Использование технологий личностно ориентированного образования на уроках математики
Аракчеева Р.И.
учитель математики ГБОУ СОШ № 653
Калининского района
Цель обучения в современной школе состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать в едином коллективе с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Поэтому важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем в традиционной системе обучения. И это важно знать. Учитель раскрывает на уроке математики научные понятия, описываемые через логически существенные признаки. А для учащегося эти признаки могут быть не всегда личностно значимыми. Добиться того, чтобы существенные признаки понятий стали личностно—значимыми—основная задача учителя предметника.
При фронтальной работе в классе учитель гибко и динамично должен:
- включать каждого учащегося в тематику урока;
- знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности;
- анализировать содержание субъективного опыта учащегося, активно его включать и использовать по ходу урока;
- поощрять самостоятельность, инициативу, творчество учеников независимо от их успеваемости;
- признавать за каждым право на ошибку, но с обязательным анализом ее причин, определения путей ее устранения;
- опираться на сложившиеся предметные ориентации каждого учащегося, ососбенности его семантической активности.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает разработку содержания, средств, методов обучения, задающего не ЗУНы как главную цель, а предполагающие систематические усилия педагога в следующих направлениях:
установление уровня обученности учащихся данного класса (через разноуровневые диагностические и тестовые работы);
составление индивидуального маршрута для ликвидации пробелов и дальнейшего успешного изучения программного материала ( на основе анализа полученных данных производится выстраивание индивидуального учебного маршрута, который отражен в зачетной книжке);
Ведение профессиональной папки ( профессионального портфеля) учителя—предметника, как способа самооценки (содержащая карты учебной деятельности учащихся по четвертям);
Изучение литературы по данной проблеме и изучение новых образовательных технологий;
Внедрение методов личностно—ориентированного обучения в учебно – воспитательный процесс.
Обобщенное описание зачетной книжки.
Зачетная книжка—индивидуальном образовательном продукт, который отражает личностный рост учащегося, стимулирует его познавательные способности. Она построена на трех основных компонентах: |
||
Информационный |
Аналитический |
Справочный |
(учащемуся сообщается структура его учебного маршрута на учебный год); |
(дается разноуровневая оценка успеха учащегося); |
(даются тематические карточки—консультанты или составляются самостоятельно опорные конспекты по изучаемым вопросам). |
Опыт показывает, что разработанная методика эффективна не только для учащихся, но весьма значима для педагога, так как создается ситуация, при которой идея индивидуализации и ориентации на личностные достижения объединяются в форме конкретного школьного документа.
Изучаемая литература:
Личностно—ориентированное обучение в современной школе. Якиманская И.С.
Как развивать учащихся на уроках математики. Якиманская И.С..