Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Различные формы организации
устной работы на уроках математики

Агафонова Ольга Васильевна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга 
Устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способным лучшему усвоению программного материала. Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе.
 Выполнение устных упражнений развивает память, воображение, внимание, наблюдательность, умение сосредоточиться, способность воспринимать сказанное на слух, речь, точность, быстроту реакции учащихся. Многие психологи отмечают, что устный счет способствует гармоничному развитию двух полушарий человека. Использование устных упражнений на уроках математики в 5 – 6 классе преследует следующие цели, стоящие перед учителем при подготовке к уроку:
1.Повторение изученного материала; отработка умений и навыков применения знаний по определенной теме на практике.
2.Пропедевтика нового материала (т.е. система заданий и упражнений для подготовки к изучению нового материала).
3.Развитие вычислительных умений и навыков. Понимая важность использования устных упражнений, учитель, работающий в 5 – 6 классе, должен не только грамотно спланировать содержание устной работы, но и форму ее проведения. Устная работа должна быть разнообразной, т.к. она направлена не только на активизацию мыслительной деятельности учащихся , на развитие интеллектуальных способностей учащихся, но и на развитие интереса к математике.
На своих уроках использую разнообразные формы и методы устного счета, основным  назначением является формирование у учеников прочных навыков вычислений, эффективного развития внимания и оперативной памяти детей –это необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики.
В презентации представлены  задания для устного счета, которые вызывают у учащихся наибольший интерес
«Альпинисты» и «Математические цепочки»
Правила игр «Альпинисты» и «Математические цепочки» практически одинаковы: ребятам предлагается первое число и математические операции, с помощью которых легко найти последующие числа. Поэтапно выполняя вычисления, в фигуре красного цвета должен получиться ответ
«Диагональ»
В игру «Диагональ» можно играть по рядам, по группам и т.д. Цель игры – зная одно число в каждой цепочке (оно расположено по диагонали), найти первое и последнее. Каждому найденному числу соответствует буква, если числа расставить в порядке возрастания, то можно прочитать зашифрованное слово
«Молчанка» и «Цветик – семицветик»
Одинаковые правила у игр «Молчанка» и «Цветик – семицветик» - нужно с числом, расположенным в центре произвести предлагаемые математические операции. Похожие правила и в игре «Окошки», только в этой игре число, с которым проводятся вычислительные операции, расположено в специальном окошке
«Лесенка» и «Кто быстрее?»
Игры «Лесенка» и «Кто быстрее?» - это игры соревновательного характера, в них можно играть парами, по рядам, по командам. Игра начинается одновременно с разных сторон, выигрывает тот, кто первым назовёт конечный результат
«Магический квадрат»
В игре «Магический квадрат» даны четыре числа. Необходимо заполнить квадрат так, чтобы сумма чисел по рядам и диагоналям была равна
«Стрела»:
Правила игры «Стрела»: даны числа в первых двух клеточках, необходимо их сложить (перемножить), результат записать в следующую клетку. Затем взять числа из второй и третьей клеток, с ними проделать ту же математическую операцию, ответ записать в следующую клетку и т.д. в итоге – в красном треугольнике – получится конечный результат
«Алгоритм»
В игре «Алгоритм» по заданному условию, согласно предложенному алгоритму получить конечные результаты. Затем их расставить в порядке убывания и прочитать зашифрованное слово
На внеурочной деятельности устному счету так же отводится важная роль. Внеурочные занятия стараюсь проводить  с использованием игровых технологий, чтобы дети могли отвлечься учебной деятельности, имели возможность общаться, не бояться высказывать свое мнение, нестандартно мыслить. Самым простым способом оказались игры, я целенаправленно отказалась от игр с использованием компьютерных технологий, а выбрала настольные математические игры.  Они позволяют вовлечь в процесс всех присутствующих, не дадут возможности отсидеться, потому что очередь дойдет до каждого и отвечать все равно придется. Для меня стало открытием то, что дети одного из 5 классов не умеют играть! Я связываю это с тем, что учащиеся не могут отвлечься от своих гаджетов, с родителями практически не проводят совместного досуга и мало читают. Использование настольных игр позволило повысить мотивацию не только на внеурочной деятельности, но и основных уроках. Ребята учатся слышать друг друга, не бояться выражать свое мнение, не бояться ошибаться. Наибольший интерес учащихся вызвали следующие настольные игры.
