Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики
Максимова Мария Борисовна,
учитель математики ГБОУ Гимназия № 166
Центрального района Санкт-Петербурга
Сибул Елена Кузьминична,
учитель математики ГБОУ Гимназия № 166
Центрального района Санкт-Петербурга
Довольно часто учителям математики приходится выслушивать от учеников упреки такого рода: «Зачем мне ваша математика? Я гуманитарий, мне никогда не понадобятся ваши логарифмы и производные!» А ведь мы, учителя, стараемся, вкладываем в их головы знания и навыки! Мы хотим вырастить из наших учеников грамотных, логически думающих, умеющих действовать, компетентных людей!
Быть компетентным – это значит уметь поставить перед собой цель; спланировать действия по ее достижению; выполнить эти действия и получить результат.
Компетенция отличается от знаний – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Компетенция отличается от навыка - компетенция всегда связана с осознанием деятельности. Навык – действие выполняемое автоматически. Т.е. компетенция – это осознанная, мотивированная деятельность с использованием имеющихся знаний и навыков.
Большинство заданий в учебниках математики направлены на получение знаний и отработку навыков. И это, с моей точки зрения, абсолютно верно. Однако ученики редко связывают учебные задания с реальной жизнью. Например, совсем недавно мне пришлось услышать такой комментарий: «Кто придумал эту странную задачу: в одну трубу в бассейн вода наливается, а из другой выливается? Кому придет в голову делать такой бассейн?» Пришлось объяснять, что все нормальные бассейны именно так и устроены, и даже рассказать страшный случай про девочку, волосы которой засосало как раз в сливную трубу. (Это, кстати, вполне реальная и подходящая к нашей теме учебная задача: Как нужно изменить диаметр трубы, чтобы при прочих равных условиях уменьшить всасывающую силу?)
Итак, чтобы у ученика появилась потребность в использовании полученных знаний и навыков, появилось ощущение его все возрастающей компетентности, можно и нужно использовать на уроках компетентностно –ориентированные задания.
Что такое компетентностно -ориентированное задание? Его структура в общем случае содержит 5 пунктов:
1).Стимул – погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
2). Задачная формулировка – точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
3). Источник информации – содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;
4). Инструмент проверки – ключ, модельный ответ, аналитическая шкала;
5). Бланк – задает структуру предъявления учащимися результата своей деятельности.
Можем сделать вывод, что подобное задание в математическом плане подразумевает:
- умение находить необходимую информацию;
- умение интерпретировать ее в математическую задачу( строить математическую модель);
- умение использовать подходящие математические методы для ее решения;
-умение использовать полученный результат в учебных и познавательных целях.
Приведем пример самого простого компетентностно ориентированного задания.
Задание: Разместить в банке 100000 рублей с наибольшим доходом за год.
Для решения этой задачи потребуется:
- Собрать информацию – понять в каком банке и под какой процент можно сделать вклад;
- Интерпретировать полученные сведения в математическую задачу и решить ее, используя полученные навыки;
- Предъявить результат.
Информацияможет быть представлена в виде рекламных брошюрок, сведений из интернета и т.п. Допустим, мы ее уже собрали и можем обобщить:
Условия вкладов:
- БАНК «Годовой» предлагает доход 27% за хранение денег в течение года.
- Банк «Полугодие» предлагает 13% за хранение денег в течение 6 месяцев.
- Банк «Квартал» начисляет доход 6,4% за хранение денег в течение 3 месяцев
Нахождение математической модели и способа действия, позволяющих решить поставленную задачу.
Обыденный взгляд видит здесь только начисление по формуле простых процентов.
Банк |
Ставка |
За год |
Итоговая сумма |
«Годовой» |
27% за год |
27% |
100000*1,27= 127000 |
«Полугодие» |
13% за 6 мес. |
26% |
100000*1,26=126000 |
«Квартал» |
6.4% за 3 мес. |
25,6% |
100000*1,256= 125600 |
Подготовленный же ученик, у которого сформированы навыки компетентностного мышления, знает, что здесь применяется формулы сложных процентов.
Банк |
Ставка |
Итоговая сумма |
«Годовой» |
27% за год |
100000*1,27= 127000 |
«Полугодие» |
13% за 6 мес. |
100000*(1,13)2=127690 |
«Квартал» |
6.4% за 3 мес. |
100000*(1,064)4= 1281640 |
Предъявленным результатом будет доход, полученный за год.
Задания подобного рода вызывают в учениках неподдельный интерес к результату решения и общую заинтересованность в изучении математики. Они делают уроки математики нескучными, а процесс познания – осмысленным.