Игра «Что? Где? Когда?»
для учащихся 10-11 классов
Дмитриева Наталия Алексеевна,
Пискуненко Наталья Владимировна
Наш лицей является школой-лабораторией и занимается вопросами сохранения здоровья детей. В связи с этим уроки и внеурочные мероприятия учителя стараются проводить в соответствии с принципами природообразующей педагогики: демократичности, коллективизма, сотворчества и сотрудничества.
Игра «Что? Где? Когда?» проводилась для двух 10-х классов. В ходе подготовки к игре, ученики самостоятельно подбирали вопросы и задания. Далее следовало обсуждение тем с учителем. В совместной работе с учителем ребята чувствовали любовь, понимание и поддержку. Все это способствует психологически комфортному состоянию ученика, что необходимо для гармоничного формирования личности и его здоровьесбережения (т.е. сохранения его здоровья).
Наши дети неплохо освоили компьютер: поиск информации, создание презентаций, но работа в команде, умение слышать других, выступать перед аудиторией – задача гораздо труднее.
Внеклассные мероприятия, работа над проектами и выступления на конференциях для наших учащихся необходимы и полезны. Через личностное открытие своих способностей и постижение себя они переходят на новый уровень взаимосвязи с внешним миром.
Цель игры:
- привить познавательный интерес к математике, научить школьников мыслить логически, быстро думать, принимать правильные решения, расширить свой кругозор;
- формирование умений строить доказательства;
-обучить работе в команде, сотрудничеству с учителем;
-развить навыки выступления перед аудиторией;
-воспитание активной позиции в обучении, самостоятельности, инициативности; воспитание здоровой атмосферы соперничества.
Правила игры.
В игре участвуют команды двух 10-х классов в составе 6 человек.
1.Игра состоит из 2 раундов.
2.В каждом раунде знатокам предлагается 1 вопрос из 6секторов, выпавший на игровом столе.
3.После обдумывания (1минута) капитан называет имя игрока, который будет давать ответ.
4.Если команда отвечает сразу, то одна минута остается в запасе, и команда может ее взять дополнительно в любом раунде.
5.Если команда дает правильный ответ, то ей засчитывается одно очко. Также этой команде засчитывается одно очко, если команда соперника не дала правильного ответа.
6.После игры, пока жюри подводит итоги, проводится конкурс «Знатоков математики» для всех желающих.
Ход игры.
І. Вопросы команды 10А класса для 10Б класса.
1.Соотношение между длиной окружности и её диаметром люди заметили давно, но точно вычислить его не могли. Архимед выразил число π в виде обыкновенной дроби. Впоследствии, число π было вычислено максимально точно и даже получило собственный праздник «День числа ПИ». Однако, в память о трудах Архимеда-первопроходца приближённое значение числа π тоже получило собственный праздник «День приближённого значения числа ПИ»…
Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: «Когда празднуется день приближённого значения числа ПИ?»
Ответ: 14 марта или 22 июля.
2.В два квадратных окна вставляют квадратные стекла с одинаковой площадью. Площадь одного окна в 2 раза больше, чем второго.
Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: «Как нужно вставить два стекла, чтобы это было возможно?»
Ответ: вершинами второго квадрата являются середины сторон первого квадрата.
3.Один рыбак купил себе новую удочку длиной 5 футов. Домой ему приходиться добираться общественным транспортом, в котором правилами запрещено перевозить предметы длиной более 4-х футов.
Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: «Как необходимо упаковать удочку, чтобы проехать в общественном транспорте не нарушая правил?»
Ответ: по диагонали.
4.На столе лежат девять монет, одна из них легче остальных.
Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: «Как с помощью двух взвешиваний определить какая монета легче остальных?»
Ответ: распределить монеты по 3 штуки. Первое взвешивание: взвесить две кучки. Если они одинаковые по весу, то отложить их и взять третью. Из нее взять две монеты и сравнить их по весу.
5.В одной китайской школе ученики рисуют на уроках подобных человечков, чтобы лучше запомнить тему.
Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: «Что за тему проходят ученики? Объясните позу каждого человечка».
Ответ: графики функций.
