Лобанова Елена
Роль математики в самых разнообразных сторонах жизни общества резко возросла и, несомненно, будет возрастать и далее. Между учебным предметом и математикой, применяемой на практике, есть определённая пропасть. Мостом между ними может и должно послужить существенное усиление прикладной направленности курса математики.
Часто уроки математики не дают убедительного ответа на вопрос: Зачем всё это нужно? Здесь, видимо, должна решаться важная методическая проблема сближения школьных методов решения учебных задач с методами, применяемыми на практике; необходимо раскрытие особенностей прикладной математики, её воспитательных функций; усиливать межпредметные связи. На уроках математики необходимо на доступном для учащихся языке обеспечивать действительные взаимосвязи содержания математики с окружающим миром, рекомендовать применение отдельных тем в смежных науках, в профессиональной деятельности, в производстве и в быту.
На уроках математики нужно обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала с его практической значимостью. Формировать у учащихся прочные и осознанные математические навыки, необходимые как для дальнейшего изучения математики, так и для решения прикладных задач. Большое значение в процессе обучения математики имеет понимание школьниками практической значимости того или иного учебного материала, ближней и далёкой перспективы его использования.
Иногда на уроках математики при решении текстовой задачи стараются как можно быстрее перейти к математической формулировке, например к уравнению, сосредоточивая всё внимание на решение этого уравнения. Это, пожалуй, неправильно. Пусть задач будет решено меньше, но не следует жалеть времени на неформальное обсуждение условия исходной задачи, уяснение смысла участвующих в ней величин, на выбор и мотивировку, гипотез, на адекватность математической модели, на обсуждение выводов из её изучения.
Эти моменты вызывают наибольшее затруднения, и именно владение ими определяет умение применять математику за её пределами. Такое применение можно демонстрировать на самом разнообразном материале.
Постоянная, органическая связь теории с практикой в преподавании математики обеспечивает такое усвоение учащимися программного материала, при котором теория становится для них руководством к действию, к решению практических задач, возбуждает интерес к изучению математики, повышает творческую активность. Но постановка жизненных задач дело не простое. Примерами таких задач могут служить известные задачи об определении ширины реки, высоты дерева и т.д. Изучение новой темы желательно подтверждать практическими примерами.
Иллюстрацией практического применения таких понятий, как наибольший общий делитель, взаимно простых числа, числа кратные данному может послужить решение такой задачи.
“Продавец потерял гири. Будучи человеком изобретательным, он находит товар весом по 4 кг. и 6 кг. Какой вес он может взвесить с их “помощью”? Сможет ли он взвесить любое число килограммов?”
Решая эту задачу, ученики, в конечном счете, убеждаются, что в заданных условиях можно взвесить любой товар, вес которого кратен наибольшему делителю имеющейся пары. Отсюда один шаг до мысли о том, что для взвешивания любого веса необходимо иметь товары, веса которых взаимно просты.
Учащимся в школе приходится больше всего решать задачи с отвлечённым, абстрактным условием, к которому они не всегда проявляют интерес, от чего страдают их активность и заинтересованность при решении задач. Часто у школьников проявляется мысль, будто бы задачи бывают прикладные, то есть нужные в жизни, и непрактические, которые никому в жизни не понадобятся. Для устранения таких ошибок целесообразно использовать любую возможность показа того, что абстрактная задача может быть связана с прикладными задачами.
Например:
- Из математической треугольной пластинки нужно вырезать круг наибольшего радиуса. Как определить центр этого круга?
- Двор имеет треугольную форму. Где нужно вкопать столб для подвески светильника, чтобы наилучшим способом осветить ближайшие к столбу точки сторон треугольника?
- Лесная поляна имеет форму треугольника. В какой её точке безопаснее развести костёр?
- Постройте точку, одинаково удалённую от сторон заданного треугольника.
На примере этих задач показать, что, несмотря на их принадлежность к совершенно различным сторонам применения математики, все они сводятся к решению отвлечённой задачи №4.
В курсе алгебры, при изучении тем “Квадратные уравнения” можно показать учащимся, что важно уметь решать абстрактные задачи, так как каждая абстрактная задача может быть моделью нескольких практических задач.
1. Решить уравнение x2-58x+480=0.
2. Имеется материал для построения забора длиной116 м. Можно ли загородить этим забором прямоугольный загон для уток на птицефабрике площадью 4,8 а. Определить стороны этого загона.
На первый взгляд кажется, что это совсем разные задачи. Разные они и по структуре и по методам решения. Первая представляет собой квадратное уравнение. Вторая задача с практическим содержанием, по характеру геометрическая, по структуре принадлежит к задачам на нахождение чисел по их сумме и произведению, но решение второй задачи сводится к решению задачи №1.
Такой подход к решению задач показывает учащимся реальную необходимость применения получаемых знаний для достижения стоящих перед ними практических целей.
Межпредметные связи – одно из важных средств реализации прикладной направленности школьного курса математики.
Важная сторона межпредметных связей состоит в согласовании трактовки ряда вопросов на уроках математики и физики. При изучении темы “Векторы” возникает необходимость согласования понятия вектора, как математического объекта с вектором, используемым в физике. Рассматривая сложение векторов, полезно вспомнить о векторной природе силы.
Установление тесной связи при обучении математики, рисованию, черчению, труду открывает широкие возможности для проведения работы по формированию и развитию пространственных представлений учащихся.
По модели прямоугольного параллелепипеда построить его развёртку (выполнив необходимые измерения). Вычислить объём модели.
Как уже было сказано выше, доказывая теорему, решая задачу и т.д., всегда надо показывать ученикам их применение в других дисциплинах. Самым тесным образом математика связана с информатикой. Новые технологии позволяют проводить комплексное тестирование, с использованием цифровых образовательных ресурсов. Владение учащимися компьютерной грамотностью позволяет разнообразить решение многих задач. Например, при изучении тем “Решение уравнений и их систем” можно решать уравнения аналитическим, графическим способами, а также с помощью компьютерной программы с последующим анализом и сравнением различных вариантов решения.
На 3 странице учебника математики для 5кл. под редакцией Н.Я. Виленкина, В. И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурд, авторы обращаются к учащимся: “И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без хорошего знания математики. Рабочий и моряк, инженер и полевод, лётчик и домашняя хозяйка выполняют различные вычисления.”
Реализуя межпредметные связи, учитель не только показывает возможности применения математических знаний и умений, но и знакомит учащихся с миром профессий, с условиями успешного овладения избранной специальностью. Использование межпредметных связей математики и других предметов помогает убедить школьников в том, что работникам различных профессий необходима не только специальная, но и математическая подготовка, без которой нельзя заниматься рационализацией, изобретательством, творчески трудиться.