«Турбосчет»
Настольная игра "Турбосчёт" - весёлая и очень динамичная обучающая игра, которая мгновенно увлекает и детей, и взрослых. Правила очень просты и усваиваются буквально за минуту - но при этом игра даёт массу полезного для обучения математике. Игра спроектирована так, что нужно постоянно пересчитывать количество объектов, сравнивать количества между собой, сопоставлять количества предметов с числами - и делать это буквально ежесекундно. Игра позволяет быстро освоить математические символы и логические операции: "равно", "больше", "меньше", "больше-либо-равно", "меньше-либо-равно". И, конечно же, "Турбосчёт" оттачивает умение концентрировать внимание, скорость мышления и реакции.
        «Много – Много»
Участникам игры предстоит строить дома самого разного внешнего вида и назначения, состоящие из двух наложенных друг на друга карточек. Хитрость в том, что у каждого дома должно получиться заданное количество окон!
В игре используются уникальные частично прозрачные карточки, которые позволяют увидеть абстрактную операцию умножения в виде предметного и понятного действия. Если, к примеру, совместить карточку "два окна" с карточкой "три окна" - будет наглядно видно, что два раза по три получается шесть.
В правилах описаны две игровые механики, для того, чтобы игра была увлекательна для игроков разного возраста и с разными предпочтениями: "Вижу!" и "Большая стройка". Одна из них требует скорости мышления и хорошей реакции, другая - стратегического мышления и умения просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд.
«Геометрика»
Геометрия станет одним из самых любимых предметов, если начать её изучение с «Геометрики». Это простая и увлекательная настольная игра. Правила схватываются буквально на лету. Азарт и риск — важные элементы «Геометрики», но рисковать здесь нужно с умом, учиться принимать взвешенные решения. Дети быстро вовлекаются в игровой процесс и уже в первые часы узнают основы геометрии. Удивительно, с каким интересом можно изучить сухой материал геометрии в игре! Занимаясь «Геометрикой», дети непринужденно усваивают сложные понятия и совершенствуют логическое и комбинаторное мышление. После нескольких игр ребёнок без труда будет ориентироваться в геометрических понятиях, находить заданные признаки фигур и сравнивать фигуры.
«О!задачник»
"Озадачник" - это игра в задачи.
Вы тянете случайную карту, читаете условие и три варианты ответа - а правильный только один.
Можно угадать, можно попытаться решить - а потом посмотреть решение и правильный ответ внутри карты.
В любом случае вам гарантировано удовольствие!
А еще "Озадачник тренирует внимательность, развивает сообразительность, навыки счета в уме, расширяет кругозор и позволяет поддержать интеллектуальную беседу в компании со сколь угодно высоким средним IQ.

«Коробочка знаний» Викторина по математике
Что такое линия? Как звучит теорема Пифагора? Какой город изображён на купюре в 200 рублей? Ответы на эти и другие не менее занимательные вопросы вы найдёте в этой игре. На одной стороне карточки находится информация об изучаемой теме. Например, проценты. А на другой стороне написаны вопросы на эту тему. Задача игроков — внимательно запомнить то, что написано и нарисовано на карте, а затем ответить на вопрос, выпавший на кубике.
«Кругосветная математика»
Тренируем устный счёт, внимание и память
Благодаря этой игре маленькие участники почувствуют себя настоящими путешественниками и даже совершат кругосветное плавание. А всё это для того, чтобы в познакомиться с геометрическими фигурами, сложением, вычитанием и другими важными вещами!
Что нужно делать?
Вас ждут 4 варианта игры, которые помогут развить стратегическое мышление, логику, внимание, скорость реакции, коммуникативные навыки и многое другое!
Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В устном счёте развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.
Насыщение уроков разнообразными, интересными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках и во внеурочной деятельности. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения, в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи. Более того, благодаря самооценке, ученики лучше узнают свой потенциал. Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»