прототипам. Если сравнить ресурсы  http://mathgia.ruhttp://mathege.ru с  http://reshuege.ru и  http://sdamgia.ru, то можно заметить, что на последних сайтах:

1) лучше систематизирован материал, задания разбиты по темам более подробно, чем на  http://mathgia.ruhttp://mathege.ru.

2) Есть ответы к прототипам и к части заданий, аналогичных прототипам, что даёт более широкие возможности для самоподготовки. На сайтах http://reshuege.ru и  http://sdamgia.ru, как уже говорилось, ответов к задания нет.

3) Имеется возможность легко выбрать задания по нужным темам и организовать проверку знаний и умений по выбранным темам. На сайтах http://reshuege.ru и  http://sdamgia.ru это делать не удобно из-за не точной каталогизации заданий.

Ресурсы  http://reshuege.ru и  http://sdamgia.ru являются большим подспорьем для учителей математики. Они позволяют организовать подготовку и самоподготовку учащихся к различным видам итоговой аттестации. Этими ресурсами можно пользоваться как сборниками заданий базового уровня сложности начиная с  5-6  классов.

Другие интернет-ресурсы малоизвестны и не обладают дидактической полнотой содержания. Они в лучшем случае представляют собой сборники заданий по разным темам, составленные отдельными авторами или коллективами. Такие ресурсы удобно использовать как копилки собственных наработок. Для того чтобы поделиться ими с коллегами, коллеги должны, во-первых, знать о существовании этого ресурса и, во-вторых, о его конкретном содержании.

Получается, что если учителю математики нужен большой объём заданий базового уровня сложности по какой-то теме, то у него есть следующие возможности:

1) составить самому, что занимает силы и время;

2) попробовать найти их на вышеупомянутых сайтах. И тут уже как повезёт с наличием нужных заданий и их количеством;

3) Попробовать найти их на других ресурсах, то есть пересмотреть достаточно много сайтов без гарантии успеха найти нужный материал в нужном объёме.

Сегодняшнее положение вещей в школьном математическом образовании в  РФ, судя по результатам ГИА-14 и ЕГЭ-14, говорит о том, что в преподавании математики необходимо подолгу останавливаться на задачах базового уровня сложности, создавая необходимую базу умений и навыков на уровне узнавания и воспроизведения изучаемого материала. Сейчас учителям математики предстоит больше учебного времени уделять повторению пройденных тем, дифференцированному и групповому обучению (а для этого - составлению индивидуальных заданий). Значит,

и дифференцированным домашним заданиям и проверочным работам. При этом речь идёт о базовом уровне сложности заданий. Всегда были и есть учащиеся, занимающиеся самоподготовкой. Как правило, им не хватает самых простых, базовых заданий по темам курса математики. Их просто не откуда взять.

Как уже отмечалось, подавляющее большинство УМК не обладают значительным количеством простых заданий в силу ограниченности возможностей печатных изданий. Поэтому учителям, независимо от УМК, необходимо иметь доступ к полному, большому набору заданий базового уровня сложности. Для этого достаточно создать специальный ЭОР, являющийся банком таких заданий. ЭОР должен быть официальный, поддерживаемый ФИПИ или Рособрнадзором, то есть федеральными структурами, имеющими возможность определять базовый уровень сложности школьных заданий. Опыт создания похожих ресурсов уже имеется – это те же  http://mathgia.ruhttp://mathege.ru или, что более близко к требуемому, http://reshuege.ru и  http://sdamgia.ru. Кроме того, так как количество заданий на ресурсе должно быть большим, больше, чем, например, на http://mathege.ru, то можно было бы предложить всем желающим присылать свои сборники заданий по разным темам школьной программы. Далее редактора сайта отбирали бы нужный материал из присылаемого. Это упростило и ускорило бы процесс построения ресурса. Если присылаемый материал, оказавшийся полезным для сайта, засчитывать как методическую публикацию, то многие учителя включатся в работу, что снизит затраты на создание сайта.

Если взять за отправную точку структуру сайта http://reshuege.ru, то в новый ЭОР необходимо дополнить следующим:

1) ввести более подробную каталогизацию типов базовых заданий, с подробностью до каждой изучаемой формулы и метода решения;

2) каждый тип заданий обеспечить большим количеством (от  40 штук) аналогичных заданий;

3) снабдить все задания ответами;

4) обеспечить возможность проверки ответов, в том числе,  в он-лайн режиме.

