Плехова Людмила Михайловна, председатель МО,
учитель математики, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение(ГБОУ) Центр образования №80 Санкт-Петербурга.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и осмысленного творчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике:
· формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
· развитие логического мышления,пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
· воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Сегодня, в наше стремительное время, несмотря на появившиеся новые образовательные технологии, учитель остается главным организатором учебно-познавательной деятельности учащихся, и эта деятельность по-прежнему осуществляется на уроке. В проекте ФГОС второго поколения особое внимание уделяется формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Наравне с этим необходимо исследовать зону ближайшего развития учеников (знать их трудности, характерные ошибки, допускаемые ими при выполнении заданий по предмету). Всё это актуально именно для Центров образования, так как у обучающихся крайне низкая мотивация, наличие глубоких пробелов в знаниях. В нашем учебном заведении реализуются все формы обучения: очная, заочная (вечерняя и дневная) и экстернат. На мой взгляд, наиболее мотивированными в отношении учебы, являются учащиеся экстерната, которые точно знают, что они хотят: какой предмет для них является профилирующим, куда они собираются поступать для продолжения образования. Экстерны сами планируют свое время и могут распределять свои силы для успешного окончания школы. Учащиеся заочных классов в меньшей степени мотивированны на учебу, для многих из них нет планов поступления в ВУЗ, главное для них – получить документ – аттестат! Приобретение глубоких знаний и в, частности по математике, заочники и учащиеся вечерних, считают излишним, отсюда основная задача: формирование мотивации. Труднее всего работать с учащимися основной школы: это объясняется не только особенностями этого подросткового периода, не только сложностью индивидуального семейного положения (это, как правило, дети опекаемые, воспитывающиеся престарелыми родственниками, или живущие в неполных семьях, малообеспеченные и нуждающиеся). Прежде всего – это малоразвитые в образовательном и интеллектуальном плане подростки, часто имеющие хронические заболевания, которые не позволяют им систематически посещать учебные занятия, и заниматься самообразованием. Для всех их характерно высокая тревожность и агрессивность. Поэтому развитие познавательной активности подростков с привлечением игровой деятельности является наиболее эффективной и необходимой формой деятельности, которая и осуществляется в рамках нашего школьного проекта, как часть нашей экспериментальной работы, участником которой я являюсь.
В рамках подготовки к ЕГЭ методической службой Санкт-Петербурга и Центрального района проводятся диагностические работы (ДКР) по математике для выпускников образовательных учреждений. А в рамках урока и класса можно проверить уровень обученности подростков в игровой форме, в обстановке психологической разгрузки и непринужденности. По этому, для нашего учебного учреждения имеют огромное значение использование такого вида технологии, как игровой формы урока. За время своей практики в разных возрастных группах я проводила турниры - смекалистых, уроки-викторины, уроки-соревнования, уроки - КВН, «Рейн - ринги», «Слабое звено», тематические уроки - «Поле чудес» и т. д.. Хотелось бы поделиться опытом нетрадиционного урока-игры для 11 класса«10 000 000».
Психологическое воздействие урока-игры основано на активных методах обучения и воспитания учащихся. Это попытка повышения эффективности урока, возможности свести воедино и осуществить многие принципы обучения с использованием различных средств.
Для учащихся такой урок – это переход в иное психологическое состояние. Это иной стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит – появление новых обязанностей и ответственности. Урок–игра это возможность развить творческие способности учащихся, показать им роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способности быстрого мышления, к изложению кратких, но точных выводов. Урок–игра позволяет шире вводить элементы занимательности, которые благоприятно влияют на учащихся подросткового возраста, которым свойственна тяга к неожиданному, любопытному, всему тому, что дает развитие воображения. Игровой подход в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик решает жизненно важные проблемы и реальные затруднения, «проживая» их в учебном процессе. Организация учебного процесса строится на применении принципа имитации реальной деятельности, в которой моделируетсякризис.
Цели игрового подхода:
1. Развитие познавательной активности подростков, интереса к предмету и творческих способностей учащихся через игровую форму работы.
2. Обучить умению, слушая, слышать, видеть, давать объяснения. Быстро концентрировать внимание, давать четкие, лаконичные ответы.
3. Способствовать развитию логических способностей учеников.
4. Показать широкое применение математики, ее связь с другими науками.
5. Воспитать чувство товарищества, отзывчивость, внимание, трудолюбие, аккуратность, чувство юмора, находчивость, ответственность.
6. Создать хорошее настроение, чувство удовлетворенности от работы, от занятия математикой, от собственных познаний и эрудиции. И, наоборот, вызвать желание совершенствовать собственные познания
в области математики, логики и умения решать задачи.
