Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Баричева Татьяна Ивановна

 

Тема: Ах Эрмитаж, Эрмитаж, Эрмитаж

(из цикла «Математический Петербург»)

Реализуемая учебная программа:

1) по предмету история и культура Санкт-Петербурга: « Санкт-Петербург-город-музей»,

автор – Л.К.  Ермолаева;

2) по предмету математика:  авторы: Ш.А. Алимов и Н.Я. Виленкин, рабочая программа под редакцией В.Ф. Бутузова.

Класс: 6;

Номинация: виртуальная прогулка по залам Эрмитажа с математическими остановками.

Цель  разработки:  закрепление ранее полученных знаний по курсу «Санкт-Петербург- город-музей», включая, в том числе, материал 5 класса.

Данную презентацию можно использовать в качестве итогового повторительно-обобщающего урока по курсу «Санкт-Петербург - город-музей.

Эффективность:  Работа на уроке с данной презентацией позволяет решить следующие  задачи: 

1) закрепление ранее полученных знаний по следующим темам курса:

-  Наследие античности в Санкт-Петербурге;

- Подлинные памятники Средневековья в Петербурге;

- Геральдика в городе;

- Пышное барокко.

2)  формирование навыков работы с  объектами, изображенными на фотографиях;

3)формирование  умения оценивать свои знания по теме урока.

4) активизация познавательной деятельности учащихся,

5) развитие логического и  мышления  при решении математических задач;

6)  развитие эмоциональной сферы  детей,

7) обогащение знаний по истории города, интеграция полученных в ходе   урока знаний с математикой,

8) развитие умений  анализировать условие задачи и относить её к соответствующему типу,

 применение  приемов  сравнения, выделение главного в условии задачи;

9)  закрепление  приемов решения задач с помощью уравнений, понятия «простая дробь».

 

 

    Составляя данный дидактический материал к  итоговому повторительно-обобщающему уроку «Санкт-Петербург- город-музей» авторы ориентировались, прежде всего, на материал учебного пособия «Петербург-город-музей. Петербургская тетрадь», (части 1- 3,  см. список использованной литературы).

Достоинства разработки:  

 Данная методическая  разработка представляет урок из цикла «Математический Петербург»,  и может служить примером интегрированного  повторительно-обобщающего  как по математике, так и по истории и культуре  Санкт-Петербурга.

Проведение такого рода  интегрированных  уроков направлено, прежде всего, на преодоление барьера неприятия сразу к двум учебным дисциплинам математике и истории и культуре Санкт-Петербурга через  развитие познавательного интереса  к этим предметам.

 Использование  этого дидактического материала на уроке, по мнению авторов,  должно способствовать повышению интереса  к музейным комплексам Санкт-Петербурга; в частности,  к коллекциям Эрмитажа.

 Технические рекомендации по использованию разработки:

      Разработка выполнена в программе PowerPoint2003. В данной презентации использован метод гиперссылок и анимационных эффектов разного плана (для того, чтобы посмотреть эффекты анимации  к каждому слайду, необходимо в меню нажать кнопку «анимация», далее кнопку «настройка анимации». В правой части экрана появиться окно, где подробно расписаны эффекты  (если они вообще имеются) для каждого изображения слайда).

Сл. № 1:Урок начинается с четверостишия-загадки, далее на экране появляются последовательно: надпись «Зимний дворец» (эффект анимации: по щелчку мыши), фотография части фасада Зимнего дворца (эффект анимации: появление после предыдущего), надпись «Эрмитаж» (эффект анимации: по щелчку мыши) и знак «Вопрос» (эффект анимации: появление после предыдущего с миганием). Здесь учащимся предлагается ответить на вопрос: «Почему это здание имеет два названия?».

Слайд № 2:  переходя этому  к слайду, учитель объявляет тему урока его цели и задачи.

Слайд № 3:На этом слайде представлена  схема – маршрут виртуальной прогулки. Цифрами отмечены залы для посещения, куда можно попасть, поставив курсор Указатель в виде руки.-  («рука»)  и по гиперссылке перейти на слайд с фотографией объекта.

Движение по маршруту предполагает последовательный переход к следующему объекту.

Презентация построена таким образом, что свою прогулку учащиеся начинают с  объекта «Иорданская лестница, далее посещают залы Большой анфилады  (Гербовый, Концертный залы) и, затем, рассматривают экспонаты Нового Эрмитажа ( Рыцарский зал, Двадцатиколонный зал).

Педагог, по своему усмотрению, может начать прогулку с коллекций Нового Эрмитажа, повторяя, таким образом, материал за 5 класс.

 Слайд № 3: Маршрут прогулки.