Если описываемы ресурс будет создан, то это даст возможность, наверное, всем учителям математики оптимизировать свою урочную и внеурочную деятельность, работать, применяя новые технологии. Самоподготовку учащихся можно тогда будет вывести на новый качественный уровень. Подобное произошло с появлением сайтов http://reshuege.ru и  http://sdamgia.ru. Не претендуя на полноту, можно перечислить, что даст учителям и ученикам появление такого ЭОР:

1) любой желающий сможет узнать сложность базовых заданий по любой теме школьной программы по математике;

2) любой желающий сможет потренироваться в умении решать базовые задания по математики по любой выбранной теме;

3) любой желающий сможет организовать самопроверку успешности освоения им каких-либо тем математики из школьной программы;

4) учителя будут иметь доступ к необходимому количеству заданий минимального (базовый) уровня сложности по всем темам школьного курса, которые можно использовать при организации повторения, отработки, контроля;

5) применение таких технологий, как дифференцированное обучение, групповое обучение, индивидуальное обучение, метод проектов станет более осмысленным и лёгким, так как получит опору в виде официальных (а не придуманных учителем или ограниченных УМК) базовых заданий;

6) дистанционное и самостоятельное обучение получит новые возможности: задачник базового уровня и возможность самоконтроля;

7) учителя и учащиеся получат универсальный (для любого УМК) задачник базового уровня сложности по всем темам школьной программы по математике;

8) учителя при подготовке к урокам и организации домашнего задания получат новые возможности, помогающие решению насущных проблем обучения;

9) систематическое обращение к содержанию такого ЭОР на уроках и при выполнении домашнего задания (повторение, закрепление) поможет эффективнее создавать необходимую базу математических программы знаний и умений для освоения более сложной и глубокой программы.

Могут ли учителя обойтись без подобного ЭОР в современных условиях? Конечно, могут. Только тогда практически всем учителям придётся создавать свои персональные банки заданий базового уровня сложности, включая ответы. Те, кто занимался подобной работой, знают насколько долгий и трудоёмкий этот процесс. Очевидно, что персональные банки заданий всегда обладают большим количеством недостатков, чем специально созданный, по заказу Министерства образования, банк заданий. Поэтому лучше выпустить один качественный, удобный для учителей и учеников, одобренный Министерством образования продукт, чем оставить учителей математики один на один с необходимостью делать самостоятельно то же самое, только значительно хуже по качеству. Без подобного ЭОР сложно придётся учащимся с недостаточной математической подготовкой, которых теперь достаточно много, как показывают результаты ГИА-14 и ЕГЭ-14. Для поднятия их математического уровня до минимальных требований им не обойтись без практики решения большого количества заданий базового уровня сложности по различным темам школьной математики. И если Министерство образования вынуждено признать существование такой проблемы, то и решать её нужно, предлагая новые возможности и создавая дополнительные условия для  повышения успешности обучения.

В заключении отметим, что создание банков заданий базового уровня знаний и умений – далеко не новая идея. Например, в высшей школе хорошо известны и популярны такие сборники заданий по всем разделам высшей математики, как задачники Кузнецова и Рябушко (см. ссылки ниже). Эти сборники задач для студентов обладают одним необходимым на данный момент качеством: они содержат большое количество однотипных не сложных задач. Вузовские преподаватели давно заметили необходимость в таких пособиях. Как уже отмечалось, в средней и старшей школе аналогичные сборники в бумажном виде выпустить невозможно из-за очень большого количества изучаемых тем. Поэтому электронное издание универсального школьного задачника по математике со временем станет вполне естественным шагом.

 

 

Ссылки:

1. Интервью С.Е. Рукшина

http://www.gazeta.ru/comments/2014/02/12_x_5903065.shtml.

2. Интервью  С.Е.  Рукшина

https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.gazeta.ru%2Fsocial%2F2013%2F11%2F22%2F5764921.shtml&post=3919529_260.

3. Интервью  С.Е.  Рукшина

https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=jdHA8WpcrTI.

4. О Концепции развития математического образования

http://www.gazeta.ru/social/2013/11/29/5775969.shtml.

5. Кузнецов Л.А. Сборник заданий по высшей математике (типовые расчеты). — СПб: Издательство «Лань», 2005.

6. Рябушко А.П. Сборник индивидуальных заданий по высшей математике (в 3 частях). – Минск, «Вышэйшая школа», 1990-1991.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»