Блиц-вопрос:
Если женщина холодна как рыба — мужчина должен быть терпелив, как …
Ответ: рыбак.
На сколько градусов нужно повернуть пятиконечную звезду, чтобы получить звезду Пифагора (Пентаграмму)?
Ответ: 72 градуса.
Мужчина после кораблекрушения попадает на остров амазонок. Девушки считают его врагом и грозятся убить. Бедный мужик взмолился о последнем желании, амазонки согласились, что так будет честно, но после исполнения они его убьют. Мужчина называет своё желание и через несколько минут его отпускают…Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: «Чего пожелал мужчина?»
Ответ: пусть меня убьет самая некрасивая.
ІІ. Вопросы команды 10Б класса для 10Акласса.
1.Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою? Ответ: Пифагор.
2.Эрудит решил у себя в саду посадить 10 деревьев. А миссис Брэйн требует разместить деревья в саду так, чтобы получилось 5 рядов и в каждом ряду по 4 дерева. Как Эрудиту расположить деревья?
Ответ: необходимо расположить деревья «звездой». В точках пересечения линий садить дерево.
3.Натуральное число n назовем "липким", если после приписывания его к любому натуральному числу справа получается число, делящееся на n. Найдите первые 10 "липких" чисел.
Ответ: 1, 2, 5, 10, 20, 25, 50, 100, 125, 200.
4.В каких числах столько же букв, сколько и цифр в их названии?
Ответ: сто и миллион.
5.ПЕРВЫЙ не может существовать без ВТОРОГО, как, впрочем, и ВТОРОЙ без ПЕРВОГО. Про ПЕРВОГО Хаббард говорил, что он выращивает две мысли, где была одна. ВТОРОЙ же, если верить Леонардо да Винчи, должен, в конце концов, добиться большего, чем ПЕРВЫЙ. Если же к ПЕРВОМУ и ВТОРОМУ добавить одну и ту же букву, то получатся новые названия, с которыми подавляющее большинство ВТОРЫХ будет согласно. Назовите ПЕРВОГО и ВТОРОГО.
Ответ: учитель и ученик. Добавляя букву "м", получаем: "мучитель" и "мученик".
Блиц-вопрос:
1.У одного человека спросили:
-Сколько вам лет?
-Порядочно, - ответил он.
-Я старше некоторых своих родственников почти в шестьсот раз.
Может ли быть такое? И как?
Ответ: да, например если человеку 50 лет, а его внуку 1 месяц.
2.ОНА является ответом на загадку: "Чем больше дыр, тем тяжелее". Назовите ЕЕ.
Ответ: кольчуга. Чем длиннее кольчуга, чем больше в ней рядов "колец" — тем она тяжелее.
3.В Китае официальный минимум равен 1500, для рабочих – 2000, для окончивших школу – 4000. А вот чего?
Ответ: иероглифов.
ІІІ. Конкурс «Знатоков математики»
Найти корень уравнения √(х^2-9)+√(х-3)=0
Сколько корней имеет уравнение │2-х│=х-2?
В равнобедренную трапецию вписана окружность. Средняя линия трапеции равна –10. Найти боковую сторону.
Найти значение выражения √(∛(5^2 )) ▪5^(2/3)?
Указать наименьшее целое число, которое является решением неравенства √(2х-5)≤4.
Решить уравнение (х-1)/(х-1)=1.
Решить неравенство √х▪(х2+2) ≤(х2+2)
Что больше 3^222 или 2333?
Указать наименьшее значение функции
у=х2-4х+5.
Ответы:
3
Бесконечное множество
10
5
3
х–любое число, кроме 1
[0;1]
3^222> 2333
1
IV.Подведение итогов. Награждение.
V.Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Список литературы:
1.Ле-ван.Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде. Учебно-методическое пособие/ Т.Н.Ле-ван – М.:ФОРУМ:ИНФРА.М 2015. – 224 с. –(Высшее образование).
2.Антоненко Н.В. Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. –М.: Экон-Информ,2007.
3.Кенгуру-2015. Задачи, решения, итоги. –СПб.: Издательство «Левша»,2015. –76 с.
4. http://festival.1september.ru
5. https://infourok.ru
6. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota