Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках математики. Дьякова Марина Михайловна ГБОУ школа №94 Выборгского района Санкт-Петербурга учитель математики Использование информационных технологий в преподавании является одним из главных моментов совершенствования и повышения эффективности учебного процесса. Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором учащийся становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Математика – это одна из самых сложных школьных дисциплин для учащихся. Учащимся интересны уроки, где применяются презентации, видеоуроки, виртуальные математические лаборатории («Живая математика») и др. Используя ИКТ в учебном процессе, можно решить одну из важных проблем современного общества, а именно – повысить качество образования. В настоящее время через учеников проходит огромное количество информации, поэтому им необходимы навыки работы с ней. Поэтому перед учителями стоит важная задача не просто передавать свои знания «учитель – ученик», а развивать у них способность самостоятельно ставить цели, продумывать пути их достижения, оценивать свои достижения, т.е. учить ребят учиться. Как повысить мотивацию ученика и развить его творческие способности? Один из способов это сделать это использовать ИКТ технологии в урочной и внеурочной деятельности. В нашей школе ведущими педагогическими технологиями, которые используют наши учителя, являются ИКТ и проектные технологии. Их использование позволяет расширить границы результатов образования. Я использую ИКТ на уроках математики при объяснении нового материала, при опросе учащихся, при повторении материала, при выполнении домашних творческих заданий и проектов и т.д. Учитывая факт, что человек может запомнить 20% услышанного, увиденного – 30%, а услышанного и увиденного – более 50% [2], поэтому очевидно стремление учителя использовать презентации на уроках математики (созданные самостоятельно или найденные в сети Интернет), и тем самым: достичь оптимального темпа работы ученика; изучить большее количество материала; повысить уровень наглядности в ходе обучения; повысить познавательный интерес; показать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений; достичь эффекта быстрой обратной связи Используя на своих уроках виртуальную математическую лабораторию «Живая математика», я наглядно, быстро и доступно могу объяснить многие темы уроков как в алгебре, так и в геометрии. Например, на уроках алгебры учащиеся исследуют на компьютере построение графиков. Это можно сделать многими другими способами, но с помощью УМК «Живая математика» это делается быстрее и интереснее. Рис. 1 «Живая математика» Процесс обучения будет интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей, тем самым делая этот процесс, более понятным и доступным для учащихся. Презентации, видеоролики и т.д. помогают ученикам, которые не отличаются особой активностью на уроке с большим желанием включаются в работу. Это объясняется тем, что снимается психологическая напряженность ученика и они с удовольствием включаются в работу. рис.2 «Видео» Видеоролик – это фрагмент урока, на его создание требуется много времени, но этот вид работы оправдывает себя, т.к. этот материал учащиеся могут просматривать дома, а если созданы интерактивные задания, то процесс обучения становится еще интереснее. Итак, структура урока с использованием ИКТ не меняется принципиально, все этапы урока сохраняются, меняются только временные характеристики. А вот момент мотивации возрастает и несет познавательную нагрузку, что в свою очередь является необходимым условием успешности обучения. Учитель может совершить ошибку, если переложит большую часть своей работы на компьютер. Мы должны просто освободить время для решения более сложных задач перед которыми компьютер бессилен. Педагогические технологии не могут оставаться в стороне в век компьютеризации и я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. И наконец хочу остановиться на новой форме обучения, которая стала успешно развиваться в последнее время – это дистанционная. Дистанционные образовательные технологии не могут существовать без ИКТ. В каких же случаях идет речь о взаимодействии учителя и ученика на расстоянии, т.е. дистанционно? Вот некоторые из них: невозможность посещать школу (например, проблемы со здоровьем), ранняя профориентация (спортсмены, музыканты и т.д.), частые переезды, жизнь за границей и др. Какие же средства появились в распоряжении учителей и учеников в последнее время? Вот некоторые из них: РЭШ (Российская электронная школа), Skysmart (интерактивная рабочая тетрадь), платформа для обучения ZOOM, «Учи.ру», «Я КЛАСС», ряд сайтов предназначенных для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (Экзамер, сайт Д.Гущина и др.). Средств много, но учителям математики необходимо в процессе объяснения материала наглядно объяснять сложнейшие темы по алгебре, геометрии, показывать как оформлять работу в тетради, да и вообще при изучении математики необходима практика, а для этого желательно иметь доску, где можно начертить график или просто показать ход решения задачи. В этом случае очень полезно использовать графический планшет. С его помощью учитель стилусом записывает различные формулы, делает чертежи, быстро может разобрать ошибки, которые были сделаны учеником и многое другое. Графический планшет – это просто электронная доска, на которой учитель чертит, пишет, а ученик все это видит на экране компьютера. Применение графического планшета на дистанционном занятие повышает мотивацию к обучению. Подводя итог хочу подчеркнуть, что используя ИКТ на уроке учитель должен понимать, что компьютер не заменит его, а только дополнит, поэтому при отборе учебного материала необходимо соблюдать основные принципы систематичности, доступности, научности и др.Заключение Мы, учителя, не можем обеспечить учеников всем спектром отдельных знаний на всю жизнь, (например, как оформить кредит или рассчитать коммунальные платежи), но мы в состоянии вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. С введением новых технологий произошли радикальные изменения в системе образования, и центром ее стал не учитель, а ученик. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет учителям повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении математике, повысить познавательный интерес к предмету. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Таким образом, задача учителя организовать учебную деятельность так, чтобы полученные знания учащихся на уроке были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. И именно инновационные технологии позволяют учителям построить свои уроки таким образом, чтобы учить учащихся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, то есть – думать. Список литературы 1. Словарь бизнес-терминов, ссылка: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/53332. R.Karnikau, F.McElroy, Communication for the Safety Professional, Chicago 1975 3. Телегина Н.Д. Инновационные технологии, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/innovacionnye-tehnologii4. Моренкова М.Ю. Обзор личностно-ориентированных технологий, http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98660380 5. Математика в профессии, http://antoshkina.nmcuv.org/ant/Matematika_v_professii_ili_nauka_byt_ucitelem/Zapisi/2012/2/9_Licnostno-orientirovannoe_obucenie_matematike.html6. Безуцкая Т.В. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/95-maths/2612-2013-03-30-20-30-16.html7. Филиппова, К. А. Развитие логического мышления обучающихся средней школы на уроках математики / К. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22245/ Pedsovet.su http://pedsovet.su/load/138-1-0-243548. Гатовская, Д. А. Видеоурок — новый метод обучения / Д. А. Гатовская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 126-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7124/ (дата обращения: 31.03.2023). 9) ИКТ на уроках математики как средство повышения познавательного интереса обучающихся. М.Б.Зеленова, И.Н. Мурина HYPERLINK "https://textarchive.ru/c-1776336.html 10" https://textarchive.ru/c-1776336.html 10. Тайлакова, Е. В. Использование средств ИКТ на уроках математики при дистанционном обучении / Е. В. Тайлакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77530 11. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и личностно-ориентированные технологии на уроках математики. М.М. Дьякова https://clck.ru/33v275

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»