Баричева Татьяна Ивановна
Тема: Ах Эрмитаж, Эрмитаж, Эрмитаж
(из цикла «Математический Петербург»)
Реализуемая учебная программа:
1) по предмету история и культура Санкт-Петербурга: « Санкт-Петербург-город-музей»,
автор – Л.К. Ермолаева;
2) по предмету математика: авторы: Ш.А. Алимов и Н.Я. Виленкин, рабочая программа под редакцией В.Ф. Бутузова.
Класс: 6;
Номинация: виртуальная прогулка по залам Эрмитажа с математическими остановками.
Цель разработки: закрепление ранее полученных знаний по курсу «Санкт-Петербург- город-музей», включая, в том числе, материал 5 класса.
Данную презентацию можно использовать в качестве итогового повторительно-обобщающего урока по курсу «Санкт-Петербург - город-музей.
Эффективность: Работа на уроке с данной презентацией позволяет решить следующие задачи:
1) закрепление ранее полученных знаний по следующим темам курса:
- Наследие античности в Санкт-Петербурге;
- Подлинные памятники Средневековья в Петербурге;
- Геральдика в городе;
- Пышное барокко.
2) формирование навыков работы с объектами, изображенными на фотографиях;
3)формирование умения оценивать свои знания по теме урока.
4) активизация познавательной деятельности учащихся,
5) развитие логического и мышления при решении математических задач;
6) развитие эмоциональной сферы детей,
7) обогащение знаний по истории города, интеграция полученных в ходе урока знаний с математикой,
8) развитие умений анализировать условие задачи и относить её к соответствующему типу,
применение приемов сравнения, выделение главного в условии задачи;
9) закрепление приемов решения задач с помощью уравнений, понятия «простая дробь».
Составляя данный дидактический материал к итоговому повторительно-обобщающему уроку «Санкт-Петербург- город-музей» авторы ориентировались, прежде всего, на материал учебного пособия «Петербург-город-музей. Петербургская тетрадь», (части 1- 3, см. список использованной литературы).
Достоинства разработки:
Данная методическая разработка представляет урок из цикла «Математический Петербург», и может служить примером интегрированного повторительно-обобщающего как по математике, так и по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Проведение такого рода интегрированных уроков направлено, прежде всего, на преодоление барьера неприятия сразу к двум учебным дисциплинам математике и истории и культуре Санкт-Петербурга через развитие познавательного интереса к этим предметам.
Использование этого дидактического материала на уроке, по мнению авторов, должно способствовать повышению интереса к музейным комплексам Санкт-Петербурга; в частности, к коллекциям Эрмитажа.
Технические рекомендации по использованию разработки:
Разработка выполнена в программе PowerPoint2003. В данной презентации использован метод гиперссылок и анимационных эффектов разного плана (для того, чтобы посмотреть эффекты анимации к каждому слайду, необходимо в меню нажать кнопку «анимация», далее кнопку «настройка анимации». В правой части экрана появиться окно, где подробно расписаны эффекты (если они вообще имеются) для каждого изображения слайда).
Сл. № 1:Урок начинается с четверостишия-загадки, далее на экране появляются последовательно: надпись «Зимний дворец» (эффект анимации: по щелчку мыши), фотография части фасада Зимнего дворца (эффект анимации: появление после предыдущего), надпись «Эрмитаж» (эффект анимации: по щелчку мыши) и знак «Вопрос» (эффект анимации: появление после предыдущего с миганием). Здесь учащимся предлагается ответить на вопрос: «Почему это здание имеет два названия?».
Слайд № 2: переходя этому к слайду, учитель объявляет тему урока его цели и задачи.
Слайд № 3:На этом слайде представлена схема – маршрут виртуальной прогулки. Цифрами отмечены залы для посещения, куда можно попасть, поставив курсор .- («рука») и по гиперссылке перейти на слайд с фотографией объекта.
Движение по маршруту предполагает последовательный переход к следующему объекту.
Презентация построена таким образом, что свою прогулку учащиеся начинают с объекта «Иорданская лестница, далее посещают залы Большой анфилады (Гербовый, Концертный залы) и, затем, рассматривают экспонаты Нового Эрмитажа ( Рыцарский зал, Двадцатиколонный зал).
Педагог, по своему усмотрению, может начать прогулку с коллекций Нового Эрмитажа, повторяя, таким образом, материал за 5 класс.
Слайд № 3: Маршрут прогулки.
Чтобы перейти к следующему объекту, сначала нужно «открыть» замочек – т.е. решить задачу, привязанную к просмотренной фотографии. Текст задачи можно прочитать, поставив курсор .- («рука») на замок и перейти по гиперссылке на слайд с текстом задачи. На этом же слайде есть решение. Для того, чтобы вывести решение на экран, необходимо щелкнуть мышью по слайду. Вернуться к маршруту можно, нажав на значок .