Технологические приемы организации учебного процесса в игровой форме:
а) создать в пространстве деятельности ученика осознаваемую им жизненно важную кризисную ситуацию, взятую из трудовой деятельности;
б) распределить роли между учащимися, определить характер их взаимодействия при разрешении кризисной ситуации;
в) сформулировать поисковые задания участникам, вытекающие из необходимости разрешения этой ситуации;
г) организовать деятельность учащихся по освоению ролей (позиций), поиску вариантов решений по преодолению кризисной ситуации;
д) проанализировать с учащимися их деятельность по разрешению кризисной ситуации.
Критерии результативностиприменения игрового подхода в образовательном процессе:
а) наличие у ученика положительного мотива к разрешению кризисной ситуации («Хочу найти выход, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию, хочу научиться выходить из кризиса...»);
б) наличие у обучающихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере: переживание учащимися радости от способности разрешения своими силами кризисной ситуации («Испытываю радость, удовольствие от игровой деятельности, мне это интересно... Я сам получил этот результат, справился с этой проблемой, я вывел закон...»);
в) осознание учеником полученного нового знания как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны...»);
г) овладение обобщенным способом решения кризисных ситуаций в трудовой деятельности: уметь провести анализ кризисной ситуации, выработать определенную точку зрения, удерживать определенную роль (позицию), видеть объект с разных точек зрения, проектировать выход из сложившейся ситуации и оценивать его эффективность, реалистичность.
Методыобучения - проблемные (проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский) и рефлексивные.
Формыорганизации учебного пространства игровой деятельности - коллективные:
а) групповое взаимодействие;
в) бригадное (межгрупповое) взаимодействие.
Особенностью данного подхода является реализация идеи практикоориентированности образовательного процесса в рамках проекта «Развитие познавательной активности подростков через урочную и внеурочную деятельность. Город как школа - новые возможности». В рамках этого подхода ученики должны сами искать выход из реальной социальной ситуации, такой, где обычно встречаются затруднения или кризисы в осуществлении трудовой деятельности. Учитель при этом берет на себя функцию консультанта, координатора процесса самостоятельного поиска учащимися выхода из сложившейся ситуации. Ключевые понятия игрового подхода: модель кризисной ситуации, роль (позиция), правила (условия) взаимодействия. Я считаю, что использование игровых форм урока и фрагментов игровых ситуаций приносит свои плоды, и, действительно, повышает познавательную активность подростков.
Урок-игра: «10 000 000»
Цели урока:
Главная дидактическая цель урока:
Создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Обучающие цели урока:
Проверить в форме игровой деятельности уровень готовности учащихся к итоговой аттестации;
Развивающие цели урока:
~ Привитие интереса к математике;
~ Создание условий для поиска и творчества;
~ Повышение познавательной активности.
Воспитывающие цели урока:
? развитие культуры общения;
? воспитание внимания, тренировка памяти;
? воспитание чувства товарищества.
Оборудование урока:
· Интерактивная доска« Смарт»;
· Индивидуальные карточки для самостоятельной работы;
· Песочные часы или секундомер.
· Условные денежные единицы: два комплекта У.Е., дополнительный комплект для « кредита».
Урок-игра: «10 000 000»
Пояснительная записка.
В игре принимает участие 11 класс. Количество участников определяется количеством учащихся в классе. Учащиеся делятся на две команды. Выбирают капитанов, дают команде название, придумывают девиз. Каждая команда получает по 10 000 000 «алгиом» - условных денежных единиц. В процессе игры вызываются пары участников: либо по желанию самих игроков, либо по решению капитанов команд. Игроки должны решить задание-тест, к которому дано три ответ, и указать правильный ответ. Кроме этого игроки должны поместить разыгрываемые суммы на номер правильного ответа, а если не уверенны в его правильности, то на другие два номера или на один, по своему усмотрению. Сумму, поставленную на проигравший номер, игроки теряют. Таким образом, подростки испытывают ответственность за свои примененные знания и принятые решения. Если в процессе игры, они теряют все средства, но имеют желание отыграться, то им «предоставляется кредит». Или, потерявшей все средства команде присуждается поражение, а другой команде – победа. Участников игры и победителей ждут призы и подарки. Можно из числа учащихся класса выделять болельщиков, для которых предлагать дополнительное задание, для получения баллов своей команде. Также можно проводить соревнование между различными классами в параллели, что еще больше поднимает интерес и ответственность подростков за результаты такой учебной деятельности. Такие соревнования могут проводится тематически: с использование задач на производную, или геометрическим материалом, с решением практико-ориентированных задач, или такого типа как составлен вариант ЕГЭ. Можно также с применением межпредметных связей: задачи физики и алгебры и начал анализа. Такую игру я проводила как внеклассное мероприятие на Декаде математики между двумя 10-ми классами. И всегда вижу пользу от таких занятий.
Таблица подведения итогов игры:
№ |
1 КОМАНДА |
2 КОМАНДА |
||
|
СУММА |
ПРОИГРЫШ |
СУММА |
ПРОИГРЫШ |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
ОСТАТОК |
* |
|
* |
|
СУММА |
|
* |
|
* |
РЕЗУЛЬТАТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов, награждение победителей и участников!