Чтобы перейти к следующему объекту, сначала  нужно «открыть» замочек – т.е. решить задачу, привязанную к просмотренной фотографии. Текст задачи можно прочитать, поставив курсор Указатель в виде руки.-  («рука») на замок и перейти по гиперссылке на слайд с текстом задачи. На этом же слайде есть решение. Для того, чтобы вывести решение на экран, необходимо щелкнуть мышью по слайду. Вернуться к  маршруту можно, нажав на значок .

 Пример слайда с текстом задачи

 

Методические рекомендации: 

    При подготовке урока с применением этого дидактического материала учитель может, по своему усмотрению, изменить, добавить вопросы и свои комментарии по рассматриваемым объектам. Важно максимально вовлечь учащихся в активную работу на уроке, дать возможность  проявлению познавательной инициативы в учебном сотрудничестве -  учитель-ученик.   Такая работа  необходима для закрепления полученных знаний и выявления возможных «пробелов» в  рамках пройденного материала, как по математике, так и по истории и культуре Санкт-Петербурга.  Интересные факты о рассматриваемых объектах, которые расскажет учитель или ученики,  могут дополнить  эту виртуальную прогулку.

В данной  методической разработке авторы приводят примеры вопросов  к рассматриваемым объектам:

Слайд № 4:  начало прогулки. Объект: «Иорданская лестница»: Что изображено на фотографии?, В каком архитектурном стиле оформлен интерьер лестницы?

Слайд № 6,7:объект «Гербовый зал», « современная люстра Гербового зала»: сначала на слайде появляется картина художника Ладурнера Адольфа Игнатьевича. Предлагается вопрос к учащимся: Что вы видите на картине? Далее появляется надпись «Гербовый зал» (эффект анимации: по щелчку мыши) и изображение современного зала с комментариями учителя. Нажав на значок , переходим к следующему объекту и рассматриваем точно так же, как предыдущий. Так как речь идет о гербах, целесообразно, в рамках закрепления материала по  геральдике в городе сформулировать один или несколько вопросов по этой теме.

Слайд 9,10:объект  «Концертный зал»: появляется картина художника  Ухтомского К.А. Для какой цели был построен этот зал Эрмитажа? Далее появляется надпись «Концертный  зал» (эффект анимации: по щелчку мыши). Нажав на значок , переходим к фрагментам убранства Концертного зала: фигуры Урании и Флоры, серебряная гробница А.Невского. Здесь, например, можно задать вопросы по теме «Покровители нашего края».

Слайд № 12:объект здание Нового Эрмитажа. В тексте слайда уже имеется вопрос. Можно спросить учащихся об истории создания объекта (на усмотрение учителя).

Слайд № 13:объект «Рыцарский зал» - на слайде есть вопрос, на усмотрение учителя формулировку вопроса можно изменить.

Слайд № 14:объект «Камея Гонзага». Что изображено на фотографии?, Что такое геммы, Какие виды гемм существуют?

Слайд 16,17:объекты «Двадцатиколонный зал» - фрагменты, вазы из  античной коллекции – « С ласточкой», «Прощание воина». Почему зал называется Двадцатиколонный?,  Что такое  керамика? Как изготавливались вазы? Почему вазы имеют такой цвет? Для каких целей грекам служили вазы? Какие сюжеты изображали античные художники?

Слайд № 19:итоговый слайд -  здесь изображены все объекты прогулки. Что запомнилось на сегодняшней прогулке, Какие вопросы были для вас простые (сложные), в каком архитектурном стиле выполнен интерьер большинства залов, в которых мы побывали? К этому слайду есть задача, спрятанная под замочком, иначе экскурсанты не смогут выйти к лестнице! В случае нехватки времени, отведенного на урок, имеет смысл закончить прогулку слайдами № 19, 20 (задача). На последний слайд № 21 можно перейти, нажав на значок .

Вопросы, которые целесообразно задать учащимся перед началом решения  математических задач: К какому типу относится задача?, Составим краткое условие задачи?, Каким способом будем решать задачу?

Список использованных источников и литературы:

1. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. Санкт-Петербург: «СМИО-Пресс», 2010 г.;

2. Ермолаева Л.К., Искровская Л.В., Штейн Н.Г., Давыдова С.А. Петербург-город-музей. Петербургская тетрадь».  Часть 1,2. Санкт-Петербург: «СМИО-Пресс», 2008 г.

 

3. Ермолаева Л.К., Удальцова Т.И., Карахтанова Н.Н., Левашко М.А. Петербург-город-музей. Петербургская тетрадь».  Часть 3. Санкт-Петербург: «СМИО-Пресс», 2008 г.

4. Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6-го класса. СПб.: Издательский дом «Книжный мир» 2003 г.

Интернет-ресурсы

 1. http://www.hermitagemuseum.org/;

 2. http://www.liveinternet.ru/;

3.http://ru.wikipedia.org/;

4. http://art.mirtesen.ru/blog/43377157591/Progulka-po-zalam-Ermitazha.-CHast-6.

 

 

 

 


 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»