Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики

 

Максимова Мария Борисовна,
учитель математики ГБОУ Гимназия № 166
Центрального района Санкт-Петербурга

Сибул Елена Кузьминична,
учитель математики ГБОУ Гимназия № 166
Центрального района Санкт-Петербурга

 

Довольно часто учителям математики приходится выслушивать от учеников упреки такого рода: «Зачем мне ваша математика? Я гуманитарий, мне никогда не понадобятся ваши логарифмы и производные!» А ведь мы, учителя,  стараемся, вкладываем в их головы знания и навыки! Мы хотим вырастить из наших учеников грамотных, логически думающих, умеющих действовать, компетентных людей!

Быть компетентным –  это значит уметь поставить перед собой цель; спланировать действия по ее достижению; выполнить эти действия и получить результат.

Компетенция отличается от знаний – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Компетенция отличается от навыка - компетенция всегда связана с осознанием деятельности. Навык – действие выполняемое  автоматически. Т.е. компетенция – это осознанная, мотивированная деятельность с использованием имеющихся знаний и навыков.

Большинство заданий в учебниках математики направлены на получение знаний и отработку навыков. И это, с моей точки зрения, абсолютно верно. Однако ученики редко связывают учебные задания с реальной жизнью. Например, совсем недавно мне пришлось услышать такой комментарий: «Кто придумал эту странную задачу: в одну трубу в бассейн вода наливается, а из другой выливается? Кому придет в голову делать такой бассейн?» Пришлось объяснять, что все нормальные бассейны именно так и устроены, и даже рассказать страшный случай про девочку, волосы которой засосало как раз  в сливную трубу. (Это, кстати, вполне реальная и подходящая к нашей теме учебная задача: Как нужно изменить диаметр трубы, чтобы при прочих равных условиях уменьшить всасывающую силу?)

Итак, чтобы у ученика появилась потребность в использовании полученных знаний и навыков, появилось ощущение его все возрастающей компетентности, можно и нужно использовать на уроках компетентностно –ориентированные задания.

Что такое компетентностно -ориентированное задание? Его структура в общем случае содержит 5 пунктов:

1).Стимул  – погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;

2). Задачная формулировка – точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;

3). Источник информации – содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;

4). Инструмент  проверки – ключ, модельный ответ, аналитическая шкала;

5). Бланк – задает структуру предъявления учащимися результата своей деятельности.

Можем сделать вывод, что подобное задание в математическом плане подразумевает:

- умение находить необходимую информацию;

- умение интерпретировать ее в математическую задачу( строить математическую модель);

- умение использовать подходящие математические методы для ее решения;

-умение использовать полученный результат в учебных и познавательных целях.

 

Приведем пример самого простого компетентностно ориентированного задания.

Задание: Разместить в банке 100000 рублей с наибольшим доходом за год.

Для решения этой задачи потребуется:

- Собрать информацию – понять в каком банке и под какой процент можно сделать вклад;

- Интерпретировать полученные сведения в математическую задачу и решить ее, используя полученные навыки;

- Предъявить результат.

Информацияможет быть представлена в виде рекламных брошюрок, сведений из интернета и т.п. Допустим, мы ее уже собрали и можем обобщить:

Условия вкладов:

- БАНК «Годовой» предлагает  доход 27% за хранение денег в течение года.

- Банк «Полугодие» предлагает 13% за хранение денег в течение 6 месяцев.

- Банк «Квартал» начисляет доход 6,4% за хранение денег в течение 3 месяцев

Нахождение математической модели и способа действия, позволяющих решить поставленную задачу.

Обыденный взгляд видит здесь только начисление по формуле простых процентов.

Банк

Ставка

За год

Итоговая сумма

«Годовой»

27% за год

27%

100000*1,27= 127000

«Полугодие»

13% за 6 мес.

26%

100000*1,26=126000

«Квартал»

6.4% за 3 мес.

25,6%

100000*1,256= 125600

Подготовленный же ученик, у которого сформированы навыки компетентностного мышления, знает, что здесь применяется формулы сложных процентов.

Банк

Ставка

Итоговая сумма

«Годовой»

27% за год

100000*1,27= 127000

«Полугодие»

13% за 6 мес.

100000*(1,13)2=127690

«Квартал»

6.4% за 3 мес.

100000*(1,064)4= 1281640

Предъявленным результатом будет доход, полученный за год.

Задания подобного рода вызывают в учениках неподдельный интерес к результату решения и общую заинтересованность в изучении математики. Они делают уроки математики нескучными,  а процесс познания – осмысленным.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»