Пример слайда с текстом задачи
Методические рекомендации:
При подготовке урока с применением этого дидактического материала учитель может, по своему усмотрению, изменить, добавить вопросы и свои комментарии по рассматриваемым объектам. Важно максимально вовлечь учащихся в активную работу на уроке, дать возможность проявлению познавательной инициативы в учебном сотрудничестве - учитель-ученик. Такая работа необходима для закрепления полученных знаний и выявления возможных «пробелов» в рамках пройденного материала, как по математике, так и по истории и культуре Санкт-Петербурга. Интересные факты о рассматриваемых объектах, которые расскажет учитель или ученики, могут дополнить эту виртуальную прогулку.
В данной методической разработке авторы приводят примеры вопросов к рассматриваемым объектам:
Слайд № 4: начало прогулки. Объект: «Иорданская лестница»: Что изображено на фотографии?, В каком архитектурном стиле оформлен интерьер лестницы?
Слайд № 6,7:объект «Гербовый зал», « современная люстра Гербового зала»: сначала на слайде появляется картина художника Ладурнера Адольфа Игнатьевича. Предлагается вопрос к учащимся: Что вы видите на картине? Далее появляется надпись «Гербовый зал» (эффект анимации: по щелчку мыши) и изображение современного зала с комментариями учителя. Нажав на значок , переходим к следующему объекту и рассматриваем точно так же, как предыдущий. Так как речь идет о гербах, целесообразно, в рамках закрепления материала по геральдике в городе сформулировать один или несколько вопросов по этой теме.
Слайд 9,10:объект «Концертный зал»: появляется картина художника Ухтомского К.А. Для какой цели был построен этот зал Эрмитажа? Далее появляется надпись «Концертный зал» (эффект анимации: по щелчку мыши). Нажав на значок , переходим к фрагментам убранства Концертного зала: фигуры Урании и Флоры, серебряная гробница А.Невского. Здесь, например, можно задать вопросы по теме «Покровители нашего края».
Слайд № 12:объект здание Нового Эрмитажа. В тексте слайда уже имеется вопрос. Можно спросить учащихся об истории создания объекта (на усмотрение учителя).
Слайд № 13:объект «Рыцарский зал» - на слайде есть вопрос, на усмотрение учителя формулировку вопроса можно изменить.
Слайд № 14:объект «Камея Гонзага». Что изображено на фотографии?, Что такое геммы, Какие виды гемм существуют?
Слайд 16,17:объекты «Двадцатиколонный зал» - фрагменты, вазы из античной коллекции – « С ласточкой», «Прощание воина». Почему зал называется Двадцатиколонный?, Что такое керамика? Как изготавливались вазы? Почему вазы имеют такой цвет? Для каких целей грекам служили вазы? Какие сюжеты изображали античные художники?
Слайд № 19:итоговый слайд - здесь изображены все объекты прогулки. Что запомнилось на сегодняшней прогулке, Какие вопросы были для вас простые (сложные), в каком архитектурном стиле выполнен интерьер большинства залов, в которых мы побывали? К этому слайду есть задача, спрятанная под замочком, иначе экскурсанты не смогут выйти к лестнице! В случае нехватки времени, отведенного на урок, имеет смысл закончить прогулку слайдами № 19, 20 (задача). На последний слайд № 21 можно перейти, нажав на значок .
Вопросы, которые целесообразно задать учащимся перед началом решения математических задач: К какому типу относится задача?, Составим краткое условие задачи?, Каким способом будем решать задачу?
Список использованных источников и литературы:
1. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. Санкт-Петербург: «СМИО-Пресс», 2010 г.;
2. Ермолаева Л.К., Искровская Л.В., Штейн Н.Г., Давыдова С.А. Петербург-город-музей. Петербургская тетрадь». Часть 1,2. Санкт-Петербург: «СМИО-Пресс», 2008 г.
3. Ермолаева Л.К., Удальцова Т.И., Карахтанова Н.Н., Левашко М.А. Петербург-город-музей. Петербургская тетрадь». Часть 3. Санкт-Петербург: «СМИО-Пресс», 2008 г.
4. Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6-го класса. СПб.: Издательский дом «Книжный мир» 2003 г.
Интернет-ресурсы
1. http://www.hermitagemuseum.org/;
2. http://www.liveinternet.ru/;
3.http://ru.wikipedia.org/;
4. http://art.mirtesen.ru/blog/43377157591/Progulka-po-zalam-Ermitazha.-CHast-6.